Первое начало физический химии: если смешать килограмм повидла и килограмм говна, в результате получится два килограмма говна. Этот закон справедлив и в духовной сфере. Поэтому, когда дело касается истории или политики - тех предметов, которыми любит манипулировать с безцеремонностью Джека-потрошителя наша пропаганда, - я принципиально не читаю ни советских, ни нынешних просоветских авторов. Потому что у советских и нынешних просоветских авторов, этих пролетариев умственного труда, правда и ложь обычно смешаны в такой пропорции, что в результате выходит полная брехня. Например, о II-й мировой войне я в свое время с интересом читал мемуары немецких генералов, которые у нас издавались с начала 90-х годов, но мемуары советского генерала я и в руки не возьму. Мне не интересна история, написанная победителями, особенно такими, как коммунисты. Мне не интересно, что врет какой-нибудь маршал Жуков про свои подвиги. Впрочем, что касается немецких мемуаров, их в последнее время тоже начали подделывать. Например, есть такая серия книг издательства -
"Жизнь и смерть на Восточном фронте", - которая, похоже, целиком состоит из поддельных мемуаров, сфабрикованных какими-то наемными графоманами. Во всяком случае, первая же книжонка из этой серии, которую я начал было читать, оказалась явной подделкой. Но это отдельный разговор.
Намедни мне попалась одна пафосная шняга на тему совсем другой войны - Крымской войны 1853-1856 годов:
"Письмо французского солдата из Крыма, адресованное в Париж некоему Морису, другу автора". Поскольку текст короткий, приведу здесь целиком:
«Наш майор говорит, что по всем правилам военной науки им (русским. - Ю. Д.) давно пора капитулировать. На каждую их пушку - у нас пять пушек, на каждого солдата - десять. А ты бы видел их ружья! Наверное, у наших дедов, штурмовавших Бастилию, и то было лучшее оружие. У них нет снарядов. Каждое утро их женщины и дети выходят на открытое поле между укреплениями и собирают в мешки ядра. Мы начинаем стрелять. Да! Мы стреляем в женщин и детей. Не удивляйся. Но ведь ядра, которые они собирают, предназначаются для нас! А они не уходят. Женщины плюют в нашу сторону, а мальчишки показывают языки. Им нечего есть. Мы видим, как они маленькие кусочки хлеба делят на пятерых. И откуда только они берут силы сражаться? На каждую нашу атаку они отвечают контратакой и вынуждают нас отступать за укрепления. Не смейся, Морис, над нашими солдатами. Мы не из трусливых, но когда у русского в руке штык -дереву и тому я советовал бы уйти с дороги. Я, милый Морис, иногда перестаю верить майору. Мне начинает казаться, что война никогда не кончится. Вчера перед вечером мы четвертый раз за день ходили в атаку и четвертый раз отступали. Русские матросы (я ведь писал тебе, что они сошли с кораблей и теперь защищают бастионы) погнались за нами. Впереди бежал коренастый малый с черными усиками и серьгой в одном ухе. Он сшиб двух наших - одного штыком, другого прикладом - и уже нацелился на третьего, когда хорошенькая порция шрапнели угодила ему прямо в лицо. Рука у матроса так и отлетела, кровь брызнула фонтаном. Сгоряча он пробежал еще несколько шагов и свалился на землю у самого нашего вала. Мы перетащили его к себе, перевязали кое-как раны и положили в землянке. Он еще дышал: «Если до утра не умрет, отправим его в лазарет, - сказал капрал. - А сейчас поздно. Чего с ним возиться?» Ночью я внезапно проснулся, будто кто-то толкнул меня в бок. В землянке было совсем темно , хоть глаз выколи. Я долго лежал, не ворочаясь, и никак не мог уснуть. Вдруг в углу послышался шорох. Я зажег спичку. И что бы ты думал? Раненый русский матрос подполз к бочонку с порохом. В единственной своей руке он держал трут и огниво. Белый как полотно, со стиснутыми зубами, он напрягал остаток своих сил, пытаясь одной рукой высечь искру. Еще немного, и все мы, вместе с ним, со всей землянкой взлетели бы на воздух. Я спрыгнул на пол, вырвал у него из руки огниво и закричал не своим голосом. Почему я закричал? Опасность уж миновала. Поверь, Морис, впервые за время войны мне стало страшно. Если раненый, истекающий кровью матрос, которому оторвало руку, не сдается, а пытается взорвать на воздух себя и противника - тогда надо прекращать войну. С такими людьми воевать безнадежно». Источник: «Нахимов» Ю. Давыдов, Молодая гвардия, 1970 г.
Сия шняга раскидана по великому множеству русскоязычных форумов и сайтов, в сопровождении неизменного фонтана пафосных комментариев типа "Слава Русским солдатам! Слава Русскому оружию! Слава Русскому народу! И вечная память всем кто отдал свою жизнь защищая Родину. Кто дал нам право на жизнь", так что просто невозможно пройти мимо и не добавить свой хотя бы коротенький ретроградный комментарий.
Как видим, источник, откуда сие "письмо французского солдата" попало в интернет, указан. Это книжка
"Нахимов" советского писателя
Юрия Давыдова, вышедшая в серии ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей) в 1970 году. В самой книженции, правда, откуда советский пейсатель Давыдов взял сию эпистолию, не указано. Это не удивительно. По жанру и слогу этот небольшой текст - родной брат
"писем немецких солдат", которые сталинская пропаганда кропала во время II-й мировой войны в огромных количествах. Так совпропаганда воспитывала в советских подданных патриотизм. В итоге сегодня у нас в стране, по неофициальной статистике психиатров, 60% населения страдает психическими хворями. И даже мерзкий пеногон и исступленный певец совдепии Кургинян как-то, помнится, в одном из своих монологов проболтался: "Мы свели наш народ с ума". Кургинян знал, о чем говорил. Известный графоман "футуролог" Кучеренко, любящий делать рекламу своим подельникам коллегам по агитпроповскому цеху, в своей толстой книжке "Спецназ всевышнего" так расписывает этого "спецназовца":
А самым интересным стало знакомство с режиссером Сергеем Кургиняном - человеком, отмеченным печатью избранничества. Блестящий физик, оригинальный математик и прирожденный организатор, человек глубоко культурный и образованный, в начале 80-х он резко и неожиданно изменил стиль и само направление жизни. Свел к минимуму занятия наукой и стал режиссером. Он создал невиданный дотоле театр-лабораторию, став первым режиссером-исследователем. Его театр выглядел полуподпольным, но при этом негласно поддерживался партийной и чекистской элитой СССР. Кургинян проводил исследования и испытания новых психотехнологий, способов воздействия на групповое сознание, систем смыслообразования. ...Кургинян был одним из последних настоящих коммунистов. Из тех, кто искреннее верил в торжество добра, справедливости и творчества, в первенство духа над плотью, а света - над тьмой. Кстати, и в партию он вступил на моих глазах, когда из нее было модно выходить. А до этого он был просто - беспартийный коммунист, как и подавляющее большинство приверженцев Красного смысла.
Если коротко и без "красного смысла", то суть в том, что "спецназовец" Кургинян еще в советское время по заказу КГБ экспериментировал с технологиями суггестивной промывки мозгов населению. Чем успешно занимается по сей день.
Впрочем, Кургинян и кургиняновщина - это тоже отдельный разговор. Что касается "письма французского солдата", к которому я возвращаюсь, то оно, как и все подобного рода материалы, шито белыми нитками.
Начнем с того, что во французской армии XIX-го, так же как и XX-го, века, не было звания майор. Соответствующий офицерский чин был, но назывался Chef de Bataillon (батальонный шеф, или командир батальона), сейчас это Commandant (коммандан). (
"В то же время, звание major («мажор») было введено сразу после Второй мировой войны специально для тех нижних чинов, которые по комплексу своих показателей стояли выше чем сержанты и аджюданы, но не имели соответствующего образования, позволившего бы им получить офицерский чин.") Но, допустим даже с большой натяжкой, что пейсатель Давыдов просто так перевел, чтобы было понятнее русскому читателю 1970 года, остается непонятным, с какой стати майору пускаться в подобные беседы с солдатами? Между майором и простым солдатом еще целая цепочка командиров: капитаны, лейтенанты, сержанты. Вот с ними простой солдат непосредственно имеет дело, а майор для простого солдата - это уже полковой небожитель.
"А ты бы видел их ружья! Наверное, у наших дедов, штурмовавших Бастилию, и то было лучшее оружие." -- Ну, понятно, как не помянуть штурм Бастилии, про который написано в советских учебниках, и как не упомянуть техническую отсталость царской армии, про которую написано там же? Без этих клише и письмо в Париж не письмо.
"У них нет снарядов. Каждое утро их женщины и дети выходят на открытое поле между укреплениями и собирают в мешки ядра." -- Вообще говоря, по наступающей пехоте в то время стреляли не ядрами, а картечью или гранатами со шрапнелью. Ядрами разрушали вражеские укрепления и топили корабли. Но тогда не получится нарисовать яркую картинку геройства простых русских людей, женщин и детей, помогающих своим войскам, ибо трудно придумать, за чем бы еще могли женщины и дети выбираться за крепостные стены под пули иноземных захватчиков. Непонятно также, как эти женщины и дети собирали бы те ядра, ведь, учитывая его скорость, ядро должно при соприкосновении с землей глубоко зарыться. Давыдов видимо вообразил, что ядра будут просто лежать на поверхности. Причем ядра такие легкие, что женщинам и детям не составит труда собирать их по дюжине в подол или корзинку.
"Мы начинаем стрелять. Да! Мы стреляем в женщин и детей. Не удивляйся. Но ведь ядра, которые они собирают, предназначаются для нас! А они не уходят. Женщины плюют в нашу сторону, а мальчишки показывают языки." -- Классика жанра в духе пресловутых "писем немецких солдат", упомянутых выше. Тут и зверство оккупантов, и героизм простых русских людей. Все, как и должно быть в патриотической агитке.
"Мы не из трусливых, но когда у русского в руке штык - дереву и тому я советовал бы уйти с дороги. Я, милый Морис, иногда перестаю верить майору." -- Классический для поцриотических фантазий реверанс в сторону русских чудо-богатырей. "Когда у русского в руке штык..." - интересно, руки у русских, что ли, какие-то особенные, не как у прочих народов, или растут не оттуда, откуда у всех? Гм, и "майор" этот безликий и безымянный снова тут.
"Он сшиб двух наших - одного штыком, другого прикладом - и уже нацелился на третьего, когда хорошенькая порция шрапнели угодила ему прямо в лицо. Рука у матроса так и отлетела, кровь брызнула фонтаном. Сгоряча он пробежал еще несколько шагов и свалился на землю у самого нашего вала." -- Русский чудо-богатырь одного штыком, другого прикладом, - то бишь речь идет о рукопашной схватке, - но тут порция шрапнели, видите ли, попадает ему в лицо, вследствие чего у русского чудо-богатыря отрывает руку. Видимо действительно у русских чудо-богатырей руки растут не оттуда, откуда положено. И потом, что это вообще за "порция шрапнели"? Шрапнель - это снаряд, начиненный металлическими шариками, коими при разрыве поражается все вокруг в радиусе нескольких десятков и даже сотен метров. Как следует из сего фантастического рассказа, французские артиллеристы, видимо, вели огонь шрапнельными гранатами в самую гущу рукопашной схватки, не разбирая своих и чужих, причем в нескольких шагах от собственных окопов. Но поразила та волшебная шрапнель только одного русского чудо-богатыря. Такой вот смелый полет фантазии у пейсателя Ю.Давыдова. Зачем же именно "порция шрапнели" поразила у Давыдова одного только русского чудо-богатыря, ясно из последующего.
"Мы перетащили его к себе, перевязали кое-как раны и положили в землянке. Он еще дышал: «Если до утра не умрет, отправим его в лазарет, - сказал капрал. - А сейчас поздно. Чего с ним возиться?»" -- Действительно, чего возиться? Они же изверги и оккупанты, и будут безмятежно спать под стоны человека, у которого оторвана рука, и которого изверги только кое-как перевязали, а санитарной службы у французов ведь нет и в помине. Кстати, о землянках. Достаточно взглянуть на фотографии времен Крымской войны, где запечатлен лагерь войск коалиции (например здесь:
Крымская война, лагерь союзников возле Севастополя, 1855), чтобы убедиться, что там не было никаких землянок, а были палатки.
Я зажег спичку. И что бы ты думал? Раненый русский матрос подполз к бочонку с порохом. В единственной своей руке он держал трут и огниво. Белый как полотно, со стиснутыми зубами, он напрягал остаток своих сил, пытаясь одной рукой высечь искру. -- Вот так вот. Французские военнослужащие хранят бочонки с порохом прямо в спальне, и беззаботно жгут рядом с оными бочонками спички. И все это разумеется, для того, чтобы русскому чудо-богатырю, у которого только что оторвало руку, и которого безпечные изверги уложили спать вместе с собой, чтобы вдосталь насладиться его предсмертными стонами, мог подползти "со стиснутыми зубами" и с огнивом (которым он все равно не смог бы воспользоваться, при одной-то руке), продемонстрировав трусливым захватчиками силу русского духа.
"Поверь, Морис, впервые за время войны мне стало страшно. Если раненый, истекающий кровью матрос, которому оторвало руку, не сдается, а пытается взорвать на воздух себя и противника - тогда надо прекращать войну. С такими людьми воевать безнадежно." -- Ну разумеется, раз страшно, надо прекращать. Вот ради сего воспитательно-патриотического посыла: "с такими людьми воевать безнадежно", - и сочинена вся эта глупая агитпроповская шняга. К сожалению, как мы знаем, англо-французы, несмотря на то, что "с такими людьми воевать безнадежно", войну не прекратили, и вполне успешно довели ее до победы.