Сегодняшний пост - о городе Опочка и дворянской усадьбе в её окрестностях. Под конец третьего дня Псковского путешествия мы прибыли в небольшой провинциальный городок Опочка, где, несмотря на значительные утраты военного времени, на улицах ещё можно встретить историческую застройку XIX столетия. А на окраине города удивительным образом уцелел красивый двухэтажный деревянный дом, украшенный резьбою, что большая редкость для здешнего края. Поскольку мне удалось найти замечательный сайт, посвящённый Опочке, пост изобилует краеведческим материалом и несколькими архивными фото.
© "И путешествия в Опочку, и фортепьяно вечерком?" А.С. Пушкин «Признание»
Основана Опочка в 1414 г. как приграничная крепость Псковской республики. Прежде, чем потерять своё военное значение, крепость не раз отражала нападения литовцев и немцев на русские земли. С учреждением Псковского наместничества в 1777 г. Опочка становится уездным городом. Согласно архивным источникам - весьма захолустным городком. Но в то же время Опочецкий уезд мог похвастаться имениями известных дворянских родов, в числе которых были Голенищевы-Кутузовы, Потёмкин-Таврический, Ягужинский, Бестужевы и др. Главным событием в Опочке становится постройка в 1795 г. Спасо-Преображенского собора (на нижнем фото). К концу XIX века в городе открываются: общественный банк, земское училище, Пушкинская библиотека, больница (правда, состоящая всего из 50 коек, 2 врачей и 4 фельдшеров на 140 тыс. уездного населения). В начале XX в. местными купцами выстраиваются кожевенный, кирпичный и др.заводы, открывается государственный винный склад.
1905-1907 года в виде волнений крестьян и забастовок рабочих не обходят стороной и Опочку с уездом. Новый этап в развитии города начинается после Октябрьской революции: в 1919 г. пущена электростанция для освещения общественных зданий (до этого использовались лишь керосиновые лампы), а через два года началось подключение и частных квартир; на 1920 г. в Опочке грамотным являлось всего 63 % жителей (в селе - не более 20%), поэтому была запущена программа Всеобуча; в 1925 ленинградским отделением «Автопромторга» открыто регулярное автобусное (6 машин «Форд») сообщение между Псковом и Опочкой и т.д.
События Великой Отечественной войны внесли свои "коррективы" и в жизнь Опочки, относительно архитектуры - большая часть городской застройки была уничтожена. В послевоенное время и 1970-80-е город активно застраивался новыми жилыми, общественными и производственными зданиями. Но, прогулявшись по улочкам, ещё можно встретить застройку XIX - XX вв. Перед нами как раз пример такой застройки - полукаменный купеческий особняк. Датируется началом XX века, согласно различным источникам дом принадлежал опочецкому роду Кудрявцевых.
Купец 2-й гильдии В.Ф. Кудрявцев, вместе со своим братом, владел каменными и деревянными домами, кожевенными заводами. Интересна судьба его сыновей - Николая и Василия. Окончив Петроградский политехнический институт им.Петра I, в 1917 г. они вступили вольноопределяющимися (добровольцами) в Северную Мурманскую армию, воевавшую против Советской власти. Через два года были произведены в старшие унтер-офицеры. С наступлением Красной армии на Севере в феврале 1920-го белый фронт пал и часть офицеров бежала в Финляндию, в том числе и наши Кудрявцевы. Дальнейшая их судьба прошла за рубежом, оба похоронены на кладбище во Франции.
Продолжаем движение по главной городской улице - улице Ленина, в прошлом - Великолуцкая.
В истории города есть одна любопытная страница, относящаяся к Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Присоединённые в то время к Российской империи чеченцы подняли восстание, а одним из методов их усмирения было выселение в разные регионы страны. Так получилось, что в 1878 г. в Опочку переселили почти 900 чел. Жили они в специально подготовленных казармах, на полном казённом обеспечении, за счёт средств земства. Желания жить и работать на этой земле у переселенцев не было, в чём потворствовали местные власти, которым тоже не нужны были такие работники. В результате тяжелого переезда, распространения тифа, скученности, безработицы за первые 2,5 года пребывания на псковской земле умерло около 355 переселенцев. Ссылка длилась почти четыре года, затем все, кто остался жив, вернулись обратно на Кавказ.
Далее - скульптуры возле детского сада №1. Детский сад №1 был одним из первых детсадов, открытых в Опочке. Его основатель - учительница Властелица Елена Викторовна, предложившая в 1919 г. коллективное воспитание детей дошкольного возраста. Первоначально дети находились на родительском обеспечении. Но уже через год его перевели на бюджет города. В 1936 г. детсаду №1 присвоено звание - образцовый.
Нижеследующий немаленький дом - дом И.И. Игнатовича, XIX века. Жили в Опочке два брата - Иван и Лев Игнатовичи, выходцы из Витебской губернии. Иван Игнатьевич, окончивший Санкт-петербургскую медико-хирургическую академию, был известен как первый земский врач Опочки, который внёс значительный вклад в развитие медицинского дела как в самом городе, так и в уезде. А поскольку, как я писал выше, врачей было всего два, И.И. Игнатович помимо обязанностей городского врача работал врачом в Вольном пожарном обществе; доктором в четырёхклассном училище; училищным врачом женской прогимназии и т.д. Не один год избирался в Городскую думу, являлся одним из директоров уездного попечительского комитета о тюрьмах; состоял в комитете попечительства о народной трезвости. После 1945 г. и до конца 1990-х в доме располагалось общежитие педучилища. Как бы вместе с разрушающимся домом не исчезла бы и память о личности главного врача Опочки.
А этот дом является образцом купеческого особняка ранней эклектики. Построен в 1871 г. в традициях местной кирпичной архитектуры. Правда, с перестройками послевоенного времени претерпел некоторые изменения. Дом, по свидетельству старожил, принадлежал купцу Селюгину. Фамилия Селюгиных известна в Опочке со 2-й пол.XVIII века. Федот Степанович Селюгин - крепостной крестьянин помещика графа Разумовского, за изобретение необычной мельницы в 1773 г. получивший вольную. Его сын - Сила Федотович в конце XVIII в. был уже ратманом (членом) в Опочецком городском магистрате. А его сын - Иван Силович, будучи городским головой, 7 августа 1822 г. даже встречал императора Александра I, посетившего проездом Опочку.
Известен также и купец А.В. Селюгин, его магазин мануфактурных товаров существовал в городе с 1868 г. Предположительно, его сыну - Владимиру Александровичу и принадлежал этот дом. Совершенно случайно, заприметил сей дом на архивном фото внизу. Интересен Владимир Александрович тем, что был последним городским головой и состоял в Опочецком кружке охотников. Одним из занятий кружка была псовая охота. Например, облавой на волков руководил сам В.А. Селюгин, так же он селекционировал гончих англо-русской породы, а в период 1910-1915 гг. писал статьи в охотничьи журналы. В 1917 г., поменяв место жительства, Селюгин всю оставшуюся жизнь связал с собачками: в 1925-м принимал участие на 1-м Всесоюзном кинологическом съезде; в 1932-м на ленинградских полевых испытаниях его стая островских гончих заняла диплом 2-й степени.
На этой же Великолуцкой улице расположено здание Реального технического училища, 1913 г. постройки. Перед фасадом стоит памятник опочецкой комсомолке Тамаре Калнынь. Девятиклассница 1-й средней школы мечтала стать геологом. 5 июля 1941 г. добровольно ушла на войну медицинской сестрой, но уже 2 ноября, спасая раненых, погибла. Военный совет фронта наградил юную героиню орденом Ленина. Школе, в которой она училась, было присвоено имя Тамары Павловны Калнынь.
Т.к. я любитель старинных фото, не могу не разместить в своём посте, на мой взгляд, уникальные фото, связанные с данным училищем. На фотографии из архива Опочецкого краеведческого музея запечатлены ученики реального опочецкого училища в д. Захино на экскурсии в Пушкинские Горы. Вторым слева сидит Николай Онисимович Кудрявцев (в будущем директор училища).
А на следующем мега-колоритном фото (1924 г.) первым слева сидит сын Николая Онисимовича - Владимир, командир взвода, возглавлявший подразделение бойцов-красноармейцев спецотряда ЧОН (часть особого назначения).
Известно, что в 1916 г. в училище пошёл учиться маленький Исаак - будущий учёный-физик, академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, соавтор школьных учебников по физике - Исаак Кушелевич Кикоин. Его отец, Кушель Кикоин, преподавал здесь математику и латинский язык. После 1917 г. помещения бывшего училища заняла школа №1, а буквально пару лет назад на второй этаж перебрался детсад "Лучик".
На пересечении улиц Ленина и 9-го Января.
Напротив училища находится здание Уездного воинского присутствия. В связи с принятием в 1874 г. нового устава о воинской повинности, в Опочке появилось Воинское присутствие, на которое была возложена обязанность по составлению призывных списков, производство призыва и т.д. Своего собственного здания этот орган не имел до начала XX столетия. Впервые существующее сейчас двухэтажное кирпичное здание было отмечено на плане 1912 г. После Октябрьской революции здесь разместились классы начальной школы, затем - классы и производственные помещения вечерней школы.
А сей небольшой домик в конце XIX в. принадлежал Андрею Ивановичу Почепцову - подполковнику 94-го пехотного Енисейского полка (за службу и труды, понесённые во время Японской войны 1904-1905 гг., во время боёв в Восточной Пруссии 1914 г. имел множество наград). Читая краеведческий материал, случайно узнал, что родная сестра Андрея Ивановича - Екатерина - вышла замуж за Владимира Селюгина, о котором я писал выше. А сам Андрей Иванович был женат на дочери дейст. стат. советника - Неониле Моисеевне Кладо. Интересно, что в начале 1919 г. А.И. Почепцов вступил в ряды Красной Армии. В 1920-м, выйдя в отставку, стал заведующим военного совхоза «Перовские Гребени» в Опочке. Грустно, но в возрасте 53 лет (в 1933 г.) Андрея Ивановича арестовали, обвинив что он является «родственником бывшего гор.головы Селюгина, бывшего главаря и руководителя повстанческого движения в г. Опочке...» и т.д. Лишь в 1959 г. Почепцов был реабилитирован, посмертно.
Довольно-таки долго не могли найти нижеследующую усадьбу и, только узнав у местных, выяснилось, что она расположена на самой окраине города. Удивительным образом этот деревянный дом пережил революцию и Великую Отечественную. Теперь вот под сомнением - переживёт ли он наше время. В последние годы заброшен, выпотрошен и выставлен на торги. Главное, чтоб не успел сгореть, прежде чем его купят. Ведь по всей Псковской области деревянного зодчества остались единицы.
И вот, уже под закат, мы спешим заснять в лучах уходящего холодного солнца этот большущий полукаменный дом. При чём каменной половиной кроме цокольного этажа является его небольшая правая (с этой стороны) часть. Информации в сети относительно владельцев данной усадьбы окромя фамилии и нет. Благодаря лишь газете "Красный маяк" и статьям краеведа А. Кондратеня удалось приоткрыть историю имения Пашикно возле Опочки, где мы и находимся.
Итак, перед нами довольно-таки красивый бывший усадебный дом дворянина П.П. Болычёва.
Корни дворян Болычёвых берут своё начало ещё в XV веке в Курской губернии. А со здешними местами род берёт начало после женитьбы Павла Ивановича Болычёва на дочери опочецкого почётного гражданина Ашевского. В результате женитьбы к нему переходит родовое имение жены - деревня Пашкино Опочецкого уезда. Дослужившись до звания штабс-капитана, в 1846 г. Болычёв занимает должность опочецкого окружного начальника государственных имуществ, а к 1849-му становится губернским секретарём. С 1865 по 1886 г. в Опочецком земском собрании был гласным. Так что Павел Иванович человек важный и уважаемый, собственно как и личности его сыновей.
Младший его сын - Иван - был надворным советником, участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Какой-то период исполнял должность почётного мирового судьи в Опочецком уезде, впоследствии переехал в Сольцы Новгородской губернии. Старший сын - Павел - в наследство получил имение Пашкино и сменил стареющего отца в общественной жизни города и уезда. На протяжении 1888-1914 гг. Павел Павлович постоянно избирался гласным в уездное собрание. Был председателем земской управы; почётным смотрителем городского училища, а также являлся председателем попечительского совета женской прогимназии.
С обратной стороны фасад дома не в пример лицевому достаточно беден в декоре, а точнее здесь он вообще отсутствует.
Как и следовало ожидать, внутри полный дестрой и полная помойка.
В доме пара лестничных пролётов - центральный и боковой. А может и больше - уже не припомню.
Была у Павла родная сестра - Варвара Павловна Болычёва, закончившая гимназию в Петербурге, имела своё поместье в селе Райки-Александровское, но постоянно проживала в усадьбе Пашкино. Своей семьи у неё не было. Её жених - земский врач - погиб при переправе через реку Великую, когда спешил к роженице. По семейным преданиям, потрясённая безвременной гибелью любимого человека, Варвара Павловна дала клятву верности погибшему и замуж не выходила. Всю свою жизнь она посвятила благотворительности.
А это мы вышли на балкон второго этажа.
Варвара Павловна с 1903 г. становится во главе благотворительного общества, которое помогало бедным жителям Опочки. Для приучения к труду Болычёвы создали дом трудолюбия. В его мастерских обучали сирот: мальчиков - картонажному ремеслу, а девочек - белошвейному. Павел Павлович активно помогал своей сестре в её благотворительных делах: в 1908 г. построил и содержал частную начальную народную школу с 24 учениками. Болычёвы часто устраивали благотворительные вечера в зданиях общественного клуба, воинского присутствия, приглашали на них писателей, поэтов, актёров. В самой усадьбе устраивались любительские спектакли, домашние вечера с участием детей, с игрой на рояле и чтением стихов. Пожертвования, собранные на вечерах, шли в пользу бедных.
Единственная печь, облицованная печными изразцами (точнее остатки печи). Но под таким слоем краски изразцы и не углядишь так просто.
Внутри скучно, поэтому хватит тут бродить, пойдём на выход.
И ещё пару слов о Болычёве. Павел Павлович был женат на дочери полковника царской армии Люциана Антоновича Донброво - Евгении Люциановне, младше его на 28 лет. О, как! Хи-хи... Имел восьмерых детей. С приходом новой власти П.П. Болычёв покидает Опочку. Умер он вдали от дома, предположительно, в Старой Руссе (Новгородская область) в 1924 году.
Рядом с главным домом располагается хозяйственный корпус, сложенный из валунов.
После того как семья Болычёвых покинула свой дом, местные власти приспособили его под дом призрения, где в 1920-е гг. находились инвалиды труда и Красной Армии. В основном они занимались выращиванием овощей в огороде и изготовлением новой и починкой старой обуви. Дом призрения просуществовал до Великой Отечественной войны. В конце 1944 г. здесь был открыт детский дом №1. На территории детдома был заложен молодой сад, ухаживали за которым сами дети. Закрылся детский дом в 1967 году.
Уф, на этом пока всё...
При создании поста использован материал сл.сайтов:
-
Опочка. Псковская область- А.В. Кондратеня в газете
"Красный маяк"- О.С. Григорьева
"От Опочки до Парижа. Жизненный путь братьев Кудрявцевых"- А.В. Филимонов
"Из жизни уездной Опочки 1920-х"-
Памятники истории и культуры ПО- журнал
schwarzze Предыдущие части этого путешествия:
-
Новый Год на Псковщине -
Старина Псковского края -
Из Красных Горок в Княжьи -
Катамнез из Вербилово