Новый Год в иноверческих землях

Jan 24, 2018 10:15




Иной вариант названия поста - «Три столицы в Новый Год». В сегодняшнем посте речь пойдёт о новогоднем путешествии, совершённом в иноплеменные, иноверческие, в далёком прошлом чуждые земли. Шутка, конечно же. Две тысячи шестьсот километров заснеженных дорог пролегли через столицу Республики Марий Эл Йошкар-Олу, столицу Чувашии Чебоксары и столицу Татарстана Казань. Кроме того «Тёмная Сталь» с её экипажем (на фото) посетила бывший город Вятку, ныне Киров - административный центр одноимённой области, а также побывала в уютном Козьмодемьянске. Лишь последний городок затронул струны моей души, ибо только он сохранил богатую историческую застройку и облик, в целом близкий уездным русским городам. Открыв для себя новые горизонты в лице Марийского края и иных земель, из путешествия привёз новые познания и впечатления, с которыми обязательно поделюсь в последующих индивидуальных постах. А пока чисто обзорный пост.




Выезд в инородные земли состоялся 2 января в 20:45. Ночная дорога, несмотря на сложности в виде желания поспать, всё-таки имеет свои преимущества. Машин на дорогах в разы меньше. Это дало возможность ехать свободно, а в положенных местах развивать скорость приличную. В итоге к месту назначения - первой точке в маршрутном листе - приехали за два часа до запланированного. И уже в семь утра, преодолев от дома 710 км, мы припарковались возле ворот этнографического музея г. Козьмодемьянска. На улице ещё темень, всё закрыто. Пользуясь моментом, укутавшись в тёплые пледы, решаем вздремнуть прямо в авто. После ночной дороги, да ещё перекусив ранее купленными бургерами, мы накрепко застряли в царстве Морфея. С трудом высвободившись из объятий сновидений, обнаружили, что за окном давно уж рассвело, а очнулись мы на 1.5 часа позже намеченного. Более того, проснулся я, прилично продрогнув от забравшегося внутрь машины морозного воздуха. Благо захватил с собою пуховик, спасший от уличного холода моё бренное тело. Окинув взглядом серый небосвод, понимаю: стемнеет рано, надо расставлять приоритеты. Посему не тратя времени на трапезу и оставив посещение музея деревянного зодчества на потом, отправляемся исследовать улочки нижней части города Козьмодемьянска, расположившегося на правом берегу Волги.



Ни пасмурный день, ни слякоть, ни пронизывающий ветер с реки не смогли испортить впечатления от пребывания в этом городке. Козьмодемьянск впечатления оставил самые что ни на есть положительные. Прогулка уютными городскими улочками настолько увлекла, что стало ясно - сюда просто необходимо приехать ещё раз, но летом. А увлечь было чем! Нижняя часть города примечательна роскошными как деревянными, так и каменными купеческими особняками. Здесь практически каждый дом представляет интерес, за каждым стоит история. Но больше всего город поражает изобилием кружевной резьбы.



За всё время путешествий, определённо, это первый город, где такое огромнейшее разнообразие оконных наличников, а точнее их резного декора. Просто превеликое множество восхитительных наличников. Сложилось ощущение, что жители Козьмодемьянска старались перещеголять друг друга. Найти два дома с одинаковым декором просто-напросто невозможно. Рассмотрев десятки видов массивных, но в тоже время изящных и уникальных оконных наличников, теперь вряд ли меня можно удивить резьбою. Зажиточность дореволюционного города объясняется тем, что со 2-й пол. XIX века Козьмодемьянск являлся вторым по обороту в России центром лесоторговли.



Тем временем на город опустилась какая-то морось. Фотографировать стало сложновато. Но мы продолжили прогулку. За процессом фотосъемки нас застала пара местных жителей. Обратились те с вопросом:
- Вы откуда?
- Из Москвы. Вот, любуемся красивыми домами.
- А как вы сюда попали?
Казалось бы странный вопрос. Объяснили, что прибыли своим ходом. В ходе разговора выяснилось, что случайных туристов тут не бывает. Козьмодемьянск туристы посещают исключительно летом, с открытием водных экскурсий по Волге на теплоходах. Городок действительно расположен вдали от центров и добраться до него можно лишь целенаправленно.



Немного из истории. В далёком прошлом - это край племён иноверческих - Марийский край. Ещё в I тыс. н.э. происходило формирование волжско-финских племён (этноса) марийцев, мордвы, мери, мещеры, муромы. Многие из финнов обрусели и как вид исчезли (меря, мурома и др.), но марийцы и мордва сохранили языковую и культурную самобытность. Марийцы - потомки древнего населения Среднего Поволжья. Другое название народности - черемисы. Впервые этот этноним употребляется в хазарских документах Х века, где марийцы названы «ц-р-мис». В русских летописях «черемисы» появляются в XI веке. Козьмодемьянск, как острог, основан был в 1583 г., после победы над Казанским ханством. Задолго до этого марийцы находились в вассальной зависимости от Хазарского каганата, Волжской Булгарии, Золотой Орды.



Во 2-й пол. XVI века началось бегство марийцев, не желавших покориться русскому царскому гнёту. Марийский край постоянно охватывали крестьянские войны. В XVII веке начинается монастырская колонизация, сопровождавшаяся захватом угодий. Началась раздача земель крестьян-ясачников (ясак - налог, взимавшийся с народов Поволжья и Сибири) монастырям, русским помещикам и служилым татарам. При передаче же новым владельцам угодий крестьян-мари (марийцы восточных земель, не платившие ясак), тех просто выселяли со своих земель. Абсолютизм Петра I принёс ещё большие тяготы. Как следствие этого тысячи марийцев стали переселяться в Башкирию и Предуралье. Массовая христианизация, развернувшаяся с 1730-40-х, ещё более усилила миграцию.
Одно из немногих культовых сооружений города - Смоленский храм-памятник царю Александру II, построен в 1872 г.



В результате адм-терр. реформы Екатерины II марийцы оказались включёнными в состав шести губерний и не имели собственной государственности. Впрочем в царской России её имели лишь княжество Финляндское да царство Польское. Только при власти большевиков в 1920 г. образуется Марийская автономная область; в 1936 г. та преобразуется в Марийскую АССР. Ныне - Республика Марий Эл, в состав которой и входит город Козьмодемьянск. С историей для обзорного поста, пожалуй, хватит. Вернёмся в реалии. Увы, современность не красит город - множество заброшенных зданий, на окраине - заводские руины. С 7 300 тыс.чел. в 1913 г. население города к 1992 г. выросло до 25 300 чел. К нашему времени - минус 5 000.



А вот один из козьмодемьянских жителей, пожелавший с нами познакомиться, - очаровательный кот Котофеич.



Полюбился и запомнился. Преследовал нас несколько улиц, чуть не попал под колёса маршрутной «Газели» (аналог автобусам). После чего пришлось прогнать шерстяное животное, дабы оно не погибло. А так хотелось забрать его домой.



В момент, когда я устраивал котейкину фотоссесию, устроили фотосессию меня. Единственным, что на мне из одёжки по погоде оказался пуховик. Выезжая из столицы в минус 2°, в марийские земли прикатили в минус 15°.



Осмотрев Козьмодемьянск, спешим далее. Дорога, надо сказать, ближе к утру 3 января стала сложнее. Ещё ночью на объездной автомагистрали Ниж.Новгорода я, бесспорно нарушая скоростной режим, разгонялся до 165 км/ч. Но потом в течении всего дня периодически стал опускаться сильнейший туман, да такой, что всем водителям приходилось сбрасывать скорость до минимума, ибо видимость не превышала 50-100 метров. Но, слава богу, то были кратковременные набеги мороси и снега. Следующее селфи (ниж.фото) сделано в 75 км от добродушного белого создания (верх.фото), в столице Республики Чувашии Чебоксары. Денис и девочка в бежевой шапочке с помпоном - на фоне одной из доминант города, символом столицы и всей республики - потрясающем монументе Матери-Покровительнице чувашского народа, возведённом на берегу Чебоксарского залива. «Благословенны дети мои, живущие в мире и любви» - гласит надпись на постаменте. Установка сего памятника вызвала в обществе резонанс и пересуды. Например, бывший настоятель Успенского храма иерей Берман обвинил митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнаву в грехе идолопоклонства за освящение им памятника. Православные чины и люди шибко верующие заявляли, что не простоять Матери-Покровительнице и года, ибо она выше крестов христианских. Но, как видим, с 2003 г. идол чувствует себя прекрасно, а подобные реалии говорят о "религиозном цирке" в нашей стране.



Коли я затронул тему веры, не могу не отметить о насильственной христианизации края. XVI и XVII века не дали особых результатов в продвижении православия. Поэтому в 1738 г. была организована Новокрещенская контора с целью «умножения христианского закона» среди мусульманского населения Поволжья. Это была настоящая инквизиторская организация. Период, когда контору возглавлял епископ Лука Конашевич, ознаменовался тем, что из 536 мечетей Казанской губ. было разрушено 418. Татар подвергали жестоким наказаниям, заточали в тюрьмы, разоряли дома и селения. Другой представитель конторы епископ Сеченов силой принуждал креститься, погружая в купель связанными; несогласных держали под караулом в колодках и подвергали мучительным побоям. Сжигались мусульманские кладбища и молельни (на основании указа Синода от 1743 г.). Действуя огнём и мечом, Сеченов за один год сумел обратить в православие свыше 17 тыс. татар. За свою «деятельность» и за поддержку Екатерины II во время дворцового переворота был щедро награждён: получил во владение тысячу душ крепостных, денежные подарки и стал первоприсутствующим членом Синода. Заманивали в веру и "пряником" - крестившимся крестьянам нерусской национальности предоставлялись льготы: они освобождались от холопства, от уплаты податей на три года. А некрещёных же выселяли, разоряя хозяйство. На их землях организовывались монастыри - Спасо- Юнгинский, Седмиозерский, Раифский и др. Крестьяне жаловались на притеснения со стороны духовенства, но за «челобитья» тех заключали в тюрьмы, били кнутом, убивали. В свою очередь крестьяне разрушали церкви, избивали ненавистных им священников, некоторых даже убивали. Впоследствии правительство было вынуждено перейти к более тонким методам христианизации и обрусения населения.



История чувашей имеет древние корни, только вот углубляться в них нет желания, ибо Чебоксары мне не понравились. Город крупный, промышленный. Оттого шумный, суетной. При всём желании найти в нём изюминку так и не смог. Хотя посетили его историческую часть - «Старый город». В письменных источниках Чебоксары упоминаются с 1469 г., когда русские воины остановились здесь на своем пути в Казанское ханство. Однако по данным археологических раскопок на этом месте на рубеже XIII - XIV вв. уже существовало булгаро-чувашское поселение. После падения Казани и подавления последующих мятежей чуваши перешли в подданство Москвы. В 1775 г. территория, где проживала чувашская народность, вошла в Казанскую и Симбирскую губ. Эксплуатация, произвол чиновников, насильственное насаждение православия приводили к сопротивлению населения. Чуваши участвовали во всех крупных выступлениях народных масс, затрагивавших Среднее Поволжье в XVI - XIX веках. Например, в 1842 г. произошло вооруженное восстание чувашских, марийских и татарских крестьян - «Акрамовская война» (участвовало до 10 тыс.чел.).
Ниж. фото: сквер Императрицы Екатерины II. По другую сторону расположилась скульптурная композиция Петра и Февронии, к слову, сделанная весьма изящно. В какой-то период их понавтыкали (иначе не могу назвать) во всех иноверческих республиках. Одним словом, идёт какое-то засилье памятниками как историческими, так и не несущими никакой смысловой нагрузки. И всё это дело располагается скопом. Вот, с бюстом императрицы недалече соседствует памятник велосипеду.



Чуть поодаль стоит «Дом Крестьянина» - памятник конструктивизма, объект культурного наследия федерального значения (ниж. фото). Здание построено в 1927 г. на месте разрушенной монастырской стены. В эти годы в городе не было ни одной гостиницы. Помимо основного назначения, там имелся зал на 300 мест, где проводились массовые мероприятия, конференции, показывались спектакли и кинофильмы. В 1995 г. строение передано Чебоксарско-Чувашской епархии. Сегодня здесь Духовный центр подготовки церковных специалистов в области миссионерской, молодёжной и социальной деятельности. История движется по кругу. Напротив стоит памятник архиепископу Гурию Казанскому и Свияжскому, который крестил чувашей и татар, подобно другим «просветителям» (читай выше). Более того, Церковь сегодня пытается внести изменения в подлинную историю чувашей, обозначая арх. Гурия как основателя Чебоксар, ибо им была освящена строящаяся тогда крепость. Также вызвало резонанс строительство этнопарка «Çĕрпӳ» (объекты деревянной скульптуры и зодчества, выполненные в чувашских традициях) в Цивильске. Представитель РПЦ и активные верующие выступили против против "языческих идолов". Достаточно почитать этнические форумы, чтобы понять возмущение коренного населения действиями Церкви и местной администрации.



В 1860-х на территории Симбирской губ. насчитывалось 305 чувашских селений (более 100 тыс.жит.) и ни одной школы с преподаванием на чувашском языке. Первая такая школа открылась на личные средства И. Яковлева и размещалась на частных квартирах. При поддержке инспектора народных училищ И.Н. Ульянова (отец В.И. Ленина) в 1871 г. школа приобрела оф. статус. Однако в 1914 г. было издано распоряжение, запрещающее употребление родного языка в чувашских школах. Лишь при Советской власти чувашский язык получил своё признание. В качестве государственного он стал языком управленческого аппарата, учебных заведений и культурно-просветительных учреждений. Появились первые словари и справочники по орфографии. Столетиями находящиеся в подданстве царской России чуваши не имели своей государственности. И только в 1920 г. был принят декрет об образовании Чувашской автономной области, в 1925 г. преобразованной в Чувашскую АССР. На фото: один из немногих сохранившихся дореволюционных домов - бывший купеческий особняк  Ф. Ефремова, 1911 г. постройки.



В XVIII - XIX веках упор делался в основном на развитие торговли, а не промышленности. В то время абсолютное большинство населения Чувашии (ок. 96 %) проживало в сельской местности. В 1913 г. население Чебоксар составляло 6 300 жит., а промышленность ограничивалась лесопилкой и несколькими маленькими заводами. За советский период к 1990 г. городское население выросло до 430 000 чел. Сегодня происходит стремительное уменьшение чувашской народности. В период с 1991 по 2010 гг. их численность в РФ уменьшилась на 446 тыс.чел. Особенно быстро она пошла на убыль с 2002 по 2010 гг. - на 202 тыс.чел. (уровень 1955 г.). Когда вижу в городах подобные баннеры (ниж.фото), понимаю, что дела здесь плохи. Иначе смысл в этих уголовных запугиваниях.



Что ж, время 15:30, пора двигать в конечную точку маршрута первого дня - в столицу Республики Марий Эл. На другой берег Волги попадаем через город Новочебоксарск, 110 км до Йошкар-Олы движемся лесным массивом уже в полной темноте. В марийскую столицу прибываем в шестом часу вечера. Заселяемся в заранее забронированную квартиру микрорайона Сомбатхей, названного так в честь венгерского города-побратима Сомбатхей (в память о родстве народов: мари, венгров (мадъяр), финнов и др., как финно-угорской семьи). В общей сложности в первый день я преодолел почти 900 км. Безусловно подустал. Вечером прошлись по местным магазинам, ничем не отличающихся от московских (таже «Пятёрочка»). Хотя есть у них небольшие, свои марийские торговые марки. Следующий день было решено посвятить отдыху и осмотру города. Отмечу, что Йошкар-Ола прежде всего запомнилась мне вкусной едой. Для туристов тут множество едальных заведений, большей частью типа «Шавермы». Видимо, влияние татар привнесло в кухню марийцев шаурму. Не продаёт её тут разве что ленивый. Впрочем, отдадим должное - здешняя шаурма во сто крат толще и сытнее (как и все остальные блюда), чем... в Москве я их давно не ем. За время пребывания в городе мы не раз посещали заведение «Best Мангал», где кебаб, шашлык и травяной чай оставили только положительные вкусовые ощущения. Собственно всё их меню отличается качеством и калорийностью. Когда лень было готовить, заказывали еду на дом. Очень удивила превосходнейшей кулинарией кондитерская «Покровские пекарни» - потрясающе вкусные торты, пирожные и пироги. Честно, я любитель сладостей, но в Москве даже не припомню, когда ел нечто подобное. На следующий день, 4 января, в 12:00 мы уже прогуливались по Театральному мосту, в сторону площади Республики, она же площадь Пр. Девы Марии. Перед нами - Благовещенский собор, выстроенный в 2010 г. по образцу петербургского собора Спаса-на-Крови. Вычурный, перегруженный деталями. Выполнен из того же стройматериала, что и все прилегающие здания. Особенно "убил" силикатный кирпич в кладке, напоминающий советские колхозные постройки.



В самом центре столицы творится нечто невообразимое. Сюда с помощью чьей-то невразумительной воли жахнули православные российские и русские "ценности". В начале 2000-х в центре города замутили мега-стройку (правильнее сказать, отмыв денег, ибо уже несколько лет здесь так и стоят недостроенными крупные объекты). Под девизом «просветительской деятельности среди населения, увеличения туристической привлекательности города и республики» появились в исторической части города иноплеменной республики (история о черемисах написна выше): башни Спасская и Благовещенская (ниж.фото), Царевококшайский Кремль (причём древний острог был деревянным, новодел же возвели из красного кирпича); выложили площади Девы Марии, Патриаршью и др.; навтыкали памятники Рембрандту, Пушкину и Онегину, архангелу Гавриилу, царю Фёдору Иоанновичу, Петру и Февронии Муромским (с устрашающей надписью «...Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу») и т.п. Ёшкин кот! Впрочем есть здесь памятник и этому животному.



Самое печальное, что сами марийцы явно не в восторге от насаждённых московских "интересностей" и сборной солянке в центре города. Однако все сувениры несут на себе эту чушь, никак не связанную с прошлым данной народности. Символом Йошкар-Олы стали эти башни, кот, замок графа Шереметева и т.п. Большой удачей оказалось, приобрести мне в сувенирной лавке фотоальбом 1982 г. издания, где действительно представлены подлинные марийские ценности и достижения республики.
Ну, и как же не сделать очередное селфи, коли мы сами туристы.



На левом берегу р. Малой Кокшаги, разделяющей город надвое, сооружена «набережная Брюгге». Набережная названа так из-за домов, построенных во фламандском стиле (Бельгия). Инициатива такого наименования улицы принадлежит бывш. главе республики Л. Маркелову (17 лет у власти, но в прошлом году снят с должности, фигурант уголовного дела). А ведь есть у черемисов свои национальные герои: князь Акпарс (ему памятник установлен почему-то в 100 км от Олы); Чумбулат, Мамич-Бердей и др. Им, а не коту и патриарху должны были ставить памятники.



Несмотря на кажущийся блеск центральной площади, вот на такую убогую, по другому не назвать, площадку с атракционом выстроилась очередь. Это говорит, что люди рады и такому паровозику. Неужели у администрации города не нашлось средств на НГ сделать что-то более приличное для своих горожан?



Немного из прошлого. После разгрома Казани и присоединения этих земель к Московскому государству, местное население не захотело подчиняться новым порядкам, началось широкое национально-освободительное движение. Для подавления восстаний было решено ставить «города-крепости» для усмирения мятежников. Именно этому событию и обязана своим рождением Йошкар-Ола. В 1584 г. на р. Малая Кокшага как сторожевая крепость был основан Царевококшайск. «За исключением булочника, мясника, сапожника и немногих других ремесленников... ни одна отрасль промышленности не известна городскому населению» - из записей краеведа И. Дерюжева от 1876 года. Только в конце XIX в. в городе был построен небольшой винокуренный завод, на котором работали 70 рабочих. Как писал выше, марийцы не имели собственной государственности, их ареол обитания находился в составе аж шести губерний. В 1919 г. Царевококшайск был переименован в Краснококшайск. А в 1920 г. принимается Декрет об образовании Марийской автономной области. Краснококшайск получает национальное название - Йошкар-Ола («Красный город»). В 1936 г. область преобразована в Марийскую АССР и Йошкар-Ола становится её столицей. В 1913 г. городское население состовляло 2 500 жит., к 1991 г. оно возросло до 248 000 чел. Сегодня туристы прибывают сюда автобусами, толпами снуют по центру, фотографируя псевдодостопримечательности, и радуются магнитам с изображением лже-символов (кроме ниже представленной туристки - она вообще непонятно, что делает: то ли фотает, то ли позирует).



Воскресенский мост, ведущий на Патриаршью площадь. Из местного форума: «цена проекта 183 млн.руб. Улицы и дворы завалены снегом. По заверениям администрации города, в уборке снега участвуют шесть ед. техники - трактора из истории СССР». Про что я и говорил - фальш, эти "замки и церкви" лишь обёртка города панельных домов.



Мы на Патриаршей площади, которую искусственно насыпали при строительстве. Посему уже сейчас поверхность площади пошла трещинами и провалами. Перед нами - памятник патриарху Алексию II. Здесь, в столице Марий Эл, патриарх был в 1993 г.  И снова по инициативе бывшего главы республики Маркелова была создана бронзовая скульптура Алексия II, открытие и освящение которой состоялось в 2010 г.



Людям несведущим все эти здания навевают мысль о Европе, но я ассоциирую всё это с замком графа Шереметева. Поскольку многие архитектурные детали полностью скопированы с удивительной достопримечательности, расположенной в 270 км отсюда, а именно в селе Юрино, где мы были ещё с Катериной пять лет назад. В 1874 г. в Нижегородской губ. в «Шереметевской Сибири» было начато строительство дворца, длившееся не одно десятилетие. Но ни коем образом тот замок не имеет отношения к марийскому народу, ибо строили его для дворян Шереметевых их крепостные, сосланные туда из центральных и проч. губерний. Отчёт об этом замке здесь: « Дворец Шереметевых в Юрино». Но не это больше всего меня поразило. В этом здании находится несколько организаций, одно из которых самое крупное -  ресторанный комплекс «Grand Chateau» (1-й этаж отдан кавказкой кухне, 2-й - европейской). Ранее вместо пафосоного заморского названия ресторан назывался... не поверите!... «12 апостолов». А всё потому, что в этом здании происходит на радость туристам церковное представление.



Каждые три часа на балконе 3-го этажа под церковное песнопение с колокольным звоном из одних ворот в другие проплывает сл. процессия: восседающий на ослике Иисус Христос, а следом - его ученики апостолы. Туристы неистово всё это снимают. Я, конечно, не удержался и изрёк, что путь держат апостолы из ресторана «Шато» за продуктами прямо в магазин «Spar» (расположен в соседнем здании). На меня пытались цыкнуть и обвинить в богохульстве. Но разве не кощунство делать из Иисуса "кукушку", подобную кукольным часам театра им. Образцова в Москве, где каждый час на фасаде здания оживают фигурки, кукарекает петух и звучит мелодия «Во саду ли, в огороде». Кошмар! Это более чем моветон и неуважение к православию. Тут тебе и ресторан, и продуктовый магаз и апостолы под хор церковников. «Бог ты мой, до чего ж мы докатились!» - сказал некто. Цирк да и только!



Напоследок из той же церковной темы. Самым древним каменным храмом ещё Царевококшайска являлась Троицкая церковь, построенная в 1736 г. На её месте в 2008 г. окончили строительством новую церковь, выполненную в совсем иных архитектурных формах (ниж.фото). Но, в общем, здание храма роскошное, мне понравилось. Стоит напомнить, что марийский край подвергся насильственной христианизации. Черемисы с момента своего зарождения, как племя, были язычниками. Здесь также потрудилась на славу и во славу Божью Новокрещенская контора. Несколько столетий пытались вовлечь местное население в православие. Однако в нач. XIX века в различных местах происходили массовые язычные моления, собиравшие по нескольку тысяч богомольцев (некрещёных и крещёных) из разных губерний. Власти и церковь занимались преследованием поклоняющихся языческим богам. Происходили вырубки священных деревьев в рощах. В это же время была варварски уничтожена одна из культовых святынь марийцев - Камень Чумбулата на реке Немде. Начало ХХ века вновь охарактеризовалась отходом от христианской религии и отказом от исполнения ритуалов. После революций 1905-1907 гг. имели случаи перехода целых селений в языческую веру. Церковь для большинства марийского народа всегда была и до сих пор остаётся во многом чуждым элементом. Свыше четырех веков марийский край входит в Российское государство, но до сих пор религия марийца не стала абсолютно православной, во многих районах края Христу поклоняются под именем Кугече юмо.



Нагулявшись-насмотревшись (полная вресия будет в индивидуальном посте), принимаем решение сл. пунктом посетить столицу Республики Татарстан Казань. На следующий день, 5 января, выехав из Йошкар-Олы ещё затемно и преодолев 170 км, к десяти утра паркуемся возле Площади 1-го Мая, у стен Казанского Кремля. Город бесспорно красив (в основном его историческая часть, ибо окраины Казани своим видом вводят в оторопь). Хорошо, что день выдался солнечным, морозным, и мы успели прогуляться в кремлёвских застенках ещё до основной массы жаждущих архитектурных изысков - неимоверных толп туристов. Соглашусь, что «Казань всем городам город». Безупречные красивые здания XVIII - XIX вв., ухоженность улиц (по крайней мере центральных), но не пришёлся город по душе. Может своей лакированностью и обилием человеков, сотен экскурсионных автобусов и припаркованных машин (не пройти, не проехать). Просто какая-то туристическая Мекка. А может к моменту приезда в город меня уже вывели из себя иноплеменные водилы. Наивно полагал, что это в Москве дуркуют на дорогах, но там... Не пропустят, подрежут, будут сигналить и т.д. Менталитет, видимо, такой. Не даром там на всех путях-дорогах огромное количество сотрудников ГИБДД.



Однако ж, мне кажется, пост вышел уже достаточно внушительным, по тексту уж точно. Посему решаю на этом приостановить повествование. А рассказ о достопримечательностях Казани и Кирова продолжить во второй части.



При создании поста использованы следующие источники:
- Г. Сепеев «Этнография марийского народа»
- История мари в XVII-XX веках
- Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс
- Национальная библиотека Чувашской Республики
- История Чувашии
- оф.сайт города Чебоксары
- Христианизация народов Поволжья
- Е. Грекулов «Насильственное насаждение православия среди народностей России. гл. V»
- «Мarieltour»

город, urban, туризм, Республика Татарстан, Россия, Республика Чувашия, 2018, религия, Республика Марий Эл

Previous post Next post
Up