Современные представления о спорных вопросах отечественной истории напрямую связаны с теми политическими изменениями, которые происходят или происходили в сегодняшней России. Частичное открытие архивов, с одной стороны способствовало существенному прогрессу в деле изучения, например, об особенности советского государства, о его исторической роли в мировой истории. Вместе с тем в средствах массовой информации и многочисленных псевдоисторических “сочинениях” эксплуатируются половинчатые аргументы, базирующиеся на интерпретации введенных в научный оборот отдельно взятых документов, призванные отбирать факты и выстраивать из них то, что сегодня нужно власть придержащим. В итоге историческая наука в России превращается в своего рода торговую лавку, которая работает со своим прошлым, как с товаром, продавая обществу “готовые” квазиисторические штампы, влияющие на массовое сознание, временами то сильнее, то слабее. Такой неприкрытый политический контекст изучения проблем истории России требует сегодня от ответственных исследователей, как профессионалов, так и просто неравнодушных сограждан объединить свои усилия для развития истинного научного знания, в противовес современным пропагандистским клише. Данная статья, речь в которой пойдет о предвоенной внешней политики СССР перед лицом растущей военной угрозы не только со стороны Германии, но и других капиталистических государств, является малой частичкой действительно большой аналитической работы, которой предстоит собрать в единое, неразрывное целое - историю России.
Чтобы постараться понять международную политику СССР в предвоенные годы, нужно задаться вопросом о том, как был утроен мир и как должны вести себя по отношению к нему наша страна, а если быть точнее: приоритеты в области безопасности и развития, восприятие угроз и возможностей, врагов и союзников. Положение ведущих государств, прежде всего в Европе, определялось их местом в созданной в 1919-1922 гг. Версальско-Вашингтонской системе международных отношений. Ставшая объектом Версальского договора Германия лишилась колоний и ряда своих территорий в Европе, была обязана выплачивать репарации, вынуждена была ограничить свои вооруженные силы и свести до минимума свое участие в европейской международной системе. С другой стороны, возникшее в ходе революции и гражданской войны на территории бывшей Российской империи новое государственное образование СССР столкнулась с консолидацией Европы на антисоветской основе, приведшее к выстраиванию т.н. “санитарного кордона”, центральным звеном которого являлась Польша, поддерживаемая Францией и Англией. Такое положение фактически ставило СССР вне рамок новой системы международных отношений и делало его основным противником Англии, Франции и их союзников.
Разразившийся в нач.30-х гг. мировой экономический кризис умело использовался руководством СССР для создания современной индустриальной базы, позволившей в итоге стать мощнейшей региональной державой. Подобные успехи вызвали заметное беспокойство европейских государств, которые начали искать возможности сближения с СССР путем заключения договоров о ненападении, что открыло для Москвы перспективу участвовать в европейской политике в качестве одного из полноправных участников.
Серьезные изменения произошли и во внешней политике Германии, которой удалось устранить ряд контрольных установлений Версальского договора с согласия западных держав в обмен на активную антикоммунистическую пропаганду. Ведь вся внешнеполитическая позиция западных держав во многом определялась присущим им антикоммунизмом, что подталкивало их к попустительству Германии, которую можно было в нужный момент использовать в качестве ударной силы против СССР. Германия, используя подобные настроения в 1937г., заключила Антикоминтерновский пакт с Японией и Италией и одновременно провела секретные переговоры с Англией и США, которые показали, что эти страны не станут вмешиваться в случае присоединения Австрии, Судет и Данцига с целью проведения антигерманских действий. Используя подобную политику умиротворения, идеи антикоммунизма Германия аннексировала в 1938г. Австрию, значительно улучшив свое стратегическое положение. Эти события явились прологом Мюнхенской конференции, на которой Англия и Франция передали Германии приграничные районы Чехословакии в обмен на декларации и ненападении. А неоднократные предложения СССР о созыве конференции по борьбе с международной агрессией никак не были восприняты на европейском уровне.
Крах Версальской системы международных отношений показал советскому руководству, что возникновение войны в Европе - дело совсем недалекого будущего. Продолжая действовать в рамках зыбкой идеи “коллективной безопасности”, советское правительство попыталось добиться заключения союза с Англией и Францией на положении равноправного партнера со всеми вытекающими из этого последствиями, однако западные державы в который раз не захотели договариваться с “красной опасностью”. Необходимо отметить, что определенную роль в срыве англо-франко-советских переговоров сыграла и позиция восточноевропейских соседей СССР, которые заявляли в своей традиционной манере о нежелании иметь дела с наследницей пусть и формальной, не так давно существовавшей, Российской империи. Поэтому с своих расчетах Москва выбирает единственно правильное решение маневрировать, сохраняя нейтралитет в случае возможной войны на европейском континенте, и, выбрав момент ослабления будущих воюющих сторон, занять позицию своеобразного арбитра, от которого будет зависеть исход этой войны.
И в этих условиях одной из приоритетных задач советской внешней политики становится достижение нормализации отношений с Германией, тем более, что соотношение сил в Европе менялось в пользу немецкого рейха. Итогом стал подписанный 23 августа 1939г. советско-германский договор о ненападении. Использовав и склонность Германии к соглашению (сверхзадачей которой было избежать в будущей войне борьбы на два фронта), советское руководство сумело добиться серьезных уступок со стороны Берлина. СССР все-таки удалось на определенное время остаться вне европейской (пока еще) войны, получив при этом значительную свободу действий в Восточной Европе и более широкое пространство для маневра между воюющими странами в собственных интересах. Таким образом, СССР стал участником большой мировой политики, что позволило, наконец, восстановить историческую справедливость в виде ревизии западных границ, навязанных ему европейскими державами еще в 1920-1921гг. Осенью 1939 - летом 1940гг. в состав СССР были возвращены Зап. Украина и Белоруссия, Карельский перешеек, Приладожская Карелия, Прибалтика, Бессарабия и Сев. Буковина, общей площадью около 457 тыс. кв.км и населением в 23 млн. человек. Успешно лавируя между двумя воющими блоками, советское руководство смогло значительно расширить территорию своей страны, вернуть контроль над стратегически важными регионами, что значительно повышало обороноспособность и военно-экономические возможности.
Дальновидная и успешная политика СССР на международной арене не смогла не привести к ухудшению советско-англо-французских отношений, т.к. эти страны были недовольны тем, что им не удалось использовать СССР в своих интересах и русские осмелились предпочесть игнорировать “святое” дело защиты западноевропейских демократий. В Лондоне и Париже стали воспринимать СССР в качестве невоюющего союзника Берлина, нанесение ущерба которому было формой косвенного давления на Германию. Дело дошло до того, что зимой 1939 - летом 1940гг. возникла реальная угроза англо-французского нападения на СССР. Советское правительство смогло с помощью дипломатии избежать возможного военного конфликта, предприняв в то же время ряд военных мер, которые позволили бы дать адекватный ответ на англо-французское нападение.
Вместе с тем советско-германские отношения продолжали развиваться довольно неоднозначно, поскольку ни одна из сторон не забывала о возможном военном столкновении. Советско-германское сотрудничество позволило Москве получить ряд военно-технических поставок в обмен на ограниченные поставки сырья. Такой выгодный “ход” способствовал развитию советской экономики и перевооружению РККА, что позволило СССР занять более твердую позицию по отношению к Англии и вынудить последнюю к постепенной нормализации отношений. Однако расширение германской экспансии в Европе привело к нарастанию во второй пол.1940г. напряженности в советско-германских отношениях. В принципе, советское правительство не исключало возможности продолжения сотрудничества с рейхом. Однако среди германского руководства возобладала точка зрения, при которой СССР расценивался как слабый противник, разгром которого не потребует больших усилий. Со своей стороны и СССР вовсе не собиралась отдавать континентальную Европу в безраздельное господство Германии. Переломным моментом в советско-германских отношениях стали переговоры в Берлине в 1940г., которые выявили, что наиболее остро интересы сторон сталкиваются в Финляндии и на Балканах, и здесь новый компромисс оказывается просто невозможным. И с ноября 1940г. советско-германские отношения стали развиваться в русле непосредственной подготовки к войне, которая была порождена исключительно стремлением Германии господствовать в Европе. Верно улавливая обострение советско-германский отношений, Москва все же полагала, что до окончательного разрыва еще есть время, как для дипломатических маневров, так и для проведения мер по повышению боеготовности РККА. Эта ошибка в оценке обстановки в мае 1941г. привела к тому, что германское нападение застало советские войска врасплох, не готовыми к целенаправленным стратегическим действиям.
Оценивая предвоенную международно-политическую обстановку на примере вышеизложенного материала, читателю становится ясным, что все великие державы, кроме СССР, занимали близорукие и эгоистические позиции. Вся советская политика, направленная на сколь-нибудь коллективную безопасность, была сведена на нет недоверием и подозрительностью европейских стран. Ведь общим для них являлся политико-идеологический подход к СССР. Его основными составляющими были представления о нашей стране (которые остались и в наше, современное время) как о потенциальном противнике, ставкой на устрашение советского руководства, а в будущем и возможной войны с СССР. И советское правительство использовало сложившуюся ситуацию для сближения с германским рейхом. Это стало большим успехом советской дипломатии и следует подчеркнуть, что советско-германский договор ни в какой мере не является детонатором войны в Европе. Для Москвы он стал правовым инструментом, который означал большие поля для маневра в мировых масштабах, и подтверждением способности руководства нашей страны адекватно реагировать на нараставшие проблемы, особенно во внешней политике.
И в заключение необходимо сделать еще одно замечание. Истинная история, несмотря на тщательное заретуширование со стороны ложной официальной историографии, обязательно со временем даст мощный импульс пробуждению памяти русских и окажет влияние на новый, иной ход событий в нашей стране, сделав его необратимым. Разумеется, причины подобного феномена сложны и многообразны, но как правило революции начинаются именно так.