(Untitled)

Jan 19, 2008 09:17

Правила этой десятки - десять главных романов западной литературы по одному на писателя. Порядок - по личному выбору. Интересный результат в том, насколько все твердо стоит на местах - за исключением, пожалуй Перека - но, думаю, через пятьдесят лет и он пустит корни ( Read more... )

проза

Leave a comment

argrig January 19 2008, 17:20:42 UTC
Тогда я её ставлю в очередь следом за "жизнью".

А через иносказательность Кафки я не пробираюсь. И думаю, что многие честные читатели не добираются до идейного слоя. Вообще, про читательскую девственность есть отличный рисунок:


Reply

dennett January 19 2008, 17:24:41 UTC
Мне кажется, у кафки особых идей нет. Все, что есть - в самих событиях. Приходят люди, обвинения, попытки оправдаться, хождение по инстанциям, угрозы, непонятное убийство в темноте. Также и в Замке - странная земля, избы, сон на полу, пожарники, нужно добраться до точки А, все что-то никак не получается.

Reply

argrig January 19 2008, 17:51:00 UTC
Но ведь тогда остаётся, по сути, лишь эстетика, сюжет, эмоции. Это-то я воспринимаю близко как раз, но установка "большой литературы" как раз в поиске десятого дна, идеологии, того самого "что же он хочет сказать этим?" или "что же можно в этом понять?".

Притчевость у Кафки наводит на мысль, что смысл лежит за пределами сюжета, и что сам сюжет только олицетворяет и отсылает. Такая вот символьная трактовка напрашивается.

Если же идей особых у Кафки нет, то что ищет читатель, в каком режиме он должен браться за текст?

Reply

dennett January 19 2008, 18:14:51 UTC
У кафки, мне кажется, притчевость не аллегорическая - ее так просто на язык сводки-интерпретации не переведешь. Для того, чтобы уловить смысл надо попытаться прожить вместе с героем, идентифицироваться духовно и физически - и тексты его для этого идеально подходят, они ясно и прямо описывают все, что происходит, без ужимок и уловок автора, без манипуляций, без эффектов (что отличает кафку от почти всех других) - и тогда, превратившись в героя - ты как бы перерождаешься, возникает в тебе самом некое новое знание о мире и о себе, которого не было раньше и которого никаким другим способом, кроме как чтением кафки не добыть. В этом смысле начало Превращения лучше всего иллюстрирует что я хочу сказать - как замза внезапно просыпаясь чувствует себя жуком, так читатель, внезапно попадая в мир кафки должен почувствовать себя замзой... Замзой или Йожефом К. или кротом - и тут надо не притчевый смысл искать, а вместе с героем проживать его физический, топологический, моральный, юридический мир...

Reply

argrig January 19 2008, 18:23:41 UTC
Вот это дельные слова, спасибо. Это как раз та необходимая читательская подготовка, о которой я сказал.

Reply

dennett January 20 2008, 14:25:36 UTC
Знаете, что мне пришло вдруг в голову относительно вас - и это будет личная просьба -
Прочитайте или пречитайте Превращение, Крота, Голодаря и Исправительную колонию - и попробуйте сами написать рассказ - попробуйте подобрать своим внутренним состояниям сюжет - по образцу Кафки. Я вдруг подумал, что у вас должно ярко получиться - вы отлично владеете языком - и ваши внутренние состояния достаточно выражены, чтобы наполнить язык жизнью и смыслом. Единственное - и это у Кафки есть - надо попробовать избежать буквализма - прямой иллюстративности.

Reply

argrig January 20 2008, 14:44:55 UTC
Даже не знаю, что сказать. Вас я очень серьёзно воспринимаю, но также серьёзно меня пугает мысль о приобщении к мировой графомании. Даже так скажу: прожить жизнь бездарно для меня не так страшно, как бездарно написать.

Reply

dennett January 20 2008, 14:58:55 UTC
Вот это странно от вас слышать. Ваш рефрен - что все бессмысленно и смерть неизбежна - и тут вдруг вы мне говорите, что есть все же в жизни человеческой нечто очень важное, такое важное, что даже важность самой жизни перевешивает - и это важное - литература. О-о, думаю, что ж, ты, брат аргриг так редко об этом пишешь?! А потом нет, думаю, мы с ним об этом говорили, он про музыку и литературу - и про искусство вообще - писал, что это просто ублажение слуха, нечто вроде щекотки, и говорил, что никакого особого смысла в этом нет - как и во всем остальном - как в свиных хрящиках...

Reply

argrig January 20 2008, 15:40:27 UTC
Бессмысленность, как ни парадоксально, оставляет очень разные способы страдать.

Жить, не написав ни строчки, означает поприсутствовать в бессмысленности, отсидеть свой ненавистный срок и сгинуть. Чай, сам себя не рождал, не виноват. А написать бессмысленность означает принять участие в бессмысленности, создать её, потратить себя на убожество, возненавидеть себя.

Почувствуйте разницу - лежа на диване, смотреть в окно на то, как народ ситами воду черпает из реки, и - вдруг схватить дуршлаг самому и побежать вычерпывать океан.

Ну а думать, что ты вдруг намоешь кафкианский алмаз - наивно, потому что эти алмазы, даже держа в руках, ты принимаешь за стекляшки. Все говорят - да это же алмаз, и ты соглашаешься, конечно, и сам подыгрываючи кричишь "Ба, он прекрасен!" То есть, прииски, может, и имеют смысл, но не для тебя. Тебе на них только бегать между берегом и конторой и интересоваться у понимающих: "Случаем-с не алмаз ли намылся у меня давеча?"

Ну, надеюсь, поняли что тут к чему.

Reply

dennett January 20 2008, 16:07:19 UTC
Но мне кажется - вполне благородно будет довести страдания и бессмысленность до логического предела - таким образом - убедиться не только в своей бессмысленности - но и в бездарности - тут уже совсем конец - вы правильно сказали - страшнее, чем умереть - это же прекрасно... и потом, вдруг получится и есть бог...

Reply

argrig January 22 2008, 12:17:29 UTC
"но и в бездарности - тут уже совсем конец"

Именно. Убить в себе не только надежду, но и слабое сослагательное утешение, что, дескать, если бы в другой жизни ты писал, то писал бы неплохо.

Отказаться от потенциального. Это уже настоящий подвиг абсурдного человека.

Слабым же иногда не следует реализовывать возможность, чтобы потреблять наличие самой возможности. Я иногда беру с собой в дорогу книгу, про которую знаю, что не буду её читать, но всё равно беру - чтобы не зависеть от факта её отсутствия.

Вы же предлагаете войти в связь со своей бездарностью, практически, жениться на ней, зачинать в ней мертвых младенцев.

Reply

dennett January 22 2008, 12:25:12 UTC
Очень рад, что вы не обиделись. :)

Я на самом деле предлагал все это, разумеется, в другом формате - в формате частных людей со своими маленькими хобби. Вот некоторые люди рисуют акварели в свободное время, некоторые изготавливают курительные трубки, мы с вами пишем в жж - вот я вам предлагаю в том же духе рассказец написать... вдруг младенчик пару дней поживет, мы будем его в ванночке купать... я почти уверен, что родится по крайней мере живой.

Reply

argrig January 22 2008, 12:45:23 UTC
"вдруг младенчик пару дней поживет, мы будем его в ванночке купать"

Какой чудовищный образ.

Замыслить рассказ, конечно, очень аппетитное предприятие. Посмотрю теперь, как мысль о нём прорастёт и прорастёт ли. Это ж такое немыслимое переключение режима, потрясение даже - с ЖЖ, где кто во что горазд, и сразу в сюжет, в форму - как если шашист в бокс пойдёт.

Reply

_kot_obormott January 21 2008, 05:51:33 UTC
выходит не одна я в вас нового кафку вижу))

Reply

fe_liz January 20 2008, 01:36:50 UTC
Как здорово вы сказали, просто захотелось взять да перечитать.

Reply

causa_siu January 30 2008, 22:45:54 UTC
как здорово, что именно ты эти слова написал "Притчевость у Кафки наводит на мысль, что смысл лежит за пределами сюжета, и что сам сюжет только олицетворяет и отсылает. Такая вот символьная трактовка напрашивается."
Для меня это и есть - жизнь и её смысл, смысл - за пределами сюжета. Я всё искала, как тебе об этом сказать - а ты сам сказал!

Reply


Leave a comment

Up