(Untitled)

Dec 07, 2006 17:09

При так называемом процедурном подходе к справедливости и социальному контракту различаются две ситуации: в первой сходятся и пытаются решить, как жить эгоисты; во второй - альтруисты. Интересно, кому будет труднее договариваться.

мораль

Leave a comment

justso123 December 8 2006, 07:32:47 UTC
Трудно представить себе, как смогут договориться альтруисты: эгоисты хотя бы знают, чего хотят они сами, а откуда альтруисту знать, чего хотят другие, если эти другие точно так же теряются в поисках чужой воли, и как договариваться, если неизвестно, о чем?

Reply

dennett December 8 2006, 12:18:04 UTC
Альтруисты уважают чужую волю только начиная с узкого круга свободы, который должен окружать каждого человека. К примеру, они уважают волю жертвы изнасиловния, но не уважают волю насильника.

Альтруиста я вижу как того, у кого есть предложение относительно способов улучшения жизни всех людей. Относительно альтруиста: возьмем к примеру наркомана-героиниста - я точно знаю, что ему лучше прекратить ширяться и заняться своими детьми - несмотря на то, что он, по своей воле, хочет заполучить очередной шприц. Это конечно крайний пример, однако он показывает, что я могу знать, что хорошо для человека помимо его воли. Еще один пример - возьмом парламент просвещенной страны - неужели вы верите, что там заседают одни злые эгоисты, и каждый из них стремится провести такие законы, которые сделают ему лично лучше??? Ситуация альтруизма встречается очень часто - и это вполне обычная ситуация.

Reply

justso123 December 8 2006, 13:30:02 UTC
Ситуация альтруизма встречается очень часто и часто выливается в хайековскую "пагубную самонадеянность": альтруисту кажется, будто он знает, как улучшить жизнь людей, а на самом деле - нет, так как многих мелких, но важных деталей не видит и из лучших побуждений может сломать все в тартарары. Пример - провал попыток централизованного управления экономикой и обществом, и далеко не только коммунистических. Недавно прочитала, как в Танзании альтруистическое правительство хотело улучшить жизнь крестьян, собрав их в большие оседлые деревни: тогда можно будет провести электричество, снабдить техникой, открыть школы, повысить урожайность за счет достижений современной агрономической науки - в общем, намерения сплошь благие. Результат - резкое падение урожайности и побеги из организованных деревень при первой возможности: агрономы-теоретики не знали особенностей местных почв и из-за введения монокультур там, где все всегда росло вперемешку, началась эрозия почв, а из-за перемещения людей из привычных мест был потерян опыт работы с землей, ( ... )

Reply

dennett December 8 2006, 13:36:57 UTC
Это общее место, что из альтруизма часто происходит недород и голодомор. Давайте примем это как данное. Как данное же примем, что тоже самое происходит часто и из эгоизма.

Reply

justso123 December 8 2006, 13:54:18 UTC
К сожалению, я слишком плохо знаю институциональную экономику и теорию игр, чтобы построить четкую модель. Недород и голодомор часто начинаются с альтруизма - от недооценки транзакционных издержек на выяснение всех обстоятельств. Ситуация, когда альтруисту сразу все ясно и известно, что делать, - исключение, а не правило. Даже в случае с наркоманом любой врач скажет: не захочет лечиться - не выкарабкается никогда. А если функция полезности альтруиста определяется полезностью других, а другие - тоже альтруисты, получаем неразрешимую циклическую ссылку и зашкаливающие транзакционные издержки. И тогда, практически по теореме Коуза, на месте свободной дискуссии возникает диктатура как более эффективный, если не единственный способ добиться хоть чего-нибудь. И тут уже на вершине пирамиды оказывается какой-нибудь эгоист, недород и голодомор выходят на новый круг.

Reply

dennett December 8 2006, 14:50:28 UTC
но я привел ту ситуацию, при которой там много альтруистов - и каждому ясно свое. У них конфликт - и каждый считает, что из планов соседа выйдет катастрофа. Им надо договориться так, чтобы все альтруисты остались довольны.

Reply

justso123 December 8 2006, 15:18:56 UTC
Так еще интереснее, хотя мне кажется, что согласовать многочисленные альтруистические концепции всеобщего счастья будет труднее, чем найти седловую точку практических интересов: у теоретиков степеней свободы больше и спорить они могут бесконечно, а практики заинтересованы в некоем решении, которое заработает при их жизни, а следовательно - и в компромиссе.

Reply

dennett December 8 2006, 15:29:24 UTC
вот у роулза в этой ситуации находятся эгоисты - и он придумал метод, при помощи которого эгоисты могут договориться.

Reply

justso123 December 8 2006, 15:37:54 UTC
Модели, описывающие договоренности эгоистов, существуют (например, в "Расчете согласия" - или как-то еще называется - у Бьюкенена, там как раз о конституционном выборе), но о моделях, описывающих договоренности чистых альтруистов, я не слышала.

Reply

dennett December 8 2006, 14:50:42 UTC
:)

Reply


Leave a comment

Up