В детстве читал об экспедиции классического британского джентльмена
Персиваля Фоссета, предпринятой в 1925-м году, во время которой они вместе с его старшим сыном бесследно исчезли. Практически ничего не помню из той статьи, кроме того, что они надеялись найти в джунглях Бразилии следы исчезнувшей цивилизации, наподобие тех империй, что были когда-то у инков и ацтеков, впоследствии уничтоженных испанцами. Сам Фоссет, между прочим, сильно напоминает лорда Джона Рокстона из "Затерянного мира" Артура Конан Дойля. Если не считать, конечно, что Рокстон у Дойла значительно более воинственная, прямолинейная и жесткая, даже железная, личность, чем Фоссет, показанный в фильме. Однако, учитывая, что первые две экспедиции Фоссета ко времени написания романа уже состоялись, можно предположить, что Фоссет вполне мог быть прототипом дойловского персонажа. Можно даже предположить, что сам роман написан под влиянием фоссетовской эпопеи.
На днях попался недавний х/фильм на эту тему -
"Затерянный город Z". В нем показана предыстория последней экспедиции Фоссета, начиная с 1905 года, когда он, еще майор, был командирован Королевским Географическим обществом в Южную Америку картографировать точную границу между Боливией и Бразилией. Потом, согласно фильму, была вторая экспедиция, уже с археологическими целями, потерпевшая неудачу, якобы из-за одного из участников. Потом окопы I-й Мировой, жизнь в относительной бедности и неизвестности где-то на отшибе, и наконец Фоссет отправляется в свой последний поход. На сей раз экспедиция частная, финансируемая американскими газетами, а также Рокфеллерами. В фильме намекается, что отец и сын Фоссеты не погибли, а таки нашли то, что искали, и просто там остались.
Фильм не понравился. Во-первых, по причине его малой информативности. Во-вторых, сценарий и режиссура оставляют желать лучшего. К актерам претензий нет. Зато после просмотра возник, помимо множества мелких вопросов к режиссеросценаристу, которые я тут опущу, один большой вопрос технического плана, так сказать, к самому главному герою. 1920-е годы - ведь это время расцвета эры дирижаблей. Гигантские цеппелины в то время не без шика совершали коммерческие трансантлантические перелеты, перевозя из Европы в Америку и обратно по полсотни и более пассажиров. Руаль Амундсен в том самом 1925 году на дирижабле "Норвегия" достиг Северного полюса. Так вот, вопрос: почему было полковнику Фоссету, консорциуму американских газет и Рокфеллерам не снарядить воздушную экспедицию, вместо наземной? Неужели арендовать у немцев цеппелин было бы дороже, чем финансировать караван пешеходов с вьючными скотами, с неизвестными шансами на успех и несомненными опасностями со стороны местных, уже известных своей лютостью и склонностью к каннибализму, аборигенов? Хотя зачем у немцев? Военное ведомство США владело в те годы парком не менее совершенных машин этого класса. Для поисков затерянного в малопроходимых тропических лесах города элегантное и малообременительное путешествие на дирижабле было бы самое то. Даже если принять, что одной из целей экспедиции было провести наземные археологические изыскания, все равно, можно было направить наземную партию параллельно с воздушным маршрутом. Даже просто высаживать людей в нужных точках, а потом забирать обратно. Пешеходам не пришлось бы тащить с собой кучу снаряжения, уставать, голодать, сбиваться с пути и продираться сквозь чащу, а в случае нападения со стороны местных людоедов они сразу получили бы помощь и защиту от команды цеппелина. Да и координаты с помощью секстанта лучше замерять с крыши дирижабля, тогда как в лесу это даже в принципе невозможно.