Что ни говорите, а громадные германские дирижабли межвоенного периода - даже более знаменитая штуковина Made in Germany, чем танки "Тигр" и "Пантера". То есть самолёты самолётами, а дирижабли это совершенно другой уровень восприятия полёта. Очень жаль, что идея так и не получила развития. Не знаю, насколько эксплуатация дирижабля экономически выгодна, но у этого симбиоза корабля и воздушного шара есть такая мощная харизма, на уровне полётов в космос, что мне удивительно даже, что идея до сих пор пылится по архивам. Всё ж материалы и технологии сегодня куда как получше, чем в 30-е годы. Правда, требования безопасности ещё гораздо крепче :)
Ну да, 6 мая было 75 лет гибели "
Гинденбурга", самого знаменитого детища фирмы "
Цеппелин", которая перечеркнула карьеру пассажирских дирижаблей в самом начале. И ведь "Гинденбург" под гелий строили, и даже договорились его купить в Америке, но - гелий посчитали товаром военного назначения и запретили продавать в фашистию. Американцы потом этим гелием свои
противолодочные дирижабли надували. А цеппелину пришлось летать на водороде, за что он и поплатился в этот день 75 лет назад. Жалко.
У "Гинденбурга", кстати, был родной брат, который назывался
LZ130, который почти по-современному назывался "Граф Цеппелин II". Но, будучи запущенным всего за год до Войны, ему не довелось много полетать. Маразм в Германии и в Европе крепчал, "старший брат" ужасно погиб, поэтому "Граф Цеппелин II" в основном промышлял рекламными полётами по Германии во славу Фюрера, да почту туда-сюда возил. Пассажирские перевозки были запрещены от греха подальше. С началом Войны цеппелин поставили на прикол, уже 1 сентября 1939 сдули, а в апреле 1940 года разобрали вообще на металлолом. На этом всё в общем и закончилось.
Стоит упоминания разве что забавный стартап
Cargolifter AG в 1996-2002 годах. Контора набрала капитала, даже с государства что-то вытянула, и даже на биржу вышла, на волне интернет-бума. Собирались построить
дирижабль почти в три раза больше "Гинденбурга", для перевозки грузов до 160 тонн. Но дирижабля они не построили, вылетели в трубу в 2002. Зато построили совершенно шедевральный
ангар, в который можно было бы Эйфелеву башню целиком засунуть, 360 × 210 × 107 м. Сейчас там развлекательный парк "Тропические Острова". Тоже жалко.
А нынче Бильд чёркнул
заметку с парой деталей про "Гинденбург". Так, 59-часовой полёт через Атлантику стоил 1875 рейхсмарок, или 7200 евро на нынешние деньги. Кстати, не так чтобы и заорбитально дорого. Кажется, у "Люфтганзы" First Class на дальних рейсах стоит примерно того же порядка сумму. Там далее есть очень рульная схема пассажирских помещений "Гинденбурга", но как заглавную я выложу всё-таки эту сюрную фотку полёта над Нью-Йорком громадного цеппелина со свастиками на хвосте.
Вот план кабины:
Как можно видеть, пассажирские каюты были двухместными, с двумя полками одна над другой и размером с купе поезда. Вот, кстати, модель интерьера каюты из музея фирмы:
Комфорт уровня спального вагона первого класса примерно, но вот окна нет, это ерунда конечно. Зато, как видно, на двух площадках-ресторанах окон было сколько хочешь и простору побольше. Вот ещё один разрез кабины, постарше:
Не могу понять, где же там туалеты :)
В заключение ещё пара фоток дирижаблей над Америкой. На первой ещё один "Гинденбург" в "Iron Sky"-стиле, а на второй
LZ127 "Граф Цеппелин" (первый), фотка из 1928 года. Он хотя и меньше в два раза, зато даже в СССР летал и вообще до сих пор держит официальные рекорды по дальности и продолжительности полёта гражданского дирижабля (6384,50 км и 71 час соответственно; но на деле он летал и дальше, и дольше).
...а какие небось были в это время виды из окон самих дирижаблей!
UPD. Ещё
куча фоток "Гинденбурга" в хорошем разрешении (via
dsjkvf)
UPD2.
И ещё и
ещё