(Untitled)

May 03, 2009 19:26

Известные аналитические философы, занимающиеся этикой, приводят в некоторых статьях следующую ситуацию ( Read more... )

мораль

Leave a comment

raf_sh May 4 2009, 01:23:52 UTC
- Пожелать этому аналитическому философу самому попасть в такую ситуацию и сделать выбор. Или - не пожелать.

Reply

dennett May 4 2009, 01:51:51 UTC
не понимаю вашего комментария. полон предположений о том, что вы хотели сказать, но не могу решить.

1. Аналитические философы все дураки, их эксперименты глупы.
2. Даже спрашивать о таких ситуациях низко и позорно, их надо решать в лоне семьи, немо и подспудно.
3. Об этом нельзя думать, надо крепко зажмуриться, поднатужиться, и сделать выбор - и пусть они первые бросают камень.
4. Очень трудная ситуация, страшная - и вы просто парализованы, даже просто услышав о ней - о думаете, что и аналитические философы должны быть тоже парализованы - а если не парализованы, то с ними что-то не в порядке.
5. Человек, у которого нет как минимум двоих детей не может ничего дельного сказать о таком.
6. Нельзя придумывать ситуации, где есть больные дети - только аналитические философы способны на такую жестокость.
7. Тот кто придумывает такие ситуации сам нуждается в нашей помощи, в наших ресурсах.

я в затруднении

Reply

phyloxena May 4 2009, 02:02:31 UTC
Аналитические философы в самом деле отличаюытся некоторой кашей в голове, насколько можно судить. В частности, их мысленные эксперименты вечно формулируются так абсурдно, что трудно о них думать всерьез.

Нельзя распространить вопрос одной семьи на все общество. Можно рассмотреть общества с различными балансами приоритетов, в которых семьи будут скорее выбирать одно или другое.

Ну и, знаете что - я думаю, что предпложение о пропорции пользы полностью меняет дело. Ага, берем и как звери максимизируем полезный выход.

Reply

dennett May 4 2009, 02:19:42 UTC
--мысленные эксперименты вечно формулируются так абсурдно, что трудно о них думать всерьез.
--не вижу отчего. может быть просто трудно думать? :)

--Ага, берем и как звери максимизируем полезный выход.
--Почему максимизируем?

Reply

phyloxena May 4 2009, 02:38:04 UTC
-- Нет, не может. Я сказала именно то, что имела в виду. Описанный здесь мысленный эксперимент требует огромного количества допущений, и нет никаких причин допустить именно это. Начиная, извините, с того, что в каком это пригороде у нормального ребенка будет больше возможностей, а у больного меньше, чем в каком это городе?

-- Потому что выбор стоит таким образом, что компромисс делать не из чего. Потому что если я скажу, что поселимся в близком пригороде, из которого удобно ездить в больницу, то моральный фолософ ткнет пальцем в условие задачи, где слова "близкий" нет. Ага, меня раздражает постановка вопроса, в которой предлагается играть в нулевую сумму с живыми детьми.

Reply

egmg May 4 2009, 06:37:57 UTC
:)))

Reply

berlinguide May 4 2009, 21:56:02 UTC
Реально общество, например, способно регулировать такую ситуацию: нельзя навредить ни больному, ни здоровому ребёнку. Это не отменяет параметров выбора уже после этой установки - выбора внутри малой группы.

Reply

raf_sh May 4 2009, 04:48:02 UTC
Такая ситуация не может быть абстрактной. Выборы делают конкретные люди в конкретных обстоятельствах. Предлагать же умозрительный выбор между слезинкой ребенка и неважно чем, но чем-то очень большим - любимое занятие достоевских, с легкостью доводящих до слез собственных близких.

С другой стороны, обычно такие ситуации используют психологи во время групповых игр при селекции кандидатов. Не важно, какой будет сделан выбор, важно поведение каждого участника и умение находить единогласное решение.

Reply

egmg May 4 2009, 06:40:35 UTC
Да, ситуация на местности, так сказать, вносит всегда свои коррективы. Абстрактно такой вопрос решить не представляется возможным. Это вообще не проблема, когда формулируется в абстрактном виде, поэтому и решить ее на абстрактном уровне никак нельзя. Но абстрактная формулировка проблемы помогает увидеть проблему на местности, в ситуативном контексте, и, соответственно, помогает ее решать.

Reply

raf_sh May 4 2009, 06:48:04 UTC
:)
Вот и формулировать проблему абстрактно - но на конкретной местности, самому конкретному человеку. Сжиться с собственным решением, каким бы оно ни было, помогут, в крайнем случае, платные психологи. А "аналитические философы, занимающиеся этикой", вряд ли будут столь полезны - их задачи уже по замыслу не должны иметь "правильных" решений, они провокативны по определению.

Reply

egmg May 4 2009, 06:57:23 UTC
Это опасный ход рассуждений. На местности нужен компас, который привязывает ситуативность к общим глобальным закономерностям, если хотите, к Космосу. Необходимо представление о норме с тем, чтобы с этой нормой сверяться. В проотивном случае, все будут действовать, кто в лес, кто по дрова. Но мобильность в решениях на местности не менее важна. Компас указывает направление, но прямо по ходу стрелки пропасть, надо обойти, но потом снова лечь на курс.

Reply

raf_sh May 4 2009, 07:06:23 UTC
Особенности реальной жизни приводят к тому, что для бытового человека возникающие ситуации выбора радикально отличаются от тех, к которым мы долго и тщательно готовимся. И самые трогательные и мужественные решения принимают чаще всего не те люди, которые упорно тренировались.

Тренированные же хорошо адаптируются в средах, где критерии верности выбора относительно стабильны и ясны, но имеют к морали только косвенное отношение, например - в бизнесе, или даже в медицине, где надо обслуживать параметры мед. статистики.

Reply

dennett May 4 2009, 08:36:00 UTC
Спасибо!!! Очень показательный разговор, не правда ли?

Reply

egmg May 4 2009, 12:58:14 UTC
Весьма весьма

Reply

yurvor May 4 2009, 16:45:35 UTC
Именно что компас. А где здесь компас-то? Тут как раз никаким компасом и не пахнет...

Reply

egmg May 4 2009, 16:48:22 UTC
Где тут?

Reply


Leave a comment

Up