Feb 19, 2007 14:16
Есть у меня приятель-поэт, который считает, что если в стихе найдена основная музыка (смысловая и ритмическая), то все остальное неважно - слова, строки, строфы можно менять свободно; в разговоре об этом он приводит пример джазовой импровизации. Я же думаю, что, напротив, каждое слово, вплоть до междометий, бесконечно важно. Есть известная просьба - дайте мне точку опоры, и я переверну землю - так вот, в стихе такой точкой может оказаться любое слово. В некотором роде это определение стиха - речь, где каждое слово есть точка опоры. Выберем какое-нибудь и нажмем на все остальное - хороший стих, вместе со всей вселенной, плавно перевернется вокруг него как айсберг.
Но с другой стороны - и приятель тоже прав - слова в стихе не должны превращаться в фетиш. Так они и существуют в стихах, в узком зазоре между извращением и последней надеждой, между фетишем и точкой опоры.
стихи