(no subject)

Apr 26, 2012 09:46

Аналитическая мысль, натыкаясь на колоссальные трудности в вопросе о соотношении мозга и сознания, порождает несколько экзотических решений. Одним из них является панпсихизм. Согласно этой теории, сознание имеется повсюду в природе - оно есть у растений, камней, воздуха - вплоть до элементов таблицы Менделеева, молекул, атомов и элементарных частиц - а также их комбинаций. Это дает обьяснение того, как химические вещества и биологические ткани мозга - "кусок" материи - порождают сознание. В рамках этой теории не нужно думать, в силу каких свойств и комбинаций это происходит - не нужно воображать сознание чем-то вроде программного обеспечения живого компьютера - не нужно думать, о китайской комнате - сознание уже присутствует на каждом "этаже" комбинаторной иерархии материальных "кирпичиков".

Экзотичность этой идеи заключается в том, что у валяющегося под ногами камня есть сознание того же рода, что и у нас с вами. Сознание есть у стульев, конфетных фантиков, термостатов, видеокамер, щепок, соплей...

Недавно понял, что идея эта - не такая уж и экзотическая. Из близких авторов самым авторитетным панпсихистом является Шопенгауэр. Вот кусочек из книжки "Мир как воля и представление":

"Итак, выясненное теперь двоякое, в двух совершенно различных видах данное нам познание о сущности и деятельности нашего собственного тела мы будем употреблять в качестве ключа к сущности всякого явления в природе. Все объекты, которые не есть наше собственное тело и потому даны нашему сознанию не двояко, а лишь как представления, мы будем рассматривать по аналогии с телом и признаем поэтому, что как они, с одной стороны, подобно телу, суть представления и в этом совершенно однородны с ним, так и, с другой стороны, если устранить их бытие в качестве представлений субъекта, то полученный остаток по своему внутреннему существу должен быть тем самым, что мы в себе называем волей. Ибо какой же иной род бытия или реальности можно приписать остальному физическому миру? Откуда взять элементы, чтобы составить такую реальность? Кроме представления и воли, мы не знаем и не можем помыслить более ничего. Если мы хотим приписать физическому миру, непосредственно находящемуся лишь в нашем представлении, наибольшую известную нам реальность, то мы должны придать ему ту реальность, какой для каждого является его тело: ибо последнее для каждого есть самое реальное. Но если мы подвергнем анализу реальность этого тела и его действий, то, помимо того, что оно есть наше представление, мы не найдем в нем ничего другого, кроме воли: этим исчерпывается вся его реальность. Таким образом, мы нигде не можем найти другой реальности для физического мира. Если, следовательно, физический мир должен быть чем-то большим, нежели просто наше представление, то мы должны сказать, что он кроме представлений, т. е. в себе и по своему внутреннему существу, является тем, что мы в самих себе находим непосредственно как волю."

Тут важна не аргументация, а сама идея Шопенгауэра - идея о том, что воля, которую мы открываем в себе как некую сущность нашего бытия - воля, к которой у нас есть интроспективный доступ (поэтому ее можно назвать сознанием, внутренним субьективным ментальным пространством) - пронизывает весь мир - так что стулья, конфетные фантики, термостаты, щепки и сопли наделены ею точно в том же смысле и в том же режиме, что и мы с вами.

Эта идея у Шопенгауэра - центральная. Ради нее он вобщем-то и написал книгу.
Previous post Next post
Up