Соль Галицкая, Солигалич тож

Oct 29, 2015 09:30




Ещё год назад, поздней осенью, мы совершили, наверное, самую насыщенную как по объектам, так и по впечатлениям мега-поездку в Костромской край. О том путешествии давно уж опубликованы десятки отчётов. Но вот недавно вспомнил, что обделил вниманием одно место из того путешествия - не шибко вдохновивший нас город Солигалич, расположенный на самом севере Костромской области, в 20 км от границы с Вологодской. Сегодня исправляю сие недоразумение и представляю, как обычно, насыщенный краеведческим материалом пост.




В город Солигалич (на верхнем фото) мы прибыли торговым трактом «Кострома-Галич-Тотьма» из Зашугомья, что было селом Троицким Зашугомской волости Солигаличкой осады. Старинный тракт давно исчез и тем путём из Костромы в Тотьму доберутся лишь смельчаки при сопутствии фортуны. Село Зашугомье, расположившееся за рекой Шугомой, тупиковое и вымирающее. Но место то потрясающее, со своей атмосферой. Об истории грандиозного храма, как и о прошлом самого села, у меня давно написан отдельный пост (для интересующихся - он здесь). Итак, в 14:30 стартовав из Зашугомья (ниж.фото) первые 7 км бездорожья преодолевали, за сроком давности не помню уж с какой скоростью, но точно ближе к черепашьей. Опосля выехали на более-менее приличное покрытие и следующие 16 км до Солигалича двигались чуть быстрее. Но в итоге всё равно 22 км заняли почти час пути.



И вот, мы на левом берегу реки Костромы, где напротив нас, на противоположной набережной, раскинулась историческая застройка города Солигалича. Прежде чем приступить к рассказу, отмечу, что Солигалич не впечатлил, не прониклись мы к нему. Исходя из его местоположения, многочисленных хвалебных статей, превозносящих его как городок, сохранивший дух старины, мы ожидали по-настоящему провинциального колорита древних домиков и старинных храмов. Увы, город и впрямь деревянный, но без преувеличения каждый третий дом испорчен пластиковыми окнами (создалось такое ощущение, что рядом работает завод по их изготовлению). Смотрится ужасно. Дореволюционный дом сразу утрачивает свою аутентичность. Поэтому в поисках действительно примечательных домов, нетронутых "умелой" рукой хозяина, пришлось поколесить по разбитым городским улочкам. В итоге наскребли единицы. Скорее всего, люди, так восторгающиеся Солигаличем, просто не были в Кологриве, где почти в любом его уголке чувствуются дух прошлого (о "духе прошлого" можно прочесть тут).



Издревле Солигалич именовался как Усолье и Соль Галицская (Галичская). Это было место, где били соляные ключи и производилась выварка соли. Определение Галицкая указывало, что усолии находились недалеко от стольного города Галич Мерьского (до прихода славян здесь жили племена чудь да меря, мои любимые). Датой основания Солигалича называют 1335 г., считая, что его родоначальницей явилась Воскресенская обитель, возникшая тут якобы среди дремучих лесов. Легенда, писанная монахами, гласит, что галичскому князю Феодору и игумену Афанасию явилось знамение: вдали от Галича увидали они «столп от небес». Князь, посчитав это предзнаменованием, со свитой отправился на север и на месте «знамения» повелел воздвигнуть церковь Воскресения, затем построил и монастырь. Монастырь взаправду был основан; с учётом, что князь отдал приказ, чтоб из его Галичских, Костромских и Ветлужских вотчин на новое место немедленно были высланы крестьянские семейства.



Но, как ни красива легенда, монастырь всё же появился не по "явлению боьжему" - монахи потянулись к соляному промыслу, что сулил немалые доходы. Своим образованием Солигалич обязан соляным источникам - усолиям, как называли их в древности. О соляных колодцах и варницах под Галичем впервые упоминается ещё в 1332 г. в духовных грамотах Московского князя Ивана Калиты. Был промысел, значит было и поселение. По мнению иных историков селение существовало уже в 1212 -1213 гг. Но документальных подтверждений тому, видимо, нет. Безусловно, рост Соли Галицкой обязан возникшему монастырю, получавшему из княжеских вотчин целые сёла и волости, а для ловли рыбы обители были отданы части Чудского (Чухломского) и Галичского озёр. А обездоленный люд всегда тянулся в такие места. По тому времени достаточно было появиться в необитаемой местности обители, как там завязывалась жизнь: приходили новые обитатели, расчищали лес, строились, обрабатывали землю. Так закипела жизнь и около Воскресенского монастыря.






А мы тем временем с одного берега реки Костромы, разделившей город на две части, перебираемся на другой. Поскольку современный вид совсем непривлекателен (пластиково-оконные дома, новоделы, рекламные вывески, столбы и провода), я использую архивные фото, более подходящие к исторической части поста. На переднем плане фотографии - храмовый комплекс: в стиле классицизма Преображенская церковь (1821 г.) и в духе традиционного зодчества шатровая колокольня с Николаевской церковью (1688 г.). Здесь же, на кладбище, находилось «одно примечательное надгробие. До самой революции за могилой ухаживали, и все прекрасно знали кто там, но пресс советских десятилетий...» - с такой ненавистью к советскому периоду и таким благоговением к прошлому "французких булочек" православные сайты сообщают об исчезнувшей могиле. На надгробии том была надпись: «Андрей Иванович Цепейников, Соли-Галицкой мещанин, родился в 1780 г. Скончался в 1843 г. в марте месяце и 44 года держал себя прикованном на цепи».



Так о ком же речь? «Андреюшка-юродивый - в своё время знаменитость Солигалича, жители которого веровали в него, как в святого. Андреюшка сидел на цепи более 30 лет и, сидя у стены постоянно качался, так что спиной вытер стену и сделал в ней углубление... Лицо у него было белое, как лист бумаги, посетители усматривали в этом особенный признак святости. Пищи он принимал весьма мало - что принесут, то и покушает... От одних он принимал подарки - и это значило, что посетителя он считает человеком добрым... Считалось за великое счастье, если Андреюшка разговорится с кем-нибудь, говорил он так, что в каждой его фразе и даже в каждом отрывочном слове необходимо было отыскивать таинственный смысл...». Вот, что интересно: во 2-й части романа А.Ф. Писемского «Масоны», действия которого происходят в 1830-х, есть эпизод, когда адмиральша Рыжова приезжает из поместья в захолустный городишко, чтобы повидаться с почитаемым ею юродивым. Речь, конечно же, идёт о небезызвестном нам Андреюшке. Я, конечно, понимаю - поклоняться юродивым на Руси было, но это ж в средние века, но здесь мы имеел дело с веком 19-ым. В наши дни из комплекса уцелела лишь Преображенская церковь. Жаль не сохранился храм, возле которого, качаясь, тёрся спиной тот самый Андреюшка, а то было бы кому снова поклонятся.



Главная площадь Солигалича, она же Красная площадь. Позади памятника В.И. Ленину стоит здание Дворянского собрания 1860-х годов постройки. Сейчас в нём заседает городская администрация. Надо заметить, на всём протяжении своей истории Солигалич был городком бедным, деревянным. Кирпичных общественных и жилых зданий были единицы, не считая многочисленных каменных церквей.



Эта же Красная площадь, тогда ещё Торговая. Без клумб и памятнику Владимиру Ильичу, конечно, пустовато как-то.



Здесь же, на центральной площади, стоит бывшая гостиница купца Ф.П. Касаткина, стены которой нынче занимает краеведческий музей имени Г.И. Невельского. Исследователь Дальнего Востока, великий мореплаватель Невельский родился в селе Дракино, недалече от Солигалича. Буквально недавно в отчёте про город Заволжск и окрестности "Из Мысы на берег Меры", мы столкнулись с эпизодом из жизни адмирала - свои последние годы он жил в усадьбе Рогозиниха Кинешемского уезда.



Эта же гостиница в начале XX столетия.



В 1809-1816 гг. после пожара, бывшего в Солигаличе в 1808 г., на торговой площади была построена Крестовоздвиженская (Борисо-Глебская) церковь. Отдельно стоявшая шатровая колокольня была сооружена на рубеже XVII-XVIII вв. Судя по фото, в начале XX века церковь уже весьма обветшала. Относительно пожаров - это бич деревянной Руси. Неоднократно пожары посещали и Солигалич: «В нынешнем 1752 г. маия в 3 ночи Божиим попущением в гор. Солигаличе внезапно случился великий пожар, святых приходских церквей и монастыря, домов сгорело 529...». Не успел город отстроится, как пожар в 1808 года уничтожил более 400 домов.



Ещё в 1930-х здание церкви было перестроено под кинотеатр.



А вот и главная достопримечательность не только Солигалича, но и всей Костромской области - подлинные деревянные торговые ряды, возведённые в 1831 - 1833 гг.. До наших дней во многих городах сохранились торговые ряды, но выполненные в камне. И в Солигаличе тоже должны были построить из камня, но городу не хватило средств. Ряды сооружены по традиционной схеме: лавки-амбары, соседствующие друг с другом, да длинная галерея, ограниченная колоннадой.



Из под галереи, через колоннаду, мы можем видеть бывшую церковь - нынешний кинотеатр. С близкого расстояния даже фотографировать не стали, настолько страшно выглядит здание в наше время.



Меж тем вернёмся к истории. В 1450 г. Соль Галицкая вместе с Галичем были присоединены к Московскому государству. Княжество превратилось в уезд, поделённый на шесть осад, одной из которых стала Солигаличская (Усольская). В те времена разорительные междоусобные войны были делом обычным и явлением частым. Солигалич не раз подвергался нашествию живших за Ветлугой марийцев и их покровителей и союзников - казанских татар. Ветлужские и вятские черемисы также не давали покоя. Чтобы оградить град от нашествия враждебных элементов на противоположном берегу от селения строится крепость и возводятся земляные валы (часть сохранилась до сих пор - мы возле них как раз припарковались, когда осматривали город с набережной реки; только не придали значения, приняв оборонительные валы за холмы, а может и вовсе не заприметив).






Насколько мне известно, торговые ряды стали реставрировать, а значит их оригинальность, скорее всего, будет утрачена безвозвратно (в чём можно убедится на примере соседнего ряда). Так что мы с Катериной хоть успели прикоснуться к уникальной "торговой деревянной жемчужине" - Гостиному двору Солигалича.



В 1-й пол.XVI века у Соли Галицкой появляются новые недруги - казанские татары. В морозном январе 1532 г. перед земляным валом появилась «рать велия поганых варвар - четыренадесять тысящ... зело величахуся и хваляхуся град той взяти...». Не обошли стороною Соль и польские интервенты: в 1609 г. город сжёг пан Лисовский, а в 1613 г. - напал отряд Панятского, пришедшего с Великого Устюга: «Приходили к Соли Галицкой русские воры и литовские и черкесы и город и посад пожгли и многих посадских людишек посекли...». Лишь в 1620 г. была достроена деревянная крепость, под защитой пушек которой наконец-то стал крепнуть и расти посад. К тому времени главная монастырская обитель пришла уже в упадок, уступив место ремесленному посаду. На месте, где сейчас находится Красная площадь, стояли сплошными рядами закопчённые срубы соляных варниц. Шесть монастырей, в том числе и знаменитая Троице-Сергиева лавра, имели здесь свои варницы.



А вот так выглядит отреставрированный второй торговый ряд. В 1990-1997 гг. восточный корпус старинных тороговых рядов был восстановлен мастерской «Кострома-реставрация», после чего его фасады получили обшивку и резной декор, не соответствующие первоначальной архитектуре памятника.



Вот ещё одна замечательная фотография Солигалича, начала XX столетия; не шибко отличающегося от нынешнего.



А сейчас мы прогуляемся по городским улочкам и осмотрим несколько любопытных примеров солигаличской застройки. Перед нами, наверное, самый известный дом города и однозначно самый достойный экземпляр деревянного зодчества - усадебный дом Мичуриных, середины XIX  - начала XX вв. Род Мичуриных известен с конца XVI века. Родоначальниками его считаются галичские дворяне Феодор «Гундор», Алексей и Елман Мичурины. В середине XVI века род Мичуриных владел не только обширными поместьями, но и соляной варницей в Соли Галицкой.






Прогуливаясь среди приземистых домишек, продолжаем нить исторического повествования. Солигалич зачастую становился местом ссылки. В 1560 г. Иваном Грозным сюда были высланы жители Новгорода, которых вернули в 1612 г., когда на их место по приказу Трубецкого и Пожарского были сосланы поляки. В 1752 г. в Солигаличе содержались турецкие пленные; в 1814 г. - находилось 150 пленных французов; а в 1860-х гг. под надзором полиции жила В. Засулич (известная участница революционного движения той поры). Были здесь и другие ссыльные.



С городом связан и другой небезынтересный факт. В 1770 г. здесь открылась первая в России пешая почта. Житель города А. Рыжов «взял смелой рукой почтовую суму, взвалил её на плечи и стал таскать из Солигалича в Чухлому и обратно. Плата за эту службу назначена невелика, рубля полтора в месяц на своих харчах и при своей обуви». Сенат 1 ноября 1770 г. докладывал Екатерине II об учреждении пешей почты для ношения пакетов из Галича в Вологду. Правда, «ходоку почтою» отроду было всего 14 лет, но в 26 лет он занял должность квартального. Именно этот солигаличский квартальный Рыжов стал прототипом героя рассказа Н.С. Лескова «Однодум» (1878 г.). Кстати, с 1708 г. Солигалич считался пригородом Архангелогородской провинции; в 1778 г. как уездный город вошёл в состав Костромского наместничества, а с 1796 г. - Костромской губернии.



Во дворах наткнулись на ничем не примечательную церковь Входа Господня в Иерусалим, 1804 года строительства.



XVII век был веком процветания города, благополучие которого составляли соль и известь. Солигалич осуществлял роль посредника в торговых и культурных связях Русского Севера с Костромским заволжьем. Однако в XVIII в. в связи с невозможностью конкурировать с более дешёвой “пермянкой“ Соли Камской (г. Соликамск) и нижне-волжскими солями привели к свёртыванию экономического развития Солигалича. Правительство соляные разработки в городе стало отдавать в частные руки. В 1821 г. участок земли, где находились соляные источники, было отдало макарьевским купцам Кокоревым. Когда те пробурили артезианский колодец, то обнаружили минеральный источник. В 1841 г. купец В.А. Кокорев открыл на том месте водолечебницу. В 1858 г. для обследования минеральных вод по его просьбе в город прибыл доктор медицины А.П. Бородин (ставший впоследствии знаменитым химиком и ещё более знаменитым композитором). Выводы, изложенные Бородиным, послужили открытию в Солигаличе лечебного курорта, существуещего и поныне («Санаторий им. А.П. Бородина»).



А мы между тем подошли к храмовому комплексу бывшего Воскресенского монастыря. Две церкви это всё, что осталось от монастыря. По причине ремонтных работ Воскресенскую церковь окружили не только строительные леса и стройматериалы, но и машины, а главки со всех барабанов сняли. Поэтому перед нами старое фото с более приличным художественным видом. Первой в 1663-1669 г. была построена Воскресенская церковь (на фото слева), второй в 1681 г. возведена Богоявленская. Построены эти храмы в то время, когда здесь ещё существовал Воскресенский монастырь, основанный Галичским князем Федором в 1335 г.



Хорошо хоть до скромной Богоявленской церкви не дошли руки "реставраторов". Птому пока ещё она выглядит "привлекательно".



Для защиты монастыря от враждебных соседей в 1354 г. был выстроен деревянный острог. В 1360-е число монахов достигало 324 человека. Это были годы рассвета, но и постоянной борьбы. «В лето 6883 (1375 г.) пошли на Галицкого князя Андрея Федоровича многие уделы: князь Никита с Ветлуги, да князь Андреи с двема сыны, да Суздальскои князь Юрей Василевьич с великою силою, да Казанские воеводы Аибердаи Зермозеевич, да Елдигеи да Каян Арьзневич, да луговая черемиса...». В итоге неоднократные опустошительные набеги черемисского князя Никиты Байбороды и отрядов казанских татар, привели к разорению монастыря. А в 1764 г. тот был упразднён.



Возвращаясь к истории: после отмены крепостного права дворянство, лишённое дарового крестьянского труда, оскудевает и разоряется. Закладываются, продаются усадьбы. На смену шёл новый хозяин жизни - купец-предприниматель. Для простого люда начало развиваться отходничество. Ехали крестьяне в Петербург,  готовясь к тому ещё с детства: мальчиков (12-14 лет) отправляли обучаться ремёслам в столицу. Учились иконописному, малярному, плотницкому и слесарному делу. Впоследствии взрослые мужики шли не на авось в Питер, а исходя из ремесла. Из Солигалича шли преимущественно кузнецы и слесари.



В самом Солигаличе крупных фабрик и заводов не было. Но добывалась известь, варился дёготь (купцы скупали его у крестьян по 80 коп. за пуд, а продавали по 2 руб. в Казань). В кон.XIX века появились в округе три кирпичных заводика. Возле д.Шиханово дымил мыловаренный, а в самом городе образовался крохотный кожевенный завод. В нач.XX века появляется лесная промышленность. Если раньше была каторга соляная, то теперь пришла лесная (люди жили в «зимницах», похожих на звериные норы). Вот как выразил свои взгляды на русское крестьянство в журнале «Русский архив» за 1887 г. купец В.А. Кокорев - прогрессивный представитель развивающегося в России капитализма (тот самый, что открыл водолечебницу): «Оскудение дошло до того, что обед крестьянина заключается в одном чёрном хлебе и похлёбке».



По улице Вылузгина стоит один из немногих в хорошем состоянии храм. Всё потому, что до 2004 г. его стены занимал музей. В большинстве своём все остальные солигаличские церкви находятся в плачевном виде. С 1660-х на этом месте находился женский Рождество-Богородицкий монастырь. Начало строительства Богородицкого собора в 1668 г. связано с личным «усердием» царицы Марии Ильиничны, супруги царя Алексея Михайловича. После смерти царицы средств на строительство не поступало. К 1701 г. построена была только нижняя церковь (придел), к ней была «прикладена колокольня каменная с пятью колоколами и часами», а стены большого храма так и стояли незавершёнными. «На стенах выросли большие берёзы, а внизу, на своде первого этажа, - малинник, где церквослужители каждогодно пользовались ягодами». В 1764 г. монастырь упразднили и только в 1792 - 1805 гг. собор был достроен. Вот этот 150-ти летний долгострой - самый что ни на есть долгострой, который мы когда-либо встречали. Закрыт собор был в 1925 г. и передан краеведческому музею. В 2004-м храм отдан епархии.



Улица Вылузгина. Есть городе и памятник в виде бюста товарищу Вылузгину. Кто же он? В 1914 г. грянула Первая мировая война, оторвавшая от пашни миллионы мужчин, что вызвало в деревнях недостаток рабочих рук. Правда, в Солигаличском уезде, где земледелие в значительной степени лежало на женщине (из-за отходничества мужчин в Питер Солигалич именовался «Бабьей стороной»), это отразилось не сразу. Тем более, что в 1915-1916 гг. на работу прибыли партии австрийских военнопленных. И, тем не менее, неуклонно шло снижение урожайности. Война разваливала хозяйство, несла нищету и новые лишения. Февральская буржуазно-демократическая революция в уезде прошла почти незаметно. Исчез исправник, разбежалась наружная полиция. Однако власть по-прежнему оставалась в руках помещиков и купцов.



Жилой дом И.Верховского, 1830-х годов постройки. В дальнейшем его стены занимало уездное (реальное) училище.



Но вот эхо октябрьских событий докатилось и до Солигалича. В город прибыл революционер, питерский рабочий, уроженец этих мест Василий Алексеевич Вылузгин. Соблюдая дань "моде", большинство "историков" переписывают наше прошлое, не говоря уж о православных, где Вылузгин представлен тираном и захватчиком всего Солигалича. Более того, в 2010 г. иерей Н. Андрианов выступил с инициативой снести бюст Вылузгину, расположенный на городской площади. Поэтому не могу не уделить этой личности особое внимание. Вылузгин рано остался без отца; помогал матери, возившей товары из Галича в Солигалич. Закончил церковно-приходское училище. Отходником уехал в Питер, где стал рабочим. Вернулся он в родной Солигалич 4 ноября 1917 г. по направлению Петроградского Совета для агитации за список № 4 (большевики). Тогда ещё шла предвыборная, политическая борьба. Общая ситуация в городе, как и по стране, в тот период быа очень напряжённая: старые власти бездействовали, наступил голод (хлеб - в руках крупных купцов и монастырей). На этом фоне 17(30) декабря 1917 г. в зале курорта водолечебницы проходит съезд с участием всех партий и при огромном стечении народа со всего уезда провозглашается Советская власть. После чего председатель уездного Совета В.А. Вылузгин открывает слесарно-столярную мастерскую, дабы обеспечить крестьян орудиями труда, ведь впереди весна (мастерская изготовила более 700 плугов). Вылузгин обращается с письмом в Совнарком о работе больниц и школ (на эти цели получает немалые деньги - 200 тыс.руб). Очень важно, что он обращался к духовенству с просьбой открыть столовые для голодающих, но получил отказ. Затем предпринял попытку привезти хлеб из Сибири, но купцы, которым он доверился, приехали без хлеба и без денег.



В конце-концов, согласно продразвёрстке (кстати, впервые она введена ещё в Царской России в декабре 1916 г.) он приступает к реквизиции хлеба. В это время местным духовенством и левыми эсерами создаётся "комитет", действиями которого стал саботаж и мятеж. 26 февраля игуменья Богородце-Феодоровской обители 77-летняя Серафима под лозунгом "свергнуть Советы" призвала всех верующих собраться к монастырю и защищать его. Встретив сопротивление, изъятие монастырского хлеба отменили. Но дело на этом не кончилось. Обманутые обыватели, подстрекаемые попами и купцами, направились к Дому Советов. Начался мятеж. Из воспоминаний члена исполкома Н.А. Смирнова: «...Вылузгин предостерёг от этого (сопротивления), рекомендуя другой путь: расходиться поодиночке и, кому удастся, добраться до ближайшей почтовой станции и телеграфировать Советам близлежащих уездов о присылке помощи». Так и поступили. Однако Вылузгина заметили - началось избиение, выстрелом из револьвера его ранили. На выстрелы вернулись друзья и унесли в больницу, где он был прооперирован своим родственником врачом Лебедевым. Но той же ночью прямо в больнице Василия Алексеевича закололи винтовочным штыком (православные сайты описывают этот факт, как «неизвестные закололи большевика»). В ту ночь дежурил врач Виноградов (антибольшевик), ему помогали дети купцов Б. Новиков и И. Клириков, а председателя Советов убил штыком П. Смирнов. На несколько дней власть в городе перешла в руки «Местного комитета спасения родины». В соседнем Галиче в то время находился Каргопольский отряд красногвардейцев. За три дня отряд преодлел 100 вёрст до Солигалича, где сразу же подавил мятеж. В результате трибунала 21 зачинщик мятежа был расстрелян.
Сегодня на местном кладбище находится захоронение "мятежной верхушки", четверо из которой, как пишут, пострадавшие за веру Христову, были канонизированы. Рядом, на этом же кладбище, стоит надгробие В.А. Вылузгина, измазанное чёрной краской. Сохранилось письмо, в котором Вылузгин писал брату: «Цель моей жизни вижу в том, чтобы помочь людям изменить нынешнюю жизнь, чтобы не было этой ужасной бедности у одних и роскошного богатства у других»... Прожил  Василий всего 31 год, из которых в Солигаличе 27 дней проработал председателем ВРК и 32 дня в должности председателя совета рабочих Крестьянских и солдатских депутатов. Верил, что борется за правое дело.



Трагические противоречия революции и сейчас не имеют единодушных оценок историков. Наверное, надо учесть одно: такой была наша история, и в разные времена у ней были свои личности, оставившие след. Вряд ли у тех, кто призывает и сносит памятники, после того разливается в душе благодать. В том же мятежном 1918 г. новая власть открыла библиотеку, школу, клуб; через 5 лет в Солигаличе появился первый пионерский отряд, открылся краеведческий музей; в 1930-м - детский дом для беспризорников и сирот; тогда же открыл свои двери и первый детский сад (новая практика советской власти); заработали швейные, столярные и проч.производства; был выстроен льнозавод и т.д. По переписи 1897 г. в Солигаличе было 3420 жителей, из которых 1182 крестьян. К 1992 г. население насчитывало более 7500 чел., но т.к. в городе вновь появилось "отходничество" (только на этот раз мужчины едут работать охранниками и строителями, а женщины - торговать), население Солигалича, впрочем как и всех провинциальных городов, уменьшается и составляет на сегодня менее 6000.
Но отвлечёмся от грустных событий и продолжим путешествие. Ведь в тот день оно не закончилось на Солигаличе - после мы поехали за 60 км от Соли в село Коровье, что в 15 км от Чухломы. Из-за "прекрасных" дорог на путь до Коровья мы затратили 1.5 часа и прибыли уже почти что в темноте, но это не помешало восхититься местом и старинным храмом, одиноко стоящем на окраине села, возле леса. Место то потрясающее, о чём давно уж написан был отчёт.  Для интересующихся - он здесь.



После чего глубоким вечером мы поспешили в Галич на ночёвку, ведь впереди нас ждал новый день и новые открытия.



При создании поста использован материал следующих сайтов:
- "История Солигалича"
- Костромка.ру Солигалич
- из книги Сырцова И.Я.
- статья Галюк Н.В.
- статья Бочкова В.Н.
- статья Барболина В.П.
- "Малые города"
- фото группы Вконтакте
- "Родовид"

город, 2014, Костромская область

Previous post Next post
Up