За любым историческим событием стоят люди с их взглядами, амбициями, действиями и, как ни странно, преступлениями. Евреи в СССР, активно участвующие в великой революции, опрокинувшей императорскую Россию, получили все мыслимые и немыслимые блага. Но, несмотря на это, они по-прежнему воспринимали себя как нечто особенное, избранное и деятельность которых, в итоге, привела к громадной трещине в монолите советского государства. Данная статья является своеобразным исследованием, что это были за люди и как они воспринимали сами себя в СССР.
Война против национал-социалистической Германии, несмотря на ее ужасы, глубоко повлияла на национальное самосознание советских людей и, главным образом, это качалось русских, являвшихся ядром сильного советского государства. По словам И.Сталина, именно русский народ в годы самых тяжелых поражений продолжал доверять советскому руководству, и это ”оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу”. На наиболее важные и ответственные посты в государстве стали в большинстве своем назначаться этнические русские и этот факт сражу же отразился на лояльности евреев к советской власти, почувствовавших себя “униженными и оскорбленными”. Дело в том, что во время войны советские спецслужбы сделали на основе имеющихся данных весьма неприятное открытие: ”советские евреи оказались не только привилегированной национальностью, но и этнической диаспорой”, с множеством родственников по всему миру, имевших весьма сомнительную репутацию. А в СССР госаппарат был представлен внушительной еврейской прослойкой, и эта весомая роль вскружила головы многим представителям советской номенклатуры, так как им казалось, что И.Сталин согласен управлять страной только с этой еврейской частью советских руководителей. Да и из народных низов поступали сигналы о том, что во время войны евреи предпочитали отсиживаться в тылу, избегая передовой, а после победы именно евреи получали от государства бесплатное образование в университетах и, благодаря многочисленным связям, находили хорошую работу , тогда как большинство советских людей сталкивались с неустройством и разрухой. Подобные появления скрытых очагов напряжения в советском обществе заключало в себе серьезную угрозу для государственного строя.
В 1946г. А.Жданов, секретарь ЦК, разослал во все партийные организации инструкцию: ускорить процесс выявления и удаления ”космополитических” кадров, скрывавших свою еврейскую национальность под русскими псевдонимами с государственных должностей, в том числе с ключевых постов в области пропаганды, идеологии и культуры, и продвигать русских и представителей других народов СССР. Первый удар по еврейскому засилью был нанесен по Еврейскому антифашистскому комитету, который по данным органов госбезопасности превратился в ”центр антисоветской пропаганды и регулярно поставляет антисоветскую информацию органам иностранной разведки”. Руководство ЕАК в лице С.Михоэлса, С.Лазовского и др., ассимилировавшиеся в русской культуре и принявшие коммунистический режим, тем не менее поддерживали сионистское движение и среди евреев США и Израиля, т.е. по сути они превратились в потенциальную ”пятую колонну” внутри советского общества.
Разумеется, не стоит преувеличивать масштабы сионистских настроений среди советских евреев, но, тем не менее, они существовали. Вот, что писал писатель Давид Самойлов в 1956г. о советской власти: ”Русская тирания - дитя русской нищеты. Общественная потребность в ней порождалась скудностью экономики, необходимостью свершить жестокие и героические усилия для расширения общественного богатства. Но диктатура, принятая обществом, постаралась заменить истинный, простой идеал человека античеловеческими идеалами подозрительности, человеконенавистничества”.
Молодые образованные евреи все более стали отчуждаться от советского общества. Юноши и девушки и еврейских семей отличались начитанностью и тягой к образованию и знаниям. Но при этом они стали осознавать, что из-за сталинской компании по ”борьбе с космополитизмом” у них не будет такой блестящей карьеры, как у их родителей в 20-е гг. Вот, что вспоминал о своих чувствах Михаил Аргунский, сын евреев-большевиков, а затем сионист: ”Евреи были обращены в сословие рабов. Нельзя было ожидать, что народ, давший уже при советской власти и политических лидеров, и дипломатов, и военачальников, и хозяев экономики, согласится возвратиться в униженное состояние сословия, высшей мечтой которого было получить должность зав. лабораторией”.
ногие представители советской интеллигенции с еврейскими корнями - писатели, поэты, музыканты, художники и актеры затаили ненависть в годы ”борьбы с космополитизмом”. В 1960-е гг. они оказались вовлеченными в процессы ”холодной войны” и стали играть главную роль в т.н. движении ”за права человека”, по сути, занимаясь антисоветской деятельностью, а государство Израиль стал их предметом коллективной гордости и мечтой о другой жизни. Все это приводило к тому, что у многих молодых евреев отпадало желание быть советскими гражданами, правда получив при этом бесплатное образование, и они стали думать об отъезде из СССР.
С 1965г. советское правительство разрешало эмиграцию советских евреев в Израиль по квоте - вначале 1500 человек, а с 1970г. - по 3 тыс. человек в год. В 1971г., по инициативе КГБ, ограничения на еврейскую эмиграцию были ослаблены прежде всего для людей с высшим образованием, расчет делался на то, чтобы таким образом избавиться от потенциальных антисоветчиков. С 1972г. ”еврейская эмиграция” возросла до 30 тыс. человек в год и продолжала увеличиваться. В партийно-государственном аппарате многие возмущались тем, что евреям позволяется так вот запросто уезжать. И в августе 1972г. Президиум Верховного Совета СССР издал специальный указ, согласно которому в качестве необходимого условия для получения разрешения на отъезд в Израиль предписывалось возместить затраты на обучение в высших учебных заведениях.
Еврейское сообщество в США (а не и Израиле!) восприняло этот указ повод для объявления войны всему советскому образу жизни. В американских СМИ развернулась настоящая компания, осуждавшая советское правительство за введение ”платы за въезд” для советских евреев. Почти сразу же у влиятельной еврейско-либеральной оппозиции в конгрессе США появились возражения против заключения торговых и финансовых соглашений с Советским Союзом. Сенатор-демократ от штата Вашингтон Генри Джексон предложил поправку к американо-советскому торговому договору, увязывавшую его принятие со ”свободой выезда для советских евреев”. Чарльз Вэник из Огайо поддержал эту поправку в палате представителей. Поправка Джексона-Вэника отныне означала для СССР введение высоких экспортных тарифов и пошлин на торговлю с США.
В Советском Союзе правительство признало сложность сложившейся ситуации, ведь речь шла об изменении советского законодательства под давлением извне, да еще по взрывоопасному ”еврейскому вопросу”. Еще в 1970г. сионистам удалось привлечь внимание международной общественности к событиям в СССР, когда в Ленинграде судили 12 человек, задумавших угон пассажирского самолета и арестованных у самого трапа. Большинство из них добивалось разрешения на выезд в Израиль. Результатом стало решение советского руководства об увеличении квоты на эмиграцию (кроме квалифицированных специалистов, имевших доступ к секретным разработкам в военных отраслях) и, что образовательный налог на выезд будет применяться только в исключительных случаях. Однако частичные уступки уже не могли удовлетворить сионистов в Израиле и еврейско-либеральное лобби в американском конгрессе.
Подобная международная коалиция отказывалась идти на какие-либо компромиссы с советским государством, требуя уже полной свободы эмиграции из СССР. И здесь явно прослеживается параллель с уже имевшими дело событиями 20-х гг., когда антисоветские умонастроения множились за рубежом, питая движения против признания первого в мире социалистического государства. Если 40 лет назад влиятельные сионистские группы в мировом сообществе отказывались признать большевиков, то теперь Советский Союз объявлялся главным нарушителем прав человека.
Еще одним следствием антисоветской истерии стал своеобразный альянс между евреями в СССР с одной стороны и американской прессой - с другой. Евреи, живущие в Москве, которым отказали в выезде, с помощью американской журналистики стали героями сопротивления советскому режиму. Они рассматривали свои подпольные интервью в западной прессе как еще одно оружие давления на советское руководство, заявляя, что Запад погибнет, если пойдет на компромиссы с Кремлем. И тем самым провоцируя вновь и вновь еврейских радикалов за рубежом пикетировать советские представительства, а позже - даже подкладывать бомбы.
КГД нашел выход из положения: он рекомендовал продолжать выпускать евреев из страны, а заодно и принудить к эмиграции наиболее антисоветски настроенных евреев. Так, например, А.Гинзбург, А.Амальрик отправились за рубеж прямо из тюремных камер. При всем цинизме, подобное решение ”еврейской проблемы”, между прочим, было бескровным, к неудовольствию зарубежных сионистов, т.к. позволяло подавить антисоветизм в СССР.
И действительно, многие из евреев после отъезда на Запад и в Израиль исчезли с политического горизонта, растратили силы в бесплодной интеллектуальной болтовне или ушли в обеспеченную частную жизнь, щедро оплаченную зарубежными спецслужбами. Но другие остались. Тот же Н.Щаранский, организатор подпольного сионистского движения в СССР, продолжал выступать за право советских евреев на религиозную и культурную автономию. И тут обязательно требуется уточнить - а разве всего этого не было? В СССР есть Еврейская автономная область (правда, не в Крыму, как того хотели сионисты), издавались журналы и газеты на идише и иврите, только в европейской части страны в 70-х гг. насчитывалось 62 синагоги, власти разрешали пополнять раввинат путем подготовки преемников иудейским священнослужителям в частном порядке, разрешали выезжать за границу для учебы в религиозных заведениях.
Подобная деятельность еврейских активистов еще долго оставалась в центре внимания мировых еврейских организаций, они оставались героями западной прессы. И, несмотря на давление КГБ, между прочим, отказывались эмигрировать и продолжали свою антисоветскую деятельность, и, в итоге, стали чем-то вроде мины замедленного действия, обрушившейся на СССР. А последующие годы показали наглядно весь фарс еврейского ”инакомыслия” - подпольные сионистские кружки превратились в маргинальные секты, якобы нравственная внутренняя позиция - в рассчитанную на внешний эффект политическую позу, теоретические воззрения - в примитивные антисоветские концепции, тоска по ”родине” - в оголтелый сионизм.
Но процесс разрушения нашей страны пошел, и сионистские идеи бывших “борцов” с советским (а на самом деле - с русским) режимом подхватили новые представители Кремля.