"О безбожии и антихристе", том I: "Подготовление, признаки и время пришествия антихриста", профессора Московской Духовной академии Александра Беляева, Сергиев Посад, 1898. Стр.953:
Замѣчательно, что иногда даже неважныя событія пробуждаютъ въ народѣ мысль объ антихристѣ и о скоромъ его пришествіи, при чемъ народъ общераспространенныя понятія объ антихристѣ примѣняетъ или прилаживаетъ къ современнымъ событіямъ. Такъ, въ 1895 г. въ Богучарскомъ уѣздѣ былъ записанъ слѣдующій народный слухъ объ антихристѣ, происшедшій по случаю голода и выдачи хлѣба. Что царь выдаетъ хлѣбъ, гласила молва, объ этомъ было написано въ книгѣ, въ которой говорится объ антихристѣ. А именно, предъ страшнымъ судомъ будетъ царь милостивый, будетъ давать хлѣбъ и жалѣть бѣдныхъ. Потомъ этотъ царь умретъ и будетъ другой царь. Тогда Богъ пошлетъ голодные годы, и люди начнутъ просить хлѣба. А царь скажетъ: гдѣ я вамъ возьму его? Тогда явится такой баринъ, который скажетъ: у меня много хлѣба. Буду я царемъ, буду раздавать хлѣбъ. Люди выберутъ его царемъ, и онъ будетъ раздавать хлѣбъ людямъ. Потомъ онъ скажетъ: теперь нужно прикладывать печать на лобъ, либо на правую руку, и тогда еще буду давать хлѣбъ, чтобы никто не могъ отказаться, кто долженъ. Всѣмъ и приложатъ печати. Поэтому богатые люди не пожелали получать хлѣбъ: сказали, что это выдаетъ антихристъ, а потомъ будутъ и печати прикладывать. Разсказываютъ, что онъ уже народился, уже и выросъ, и что онъ скоро начнетъ царствовать. Кто задолжалъ за подать, тѣмъ станутъ печати прикладывать, если кто не расплатится*).{*)Этнографическое Обозрѣніе. Книга ХХѴШ, стр. 144. Дикаревъ. Толки народа въ 1895 г.}
Если вспомнить, что согласно ленинской эсхатологии именно 1895 год - год начала последнего, "пролетарского" этапа "освободительного движения" в России, и что через 22 года в России случилась революция, приведшая к власти прямых предтеч антихриста - большевиков, для которых искусственно организуемый голод был одним из излюбленных рычагов управления и ломки народного сознания, то все эти такие с виду глупые простонародные толки 1895-го года кажутся не такими уж глупыми. Нужно признать, что интуиция не обманула русских крестьян.
Далее проф. Беляев пишет, теперь уже по поводу всенародной переписи 1897 года (стр. 954-959):
Разумѣется, подобные толки не могутъ держаться долго. Но случится какое нибудь другое событіе, и опятъ народная фантазія приплететъ его къ живущей въ народномъ сознаніи мысли объ антихристѣ. ...
Укоренившись въ сознаніи невѣжественнаго и суевѣрнаго народа, лживыя мнѣнія объ антихристѣ находятъ для себя поддержку въ извращенномъ пониманіи даже и такихъ событій, или ученій, которыя ни съ антихристомъ, ни съ кончиною міра ничего общаго не имѣютъ. Приведемъ въ примѣръ то, что было совсѣмъ недавно, на нашихъ глазахъ.
Всеобщая народная перепись въ Россіи, произведенная 28 января 1897 года, возбудила во многихъ мѣстахъ въ средѣ простонародья мысль о томъ, что нарождается антихристъ. Изъ показаній счетчиковъ видно, что эта мысль была пущена въ народъ раскольниками, повидимому, без- поповцами. Нѣкоторые крестьяне изъ православныхъ прямо заявляли счетчикамъ, что они на базарахъ слышали отъ старовѣровъ, что всенародная перепись предвѣщаетъ явленіе антихриста и кончину міра. Толки и опасенія по поводу переписи возникли въ народѣ задолго до самой переписи. Успокоительное объявленіе отъ Министра Внутреннихъ Дѣлъ значительно уменьшило тревожные толки, или и совсѣмъ прекратило ихъ, но не вездѣ. Въ мѣстностяхъ, гдѣ раскольниковъ много, слухи о томъ, что перепись есть признакъ пришествія антихриста, упорно держались до тѣхъ поръ, пока не была произведена перепись. Въ Угличскомъ уѣздѣ странники и женщины, среди которыхъ наиболѣе распространялись и поддерживались такія розсказни, рѣшили, что народившійся и уже ходящій въ народѣ бѣлый, съ русою бородою, антихристъ самъ орудуетъ переписью въ Москвѣ, а переписывать народъ послалъ счетчиковъ, своихъ приближенныхъ чиновниковъ, снабдивъ ихъ листами съ печатью антихриста, - государственный гербъ на первой страницѣ есть-де „антіева печать",-и обязанныхъ накладывать на переписываемыхъ печать съ такимъ знакомъ. Взглядъ на перепись, какъ на „антихристову", и на счетчиковъ, какъ на служителей антихриста, прикладывающихъ его печать, былъ весьма распространенъ въ нѣкоторыхъ губерніяхъ, въ которыхъ много раскольниковъ, напр., въ Ярославской, Костромской, Нижегородской. Мѣстами слухи о явленіи антихриста имѣли совершенно баснословный характеръ. Такъ, въ Ростовскомъ уѣздѣ носились слухи, что какая-то женщина-монахиня на воздушномъ шарѣ прилетѣла въ столицу и тамъ, „гдѣ слѣдуетъ", объявила о рожденіи антихриста. Въ томъ же уѣздѣ разсказывали, что въ воздухѣ носятся какіе-то шары, которые внезапно падаютъ на человѣка и безслѣдно его уничтожаютъ. Источникомъ этого слуха былъ шаръ, пущенный метеорологами. Народная молва этотъ спускъ шара пріурочила къ переписи и къ кончинѣ міра и превратила въ шары, уничтожающіе людей. Напуганные слухами объ антихристѣ и о томъ, что перепись есть его дѣло, или предвѣщаетъ его явленіе, многіе сначала рѣшительно отказывались отвѣчать на вопросы; иные, уступивъ увѣщаніямъ и вразумленіямъ, давали отвѣты; но нѣкоторые изъ таковыхъ, послѣ перваго посѣщенія счетчика, производили очистительный обрядъ, состоявшій въ томъ, что вся семья, выйди изъ дома, начинала молиться на востокъ, а, по окончаніи молитвы, всѣ возвращались домой, но не чрезъ крыльцо, а подлѣзая подъ ворота дома. Вообще же среди раскольниковъ шли толки, что перепись знаменуетъ возобновленіе гоненій противъ ихъ ученія и назначена для его искорененія, что всѣ старовѣры будутъ послѣ переписи наказаны; посредствомъ ея приведены будутъ въ извѣстность всѣ сектанты для обращенія ихъ въ Православіе и ссылки непокорныхъ въ Сибирь и на Кавказъ. Поэтому, какъ свидѣтельствуетъ одинъ изъ счетчиковъ Романово-Борисоглѣбскаго уѣзда, раскольники при входѣ его къ нимъ въ домъ бывали очень встревожены, даже испуганы. Нѣкоторые изъ нихъ даже отказывались отъ принадлежности къ расколу, не признавая себя въ то же время и православными. Наоборотъ, являлись и такіе фанатики, которые предупреждали вопросъ о вѣроисповѣданіи заявленіемъ о принадлежности ихъ къ извѣстной раскольничьей сектѣ, съ прибавленіемъ, что не смотря ни на какія гоненія и притѣсненія, не смотря даже на ссылку въ Сибирь, они никогда не измѣнятъ своей вѣрѣ. За то надо было видѣть лица нѣкоторыхъ раскольниковъ, въ особенности раскольницъ, по окончаніи переписной работы въ ихъ семьѣ, когда они убѣждались, что всѣ ихъ страхи за себя и за свою вѣру ложны, и что никто не имѣетъ желанія посягать ни на ихъ вѣру, ни на нихъ. Болѣе фанатичные раскольники видѣли подтвержденіе значенія переписи, какъ предвѣстницы антихриста, даже въ самыхъ переписныхъ листахъ. Два сорта ихъ А. и Б.,по ихъ мнѣнію, предназначались: одни для послѣдователей антихриста, другіе для послѣдователей Божіихъ. Счетчики разсказываютъ о случаяхъ усиленныхъ упрашиваній и мольбы съ цѣлью бытъ записаннымъ не въ листъ А., а въ листъ Б. Грамотные раскольники иногда умалчивали о своей грамотности, будучи убѣждены, что ихъ будутъ понуждать подписывать листы, на коихъ они видѣли печать антихриста, дабы тѣмъ подвести подъ его власть. Поэтому часто, не сопротивляясь собственно переписи, многіе раскольники отказывались подписывать листы. Мѣстами раскольники, какъ только услышали о всеобщей переписи, начали устраивать собранія, на которыхъ рѣшили единодушно, что перепись эта есть признакъ присутствія и явнаго воцаренія въ мірѣ антія, ловушка къ его принятію, а потому слѣдуетъ всячески уклоняться отъ того, чтобы быть записанными. Но такъ какъ антихристъ силенъ и противиться ему не возможно, то необходимо смириться и покорно ждать своей участи. Въ одной деревнѣ двѣ семьи раскольниковъ-самокрещенцевъ пришли къ полной увѣренности, что антихристъ уже воцарился и разослалъ своихъ слугъ, чтобы всѣхъ себѣ подчинить, что, видимо, должно выразиться записью въ списки антихриста и наложеніемъ печати его на правую руку, послѣ чего уже нельзя будетъ ни съ кѣмъ ни повидаться, ни молиться Богу. Они простились другъ съ другомъ, со всѣми близкими и горько другъ друга оплакали. Въ день пріѣзда счетчика обѣ семьи сидѣли, ожидая слугъ антихриста. Процедура переписи ихъ разочаровала, и они успокоились. Въ Варнавинскомъ уѣздѣ раскольники считали первою перепись, бывшую при царѣ Давидѣ, второю - перепись въ эпоху рожденія Христа, а теперешнюю всеобщую перепись признавали третьею и послѣднею предъ кончиною міра.
Высчитанъ былъ ими даже день свѣтопреставленія - четвергъ на Масляницѣ. Когда онъ прошелъ благополучно, тогда они стали увѣрять, что перепись все таки даромъ не пройдетъ, а будетъ какое-либо бѣдствіе: голодъ, моръ, война. Завѣдывавшій вторымъ участкомъ того же Варнавинскаго уѣзда тоже свидѣтельствуетъ, что раскольники считали перепись дѣломъ антихриста и, боясь наложенія клейма антихриста, не пускали счетчика къ себѣ въ дома. Въ такихъ случаяхъ ихъ приглашали въ домъ сельскаго старосты, но и тамъ они упорствовали, такъ что отвѣты получались отъ старосты и болѣе благоразумныхъ сосѣдей. Большинство упорствующихъ искренно вѣрило въ тѣ ужасы, которые должны постигнуть всѣхъ попавшихъ въ перепись. Настроенные своими начетчиками, они отвѣчали: „мы рабы Христовы, а потому антейную прелесть эвту подпускай подъ другихъ, а съ насъ много не возмешь". Вопросъ о дѣтяхъ вызывалъ возраженіе: „Неужели и ангельскія души подъ антейное проклятіе записывать станешь?" Многіе изъ нихъ изъявили готовность пострадать такъ или иначе за дѣло Христово. Подготовленія къ тому, чтобы пострадать, указываютъ и счетчики другихъ мѣстностей Костромской губерніи. Одинъ крестьянинъ въ Юрьевецкомъ уѣздѣ основывалъ свой отказъ дать отвѣты тѣмъ, что хочетъ пострадать, такъ какъ за отказъ навѣрно-де накажутъ. Обрисовываютъ раскольничій міръ и его отношенія къ переписи нѣсколько фактовъ, относящихся къ тому же Варнавинскому уѣзду. Сопровождавшій счетчика сотскій, на вопросъ одной старухи въ дер. Чердакахъ, заявилъ, что въ нынѣшнемъ году родился антихристъ; царь приказалъ розыскать его. Старуха поспѣшила впустить счетчика въ избу, дабы не быть заподозрѣнною въ сокрытіи антихриста, а молва о розыскѣ антихриста быстро распространилась, такъ что на другой день въ сосѣднихъ селеніяхъ счетчика вездѣ спрашивали: „нашелся-ли антихристъ?" И были весьма довольны тѣмъ, что въ данной мѣстности противника Божія не оказалось. Насколько укоренившеюся была вообще въ той мѣстности вѣра въ пришествіе „антія", свидѣтельствуетъ разсказъ мѣстнаго счетчика, котораго хорошо его знающая женщина спрашивала, не слуга-ли онъ антихриста. Когда счетчикъ заявилъ ей, что вѣдь она его хорошо знаетъ, она отвѣчала: „антихристъ можетъ придти и въ твоемъ образѣ, его можно узнать по когтямъ на рукахъ", и, недовѣряя своимъ глазамъ, ощупала всѣ его пальцы; лишь тогда убѣдилась она, что предъ нею ея близкій сосѣдъ*). {*) Всѣ эти свѣдѣнія были сообщены въ Правительственномъ Вѣстникѣ, См. также Вѣра и Разумъ, 1898 г., май. III, 254-258 стр.}
Смех смехом, но тут можно вспомнить из Библии (2 Цар. 24:10-12) по поводу упоминавшейся выше давидовой переписи:
И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я. Когда Давид встал на другой день утром, то было слово Господа к Гаду пророку, прозорливцу Давида: пойди и скажи Давиду: так говорит Господь: три <наказания> предлагаю Я тебе; выбери себе одно из них, которое совершилось бы над тобою.
Из чего можно заключить, что небогоугодное это дело для верующего монарха - пересчитывать народ божий. И если опять вспомнить, что через 20 лет после николаевской переписи в России случилась известная катастрофа, нанесшая русскому народу, в числе прочего, ужасный демографический урон (перечеркнувший итоги той переписи и все связывавшиеся с нею расчеты), а также о том, что царь, начавший с нее свое царствование, стал последним в истории России христианским монархом, можно задуматься. Разумеется, я не хочу этим сказать, что перепись 1897-го года была-де причиной революции 1917-го, однако как некое тогдашнее таинственное знамение-message ту перепись принять можно; повторю уже сказанное выше: учитывая последующие события ХХ века, интуиция таки не обманула русских крестьян, при всей их наивности и невежестве.