Ютубный клиподел Enjoykin (Наслаждалкин, если по-русски) недавно сделал очередной видеоклип из фильмов "Брат" и "Брат 2". Насладиться можно
тут. Море восторгов в комментариях, как и можно было ожидать. Когда-то по молодости я тоже был в восторге от этих балабановских фильмов. Я был юн и глуп. Нынче меня, старого воробья, на такой мякине не проведешь. Теперь меня от подобной культовой русапетчины воротит. Теперь я в ней вижу только чекистскую пропагандистскую заказуху, и ничего более.
Скажут: при чем тут вообще пропаганда и чекисты? Действительно, рука чекистского агитпропа в этих двух балабановских картинах, может быть, не так очевидна, как, скажем, в тоже культовом сериале "Бригада". Что же, давайте посмотрим.
Сперва в "Брате" показан просто фартовый юный беспредельщик
Данила Багров, предтеча Саши Белого из помянутой "Бригады", который наводит порядок твердой рукой, в которой (заметьте) не просто пистолет, а легендарный
наган - что символично и явно не случайно, ибо это прямая аллюзия на чекиста-нквдэшника, в поте лица, по-стахановски дырявящего из нагана затылки врагов народа направо и налево. Опять же
ненавидит американцев. Вот вам уже две составляющие чекистского агитпропа: порядок твердой рукой (мимо законного правосудия, которое в этом типе мирововосприятия считается вообще обременительным и излишним) и воинствующий антиамериканизм. Разве не это вбивают нам 20 лет подряд все официальные, и тем более недоофициальные и недоопозиционные российские СМИ?
Смотрим дальше, "Брат 2". Здесь народный герой Данила предстает уже настоящим патриотом, успевшим повоевать в Чечне (впрочем, на тему Чечни и того, как должен смотреть на чеченскую бойню настоящий верноподданный патриот, у того же Балабанова есть отдельно "Война"). Со своим непутевым старшим братом-ментом, который в нравственном отношении предстает как бы младшим, подшефным братиком непреклонного и цельного Данилы (вероятно, отражение реального отношения, бытующего в ФСБ к МВД), оный Данила едет в Америку делать ей обещанный в первом фильме кирдык. То бишь наказать подлого американского бизнесмена, отъявленного жадюгу и вообще мерзавца, не заплатившего гонорар нанятому им русскому хоккеисту, из-за коего невыплаченного гонорара в начале фильма убит брат-близнец хоккеиста, по совместительству - друг и боевой камарад Данилы по Чечне. В Америке пути Данилы и его ментовского братца расходятся - Данила вызволяет из чернокожих сутенерских лап уродливую русскую шлюху (потому что-де "русские на войне друг друг не бросают"; нарочито некрасивую актрису, очевидно, подобрали, для пущего эффекту обрив ей башку, чтобы зритель не заподозрил благородного героя в собственной сексуальной заинтересованности), наказывает скрягу американца, убивает по пути кучу неповинного народа, поминутно философствуя при этом на вечные темы. Короче совершает ряд благородных подчеркнуто русских поступков - подчеркнуто не мной, заметьте, а режиссером. Тем временем непутевый брат-мент в другом месте устраивает отстрел украинцев, мол, "вы нам еще за Севастополь ответите", в результате чего попадает в американскую тюрьму.
В фильме есть еще момент, ставший сам по себе культовым, когда еврей с Брайтона втюхивает засомневавшемуся было Даниле дряхлое авто, которое потом таки ломается на полдороге, картаво изрекая при этом:
"Мы, русские, не обманываем друг друга!" Еще момент, если не культовый, то во всяком случает запоминающийся, это когда в самолете спасенная благородным рыцарем из лап американского дракона дама требует у стюарда:
"Водочки нам принеси!" Но самый убойный и знаменитый момент во всем фильме, это когда Данила врывается в офис американского жадюги, негодяя и труса, убивает мужика, с которым жадюга играет в шахматы, садится на место убитого и начинает развивать перед низкой Америкой высокую русскую идею:
Click to view
Самая популярная сцена из фильма. Стоит обратить внимание, что выкладывают ее на ютубе всегда без предыдущего кадра, где русский правдолюб Данила убивает ни в чем неповинного человека. Хотя, конечно, поклонников сего кина это не сильно смущает, потому что всем сюжетом как бы подразумевается, что любой американец по определению негодяй и недочеловек, которого русскому всечеловеку убить не грех, а добродетель. Но лучше, конечно, лишний раз не заострять контрастов.
Все это я здесь вкратце пересказал, чтобы показать, что другого такого богатого набора русапетских националистических штампов, как "Брат 2", наверное нет во всем российском кино. Нынче на волне насаждаемой Кремлем и Лубянкой антиамериканской медиаистерии, эта балабановская, впрочем не без таланта сделанная, поцриотическая дрянь вновь востребована. Налицо все штампы чекистского агитпропа, насаждаемые в российском обществе чекистским режимом: агрессивный антиамериканизм; не агрессивный ироничный антисемитизм (в то же время агрессивный антисемитизм конторой не поощряется, и за него можно схлопотать статью 282); пропаганда превосходства, ввиду их особого правдолюбия, русских людей над всеми прочими; ну и конечно куда без водочки как всенародно любимого символа особенной русской душевности и любви к Родине.
Кстати, по поводу американской жадности и негодяйства, которые олицетворяются в "Брате 2" нарочито мерзкой фигурой американского бизнесмена, уклоняющегося от выплаты талантливому русскому спортсмену его законного гонорара. В действительности для американцев вообще нонсенс - не заплатить нанятому человеку заработанные им деньги. Такого в США просто нет и никогда не было. Я недавно читал роман
Нины Федоровой "Семья", про интеллигентную семью русских эмигрантов, бежавших от прелестей большевизма и чекистского правдолюбия a la Балабанов в Китай. Там упоминаются американцы. Вот как о них там сказано:
Американцы платили всегда вовремя и всегда честно - и все их любили за это. В них не было ни английского высокомерия, ни французского скряжничества, ни итальянской бедности, ни немецкой требовательности. Американцы жили весело и открыто, и около них веселее жилось и всем другим. К тому же они были со всеми приветливы. Работать на американца являлось большой удачей для китайца-бедняка.
Неудивительно, что для писательницы не нашлось места в русской википедии, а только в английской. Ведь в ее романе, помимо симпатий к ненавистным американцам, вообще показаны настоящие русские люди, какими они были, и с кем у нынешнего хамья советской и послесоветской формации ничего общего. Но возвращусь к американцам. Если внимательно смотреть американские фильмы, можно заметить, что в США человек, получивший работу и проработав неделю, уже получает в конце недели то, что он заработал. Это в России человек получает первую зарплату только через полтора месяца, частенько в качестве сюрприза узнавая, что его зарплата ровно в два раз меньше, чем ему обещали при найме - он, конечно, мог бы узнать про свой оклад жалованья из трудового договора, но с выдачей трудового договора работнику в руки на Руси тоже принято тянуть до последнего. И это только в России при увольнении вы должны клещами тянуть из работодателя свои расчетные, часто вполне безуспешно. Особенно это характерно для провинции, но и в Москве могут обдурить и хотя бы вычесть из расчета кем-то украденное, что начальство почему-то решило повесить именно на вас. Лично с таким сталкивался, и там не было ни американцев, ни евреев. Так что бросают ли русские своих на войне или не бросают, но на бабло кидают постоянно при любой возможности, это факт. И вообще скажу вам: сколько всяческого зла в жизни ни сделали мне люди, практически всегда это были русские люди. Что в итоге и охладило мои чувства к родине и к народу-богоносцу до нуля по Кельвину.
Впрочем, я отвлекся. Возвращаясь к балабановским фильмам, скажу: я не знаю, сняты ли они при непосредственном финансировании и поддержке со стороны закулисного чекистского худсовета. Официально продюсером балабановских фильмов был Сельянов, а как он связан с конторой, я не в курсе. Вероятно, как-то связан, коли процветает. Давно не секрет, что процветать в нашем вовоспасаемом отечестве позволено только лояльным и оказывающим время от времени услуги власти гражданам. Так или иначе, балабановские киноагитки содержат в себе целиком весь тот круг маниакальных идей, в котором вертятся куцые умы как новоявленной чекистской знати, так и воспитуемого этой знатью посредством таких вот агиток простонародья. Недаром ныне здравствующий режиссер Юрий Быков посвятил свою неплохую в целом, но тоже с душком, кинокартину "Дурак" покойному Балабанову. Уж про Юрия Быкова можно утверждать наверняка, что Юра связан с конторой на Лубянке узами глубокой преданности и любви. Ибо первой работой Юры в кино была короткометражка
"Начальник", пронзительно вернопоподданный смысл коей ясен уже из описания: "Капитан ФСБ отдыхает с женой и ребёнком на загородной даче. В дом проникают двое нищих грабителей и… сами становятся жертвами. Это история о сильном и страшном человеке, который к тому же обладает властью." Если даже предположить, что эта прямая пропаганда чекистского беспредела и не была прямо заказана конторой (во что лично мне верится с трудом), то в любом случае с нее начался быстрый взлет не слишком одаренного режиссера к высотам киноиндустрии. Среди последних работ Быкова сериал
"Спящие", который я не смотрел, но судя по википедскому описанию, это унылое говно на шпионскую тему уж точно заказано на злобу патриотического дня чекистским худсоветом.