Украинский Юго-Восток: Часть 2 - О недавнем прошлом и дальнейшей участи Стрелкова и Донецка

Jul 11, 2014 14:39

Оригинал взят у tipologв Украинский Юго-Восток: Часть 2 - О недавнем прошлом и дальнейшей участи Стрелкова и Донецка
Украинский Юго-Восток: Часть 2 - О недавнем прошлом и дальнейшей участи Стрелкова и Донецка

Хроники российско-украинского противостояния
К первой части - Украинский Юго-Восток: В пространстве между прошлым и будущим  >>>


В прямой связи с фактом ведения гражданской войны на территории Украины представляется очень важным еще один вопрос - откуда именно все это время повстанцы получают запасы оружия и боеприпасов. Если почитать украинские СМИ, то у кого-то может создаться впечатление, что поступают они главным образом из России, причем ежедневно и большими колоннами. Но на самом деле рассуждения подобного рода выглядят очень наивными. При современных средствах наблюдения и пристальному вниманию к линии российско-украинской границы в районе Юго-Востока выявить любые факты подобного рода не составляет большого труда. С другой стороны нелегальная переправка через эту границу сколько-нибудь крупных партий оружия и боеприпасов выглядит не очень умной затеей по причине того, что по серийным номерам такой продукции можно достаточно легко и просто установить с каких баз хранения на территории какого государства оно попало в руки повстанцев. Отсюда становится понятным тот факт, что российские спецслужбы конечно организуют кое-какие поставки оружия и боеприпасов на территорию восставших регионов Украины, но из опасений вспыхивания на этой почве международных скандалов с очень неприятными для России последствиями, делают это очень неохотно, осторожно и очень малыми партиями, которые выглядят каплей в море по сравнению с тем, что регулярно оказывается в руках повстанцев и обеспечивает пополнение их боекомплектов.

Из только что сказанного сам собой напрашивается вывод о том, что повстанцы Юго-Востока имеют какие-то иные каналы поставок стрелкового оружия и боеприпасов, причем регулярно и в любых необходимых им количествах. Если заняться отслеживанием источников информации, близким к ополченцам Донецка и Луганска, то можно натолкнуться на их насмешливые утверждения по поводу того, что многое из необходимого они отбирают у солдат украинской армии. Отчасти это конечно правда, но подобные способы получения оружия и боеприпасов являются очень не гарантированными и очень зависящими от удачных стечений обстоятельств (в том смысле, что они являются очень ненадежными и не позволяющими планировать что-либо всерьез). Из этого становится понятным, что, заявляя о подобных вещах, повстанцы отчасти говорят правду, но в то же самое время что-то явно недоговаривают и лукавят. Но для людей хоть немного знакомых с мировой практикой осуществления нелегальных поставок оружия на основании таких слов становится вполне понятным какими именно могут образом выглядят их принципиальные схемы. Если рассматривать данную ситуацию применительно к Украине, то такая принципиальная схема выглядит до гениального просто. Российские спецслужбы через своих агентов на территории Украины помогают представителям повстанцев в установлении деловых контактов с разного рода взяточниками и коррупционерами среди офицеров украинских вооруженных сил и через подставных лиц обеспечивают регулярную переправку финансовых средств из так называемых внебюджетных источников (тайных счетов некоторых российских силовых структур). Попадая на территорию восставших регионов Украины, доставляемые объемы денежных средств дробятся на отдельные части и передаются командирам повстанцев на удовлетворение текущих потребностей их отрядов - в первую очередь на приобретение оружия и боеприпасов у продажных украинских силовиков.

Казалось бы действуя таким образом, повстанцы Юго-Востока в принципе способны прийти к тому, чтобы скупить половину вооружений украинской армии и осуществить ее разгром. Но на деле все обстоит не так просто, как кажется. При регулярном появлении у многих командиров отрядов ополченцев значительных средств у них вольным или невольным образом начинает возникать соблазн к тому, чтобы расходовать часть поступающих денежных сумм не целевым образом - на создание более или менее комфортных условий для себя и своих бойцов. С другой стороны продажные украинские силовики, наблюдая за появлением у своих новоявленных торговых партнеров из числа командиров сил противника все более значительных денежных сумм начинают пропитываться чувством зависти и желания каким-либо образом «кинуть» таких партнеров или подсунуть им вместо нормального оружия заведомое барахло. В общем и целом большие суммы денежных средств, которые в мировой практике выделяются на нужды развития разного рода повстанческих движений, помимо положительного развивают собой и отрицательный эффект у представителей обеих сторон выстраиваемых таким образом отношений.

В свою очередь наиболее расчетливые из числа продажных украинских силовиков, которые в силу своих должностных полномочий обладают определенными возможностями для организации нелегальной торговли оружия с повстанцами, понимая чем могут оказаться чреватыми последствия такого сотрудничества с врагом в правовой плоскости, в целях обеспечения для себя надежных прикрытий предпочитают вводить в курс происходящих дел представителей своей контрразведки или высшего командования. На практике это оборачивается тем, что конкретные коррупционеры из числа представителей силовых структур начинают делиться регулярно получаемыми денежными со своими кураторами и начальниками в обмен на документальное оформление действий первых, как деятельность в интересах украинских спецслужб и по их прямым указаниям. Что касается ловких представителей контрразведки и высшего командования, то помимо обретения для себя личной пользы от получения взяток, от взятия под свой незримый контроль действий нелегальных торговцев оружием в погонах они обретают спектр самых разных возможностей воздействия на текущую ситуацию - от сбора сведений о силах, возможностях и планах повстанцев (посредством учета и анализа того, какое именно оружие и боеприпасы и в какие именно временные периоды они закупают) до передачи им ложной (или полуправдивой) информации и вербовки в их рядах своих агентов в процессе делового общения между торговцами оружия и отдельными представителями повстанцев. Выражаясь иным языком, в ситуациях когда разного рода повстанцам начинают регулярно выделяться большие суммы денежных средств, за расходованием которых не осуществляется должного контроля со стороны стран их спонсоров, это начинает действовать разлагающим образом на представителей всех сторон не только в прямом, но и в обратном направлении.

Со своей стороны представители украинской контрразведки и высшего командования, вполне обоснованно опасаясь возможных разоблачений своей нечистоплотной деятельности со стороны общественных организаций и средств массовой информации и в целях оправдания низких результатов своей деятельности, принимаются пускать их по ложному следу - путем организации регулярных публикаций и пропагандистской истерии на тему о том, что основные потоки оружия и боеприпасов на территорию восставшего Юго-Востока поступают со стороны России. И в этом смысле они ведут себя очень грамотным образом.

Если начать рассматривать ситуацию, которая на протяжении нескольких предыдущих месяцев складывалась в руководстве ДНР в свете всего только что сказанного, то становится понятным, что вина за то, что это руководство все это время являло собой пример разношерстного и фактически недееспособного полукриминального сборища, в очень значительной степени лежит на России и недостаточном контроле с ее стороны за своими тайными финансовыми потоками, которые поступали и продолжают поступать туда. Если говорить в самым общих чертах, то схема распределения поступающих средств выглядит приблизительно таким образом. В перовую очередь с них имеют свою коррупционную долю те представители российских спецслужб, которые непосредственно задействованы в процессе тайной переправки финансовых средств на Юго-Восток Украины и осуществления ее передачи в руки специально уполномоченного лица из числа руководства ДНР. Такое лицо в свою очередь частично осуществляет перераспределение поступающих средств между местными руководителями и командирами сил ополчения, а частично оставляет их у себя на разные непредвиденные расходы. Каждый руководитель и командир также расходует часть передаваемых средств не по их назначению - исходя из соображений поощрения себя любимых и наиболее верных лиц из числа своих подчиненных (в целях укрепления их лояльности). К апрелю в ДНР сложилась следующая географическая ситуация: с одной стороны удаленный и во многом изолированный Славянск, как стратегически важный пункт обороны это новоявленной республики с ее очень принципиально командиром местных сил ополчения Игорем Стрелковым, которые не вписывался в общие рамки своим категорическим нежеланием тратить перепадавшие ему суммы средств на все, что он считал излишним и посторонним с точки зрения способствования успеху общего дела, а с другой - тыловой и мирно живущий Донецк со свежеиспеченным и очень праздно себя ведущим республиканским и военным руководством. Само собой что морально неустойчивые донецкие руководители и командиры увидели в Стрелкове «белую ворону» и презрительно взирающего на них человека, что очень быстро привело к возникновению между ними взаимной неприязни. На практике же это обернулось тем, что донецкие до минимума срезали Стрелкову поступление денежных и материально-технических средств, чтобы таким образом ему отомстить, а самим зажить на еще более широкую ногу.

Гордый Игорь Стрелков, который быстро оценил свои возможности, махнул на все эти злокозни рукой, посчитав что он вполне способен организовать оборону Славянска и его окрестностей без посторонней помощи. И у него все получилось. В результате такие две части одного казалось бы единого целого, как Славянск и Донецк по факту превратились в два параллельных мира, каждый из которых жил своей собственной жизнью. Но такой период оказался достаточно непродолжительным. По причине того, что Славянск является важным стратегическим местом и усилиями Стрелкова оказался превращенным в хорошо обороняемую крепость, вокруг него собралась очень крупная группировка вооруженных сил Украины, военно-технической и разрушительной мощи которой ополченцам было просто нечего противопоставить. Игорь Стрелков в такой ситуации быстро поняв, что бойцы его ополченческих сил бьются на пределе своих возможностей, принялся бить тревогу и публично заявлять о необходимости принятия самых срочных мер по налаживанию военно-технической и гуманитарной помощи Славянску. Эта тревога в той или иной мере была услышана - поток финансовых и иных средств, направлявшихся из Москвы в сторону Донецка, оказался увеличенным. Но в Донецке решили поступить очень хитро - вместо того, чтобы существенным образом увеличить нормы снабжения Славянска, республиканские руководители и командиры предпочли перейти к тактике создания из Стрелкова образа народного героя и назначить его министром обороны. Расчет в данном случае строился на том, что Игорь Стрелков купится на подобную лесть и, воодушевившись, каким-либо образом исхитрится для того, чтобы решить все проблемы, связанные с обороной Славянска и его окрестностей, самостоятельным образом.

В то же самое время отдавая себе отчет в том, что организационные способности и возможности Стрелкова являются не безграничными и рано или поздно наступит время окончания их праздника жизни, наиболее сообразительные командиры сил донецкого ополчения принялись тайным образом налаживать контакты с представителями киевской власти, а так же с людьми, близкими к местным олигархам (типа Ахметова и Коломойского). Весь смысл таких действий заключался во внушении Киеву мыслей о том, что они на самом деле являются его тайными сторонниками и готовы исполнять отдельные поручения ее представителей с таким расчетом, чтобы после достижения украинской армией окончательной победы над силами ополчения Юго-Востока иметь оправдательные основания для избежания уголовной ответственности. Но стараясь думать о будущем, донецкие руководители и командиры подобного рода не забывали о настоящем и стремились к тому чтобы присылка для них из России финансовых и других средств продолжалась как можно дольше. В свою очередь ответственные представители Кремля со все большей настойчивостью принимались требовать от них взамен осуществления хоть каких-либо решительных действий - типа блокирования и захвата отдельных частей украинской армии, все еще продолжавших находиться на территории Донецка и его ближайших окрестностей. Но как раз категорически против осуществления любых действий подобного рода был настроен Киев. Само собой разумеется те командиры сил донецкого ополчения которые превратили себя в агентов киевской власти и местных олигархов, не смели возражать против и прилагали все усилия, чтобы не допустить осуществления чего-либо подобного. В ситуациях же когда осуществления таких операций оказывалось невозможным избежать по независящим от них причинам, влиятельные агенты в среде донецкого ополчения своевременно информировали об этом представителей киевской власти и делали все для того, чтобы действия ополченцев завершились для них разгромным образом (чтобы затем картинно развести руками пред представителями Кремля и в очередной раз проговорить им о том, что силы ополченцев все еще очень слабы и требуют продолжения осуществления разного рода вливаний в целях их укрепления).

Выражаясь простым языком, благодаря созданию тайных каналов для перекачки из России на Юго-Восток Украины финансовых средств в Донецке оказался налаженным очень прибыльный и непыльный бизнес, в котором имели свою долю как многие командиры донецких ополченцев, так их кураторы из числа представителей российских спецслужб, которые очень надеялись, что всячески разрекламированный их усилиями Игорь Стрелков поведет себя как настоящий герой - погибнет в руинах Славянска, а вся информация о тех материальных ценностях и средствах, которые должны были к нему дойти за все предыдущее время, но почему-то не дошли, так же окажется погребенной вместе с ними. Стрелков без всякого сомнения является геройской личностью, но это вовсе не значит, что он является фанатичным глупцом. Поэтому поняв, что дальнейшая оборона Славянска бесполезна и в конечном итоге обернется бессмысленной гибелью и разгромом всех отрядов его бойцов, он предпочел вместе с ними вырваться из кольца окружения и передислоцироваться в областной центр, разрушив тем самым надежды и хорошо налаженный бизнес определенных групп людей в Донецке и Москве.

Результат таких действий со стороны Игоря Стрелкова нашел свое выражение в виде картинной истерики разрекламированного российского политолога Сергея Кургиняна, команда во главе с которым была срочно откомандирована в Донецк в целях передачи доставленных туда гуманитарных грузов и финансовых средств и дачи гневной отповеди так неожиданно и нежелательно поведшему себя герою. Само собой разумеется, что главными инициаторами выражения гневных тирад и фиглярских кривляний со стороны Кургиняна в адрес Стрелкова явились не заинтересованные в этом «бизнесмены» из числа отдельных представителей российских спецслужб и командиров донецкого ополчения, а некоторые высокопоставленные российские политики, которым было поручено налаживание тайных контактов и ведение закулисных переговоров с киевскими властями и местными олигархами на предмет достижения взаимоприемлемых договоренностей о достижении мира и дальнейшей судьбе украинского Юго-Востока при посредничестве разного рода двойных агентов и мутных лиц в среде ополчения Донбасса. Но факт того, что заключенное временное перемирие в зоне АТО, обернулось резким усилением боевой активности группировки вооруженных сил Украины и захватом Славянска, указал на фактический провал в осуществлении этой миссии и необходимость в проведении «разбора полетов» - в смысле проведения тщательного расследования на предмет установления того, что именно послужило причинами, способствовавшими такой неудаче. Из только что сказанного становится понятным, что любые откровения со стороны Стрелкова, так или иначе связанные с этой темой, могут прищемить хвост и сильно навредить некоторым очень влиятельным российским политикам, а заодно всем тем, кто был причастен к осуществлению тайной переправки и распределению финансовых и иных средств на Юго-Востоке Украины.

Если же говорить о главных посылах, которые заключены в фиглярско-обвинительной речи Кургиняна в адрес Стрелкова, то можно указать на следующее. Помимо чисто эмоционального негодования и возмущений фактом того, что Стрелков посмел разрушить хорошо отлаженный криминальный бизнес достаточно больших групп заинтересованных людей, Кургинян тем самым дал ему понять, что если тот и дальше станет своевольничать - отступать, руководствуясь исключительно своими собственными соображениями, - то после попадания на территорию России он нарвется на очень серьезные неприятности и судебные преследования со стороны российских правоохранительных органов. Откровенно упрекнув Стрелкова в безответственности и малодушии словами о том, что он в последнее время стал получать все необходимое для организации полноценной обороны Славянска, но почему-то не сделал этого, Кургинян намекнул первому на то, что ему следует держать язык за зубами, потому как те лица, которые отвечают за организацию тайных финансовых потоков на Юго-Восток Украины, найдут как избежать ответственности и сделать виновными во всем каких-либо стрелочников, но в то же самое время сохранят определенные возможности в плане регулирования наполняемость таких потоков и потенциальной возможности устраивать Стрелкову разные пакости в этом очень важном для него вопросе.

Судя по разным косвенным фактам, помимо гневно-напыщенных заявлений Кургиняна, в самые первые дни своего нахождения в Донецке Стрелков оказался под прессом организованного против него давления со стороны целого ряда командиров донецкого ополчения. Воспользовавшись фактом его недостаточно хорошего знания обстановки в новых условиях и допущения каких-то небольших просчетов, такие командиры принялись выражать Стрелкова свои недовольства и пробовать на прочность - в смысле того, чтобы разными изощренными способами заставить его согласиться с продолжением прежней практики распределения финансовых и иных средств, регулярно поступающих из России. Но после заявлений со стороны целого ряда российских центральных информационных каналов о сохранению лояльного отношения к Стрелкову и выражении острой критики в адрес Кургиняна со стороны видных политиков и общественных деятелей, а так же заявления самого Стрелкова о том, что с этого месяца бойцы донецкого ополчения станут получать регулярное денежное содержание (достаточно неплохое по украинским меркам), стало понятно, что активная часть возникшего противостояния закончилась и он окончательно взял бразды правления всеми вооруженными формированиями в свои руки. Что предшествовало столь резкому повороту событий? Об этом можно лишь только гадать. Но скорее всего Стрелков лично встретился с тем лицом, которое отвечает за распределение всех средств, поступающих на Юго-Восток Украины, которое заявило ему о согласии и дальше рассматривать его в качестве министра обороны, но при одном непременном условии - не при каких обстоятельствах не отступать из Донецка и если потребуется, то стоять насмерть. Стрелков выразил ему свое принципиальное согласие, которое было сопровождено ответным условием - обеспечить военное ополчение Донецка и его окрестностей необходимыми объемами финансовых и иных средств. В результате стороны ударили по рукам в знак достижения окончательных договоренностей.

Что касается будущего и военно-стратегических перспектив Юго-Востока, то в настоящий момент оно представляется очень неопределенным. Слабое оснащение тяжелой военной техникой делает местное ополчение неспособным к осуществлению сколько-нибудь серьезных наступательных действий. Но в то же самое время сделав определенные выводы из практики ведения военных действий вокруг Славянска и учтя пожелания украинского олигарха Ахметова, украинская армия скорее всего не станет сильно злоупотреблять практикой не очень прицельного открытия огня по жилым кварталам, вместо этого предпочтя полностью отрезать Юго-Восток от российской границы и рассечь силы Донецка и Луганска в целях дальнейшего их удушения путем установления блокады. В принципе практическое осуществление таких мер не очень сильно ударит по обороноспособности этих обширных по своей территории городов при условии продолжения поступления в них необходимых объемов финансовых средств - при их наличии все необходимое достаточно легко можно будет приобретать у коррумпированных офицеров украинской армии. С другой стороны представители киевской власти очень заинтересованы в том, чтобы военные действия на Юго-Востоке длились как можно дольше - ведь только при таком положении дел оно сможет внушать своему быстро нищающему населению мысли о том, что главным источником их бед является Россия, а не факт их неумелого и безответственного правления своей страной.

Что же касается России, то не смотря на то Донецк с Луганском сами по себя не представляют для нее особой ценности, она будет прилагать все усилия для сохранения их в теперешнем своем состоянии, но за исключением ввода туда своих войск или открытого оказания военно-технической помощи. Весь смысл таких действий заключается в поддержании на Украине очагов военно-политической нестабильной в целях способствования как можно более быстрому истощению ее ресурсов и доведения до состояния полного краха (с последующим оказанием помощи тем ее регионам, которые займут пророссийскую сторону). Почему все складывается так непримиримо и жестоко? Потому, что очень нестабильная и полуразвалившаяся Украина в своем нынешнем состоянии и при поддержке со стороны США и стран Европейского Содружества в достаточно скором времени может оказаться способной содействовать возникновению и развитию не менее разрушительных процессов внутри самой России (подробнее об этом смотри в первой части данного материала). В общем и целом ситуация, складывающаяся сейчас во взаимоотношениях между Россией и Украиной, все более и более напоминает собой военный бой, диалектика которого заключается в следующем - либо ты убиваешь врага, либо он убивает тебя. И третьего тут не дано.

Также смотри по данной теме другие материалы с тегами " Россия после 1991" и " Украина"
Previous post Next post
Up