Этот отчёт состоит из двух поездок, включивших в себя населённые пункты Мологского, Угличского, Рыбинского и Романово-Борисоглебского уездов Ярославской губернии. А также чуток достопримечательностей тверского города Кашина.
Продолжая
это путешествие, к семи вечера третьего дня прибываем в полностью вымершую деревню Сысоево, ранее входившую в состав Мологского уезда (ныне Некоузский район Ярославской области).
Село покинуто жителями явно давно. И следа нет от дорог и трава с меня ростом. А в прошлом - "в деревне Сысоево проживало 65 семейств, которые имели 74 коровы, 31 тёлочку и 5 бычков. Из них по 5 семей было: Груздевых, Шишолиных, Шитиковых и Ермаковых, по 4 - Гамазиных, Латышевых и Филипповых...".
Порывшись и сравнив списки духовенства Мологского уезда, нашёл информацию о том, что здесь, в селе Сысоево, в 1904 г. в семье потомственных священнослужителей Царевского Н.И. и его супруги Серафимы Николаевны родился сын Евгений. Жили небогато, родители, как «служители культа», были лишены избирательных прав и даже на два года высланы, но дети (всего семеро) получили хорошее образование, стали учителями, инженерами, офицерами, крупными руководителями. Сам Евгений Николаевич всю жизнь провёл в трудах, став выдающимся советским учёным и инженером-оптотехником, видным организатором оптико-механической промышленности СССР, профессором. Неоднократно награждался Сталинской и Ленинской премиями и многочисленными наградами.
Долго пришлось добираться сквозь высоченную крапиву до здешней церкви. Храм Троицы был построен в 1828 году.
Из интерьера сохранилась разве что данная фреска. А посреди храма вырата огромная яма (мародёры что-то искали).
Заночевали мы тогда в Угличе, а утром направились обратно в столицу. И путь наш снова лёг через город Кашин. Несколько достопримечательнстей этого славного городка. На правом берегу реки Кашенки, на возвышенности стоит церковь Знамения 1782-84 годов постройки. В 1869-72 гг. подвергалась перестройке, в 1970-х восстановлена советскими реставраторами.
В 1893 г. кашинское купечество выступило с инициативой сооружения нового здания гостиного двора вместо прежнего 1820-х годов.
По проекту архитектора Ф. Малиновского в 1893-94 гг. было выстроено каре торговых зданий в "кирпичном" стиле.
Дом №14 на Курортной набережной, конец XIX века.
Одна из самых старых церквей Кашина. Храм Флора и Лавра построен в 1745-1749 гг. на месте деревянного храма, известного с 1513 г..
Старейший в городе памятник гражданского каменного зодчества - Соборный дом. Единственный образец провинциального барокко в архитектуре Кашина. Жили в нём священники Воскресенского собора.
Далее - дом купца А.П. Жданова. Сооружен в 1860-х гг.. В конце 1880-х дом Жданова был приспособлен под женскую прогимназию, преобразованную в 1905-м в Мариинскую гимназию. Как видно из фото, к началу XX века здание порядочно обтрепалось.
Cегодня здесь расположен Кашинский ЗАГС.
К ждановскому дому примыкает менее помпезный двухэтажный особняк. На фото этот дом по центру.
В советские годы в нём размещалась школа.
Судя по слою пыли, заброшено здание просвещения не первое десятилетие.
На партах так и лежат учебники, на стенах висят плакаты.
В кабинете труда - самодельные лепные игрушки.
На высоком живописном берегу реки Кашенки стоит Ильинский храм 1775-78 гг. (восстановленный в 1983-86 гг.).
Через три недели наши колёса снова зашуршали в ярославские земли. Утром, откушав в столовке города Углича "Волга", к полпервому дня добираемся до Леонтьевского погоста в Большесельском районе. Здесь на низком болотистом берегу реки Юхоти расположена церковь Леонтия.
Уже в первой половине XVI века на месте Леонтьевского погоста существовала деревянная церковь в честь «небесного покровителя» Ростовской земли епископа Леонтия. Видимо село со временем отодвинулось от храма к дороге и вокруг Леонтьевской церкви осталось лишь сельское кладбище - погост. В прошлом село именовалось как Новолеонтьевское на Юхти. Здесь вместо деревянной церкви, пришедшей в ветхость, в 1730 г. была выстроена церковь пятиглавая с высокой шатровой колокольней.
Внутри ещё можно рассмотреть плохой сохранности роспись.
В 1962 г. от М. Иванова в музей поступил клад серебряных копеек 1-й пол. XVII века, найденный на кладбище села в стеклянном сосуде. Содержал 72 экз. монет, сл.состава: Михаил Фёдорович - 53 шт.; Алексей Михайлович - 19 шт.. Клад датируется 1654 г. Хранится в ЯИАМЗ.
Через пару км добираемся до села Нового, где возвышается громадина Троицкого храма 1800 г. постройки.
Местность, прилегающая к реке Юхоть, образовала Юхотский край, входилвший в состав Ростово-Суздальского княжества. Владели этими землями князья Новленские-Юхотские. Впервые село Новое упоминается в 1630-х годах. А в 1706 г. Пётр I пожаловал Юхотские земли фельдмаршалу графу Б.П. Шереметеву «за многие и верные службы своему Великому государю». К этому времени в Новом селе уже была простроена деревянная церковь во имя Троицы, приказная изба, на площади появились семь лавок, амбар, кузница, тюрьма. В 1884 г. основан кирпичный завод, имелись маслобойный завод и мукомольная мельница. Все они принадлежали графу С.Д. Шереметеву. В конце XIX в. в селе была построена богадельня для сирот, открыта земская школа.
По реке Юхоть стоял двухэтажный дом-трактир, вокруг был сад, принадлежавшгий графу Шереметеву. До революции туда могли ходить гулять только избранные лица села. В Новом селе ещё стоят дома, хозяева которых были раскулачены в 30-е годы. Купцам Капранову и Коузову принадлежало несколько каменных зданий.
Одна из легенд говорит, что в метрах трёхстах от села было селение Синцово, но дважды пожар начисто пожирал немудрёные жилища, тогда решили - место проклято Богом и переселились ближе к берегу, новое селение назвали Новым селом, а старое опахали бороздой. Вторая легенда гласит, что здесь сходились три дороги. В честь этого перекрёстка назвали церковь Троицей, село Троицким, а после пожара Новым. Интересны происхождения названий и других деревень. Есть близ Нового села урочище Кострово. В период борьбы с монголо-татарами там были наготове костры, стояла стража. Рядом - деревня Будятки. При появлении врагов дозорные мужики из деревни скакали во все концы, предупреждая жителей. Немного севернее деревня Бдехово (Сереброво). Стоял там дозорный отряд, который должен был «бдеть» (не спать), и в случае появления татар они сообщали стрелкам (д. Стрельниково), которые «пестали» татар (били пестами), поэтому деревня и называется Пестово.
Спустя 25 км останавливаемся в селе Герцено. На холме долины реки Молокши стоит Казанский храм, построенный в 1780 г. на средства графа Шереметева (насколько это достоверно мне неизвестно). Примечательна данная церковь находящейся внутри фамильной усыпальницей Безпаловых. Об этом и другом
можно прочесть здесь.
Далее по пути заглядываем на лесопильный заводик, который приказал долго жить ещё в начале 90-х.
Техники внутри гаража, конечно, не оказалось.
А это, по видимому, здание столовки или административное. Вообще на территории завода довольно-таки много построек, но все они безлики.
Через полсотни км останавливаемся в красивом месте - на берегу реки Черёмухи, в селе Елохово Рыбинского уезда. Село Ёлохово упоминается в приправочном списке с книг письма и меры уже в 1567-1569 годах. Среди многих прочих, эти земли принадлежали в XVI-XVII вв. боярскому роду Мстиславских. Последний из Мстиславских, князь Фёдор, в 1621 г. завещал сёла Сретенское и Елоховское московскому Симонову монастырю, где находилась фамильная усыпальница князей. В 1764 г., после отторжения церковных и монастырских земель, Елохово сначала перешло в ведение Коллегии экономии, а затем было пожаловано императрицей Екатериной II графу А.Г. Орлову-Чесменскому. После смерти знаменитого графа Елохово, среди многих прочих земель, перешло к его единственной дочери и наследнице - графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской (той самой, что владела
Витославлицами близ Новгородского Юрьева монастыря).
На переднем плане Владимирская церковь 1785 г, как сообщает нам документ нач.XX в., изначально находившаяся в усадьбе княгини Вяземской "сельцо Воскресенское", а затем перенесённая в Елохово и поставленная рядом с Успенским храмом 1755 г.
Фотография начала XX столетия из семейного альбома Ирины Косяниной.
Из газеты "Северный край" от 30 января 1902 года, раздел "Судебная хроника", статья "Убийство в Елохове", узнаём об обвинении потомственного почётного гражданина Василия Георгиевича Добротина в предумышленном убийстве и проживательстве по чужому паспорту. Присяжные заседатели вынесли обвинительный вердикт сыну священника Василию в убийстве 20-летней мещанки Александры Р., известной в селе как девушке лёгкого поведения. Приговорён к 6 годам каторжных работ и лишению всего состояния. Данный храмовый комплекс примечателен своей сохранившейся
красочной живописью Успенской церкви.
После Елохово отправляемся смотреть заброшенную церковь в селе Игрищи, раннее погост Воздвиженский, затем село Воздвиженское в Игрищах. Глубокой, языческой древностью веет от названия этого затерянного в лесах ярославского села. В летописи рассказывается о том, как по языческому обряду славяне между сел «схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бесовская песни, и ту умыкаху жены собе, снею же кто съвещашеся». На протяжении многих веков церковь боролась против традиционных народных празднеств - «игрищ», но так и не смогла искоренить этого жизнелюбивого обычая. Поскольку об этом месте я писал в предыдущих отчётах, переходим к следующему. Примерно посерёдке между Большим Селом и Ярославлем, исследуем весьма скромную усадьбу в Алексейцево. В 1816 г. село Алексейцево и окрестные деревни принадлежали дворянам братьям Ханыковым: надворному советнику Владимиру, капитану Александру и помещику белого класса Степану.
Ранее дом был трёхэтажный: на первом этаже располагалась большая гостиная комната, большая обеденная и кухня; на втором - комнаты хозяев, их дочерей и гостевые; третий этаж был деревянный - там находились комнаты прислуги. Отапливался дом 12 печами. Обслуживали этот дом много слуг, но только двое было мужчин (сторож и дворник). Одной из горничных была местная жительница Маковкина Т.В. Барин жил в этом доме со своей женой и двумя дочерьми. По рассказам местных жителей дочери барина были очень избалованными и вредными. Последним владельцем был Пётр Дмитриевич Ханыков, умерший в 1913 г., после этого его дочери покинули имение. В советские годы барский дом был приспособлен под общежитие, в дальнейшем была школа-интернат.
Метрах в двадцати от усадебного дома стоит Вознесенская церковь, выстроенная в 1805 году тогдашним владельцем имения Александром Гороховым.
Небосвод под куполом с херувимчиками.
Кстати, неподалеку от Алексейцева расположены ещё два села - Малое и Большое Масленниково. В последнем родилась первая женщина-космонавт В.В. Терешкова. А рядом с храмом сиротливо ютится небольшой памятник из чёрного гранита: «Здесь покоится тело младенца Николая Владыкина, родившегося 20 апреля 1843 года, скончавшегося 30 марта 1847 года в Москве». Но почему умер в Москве, а похоронен здесь? Среди дворянских родов Российской империи фамилия Владыкиных действительно существовала, и среди шести родов этой фамилии один был записан во 2-й части родословной книги Ярославской губернии. Возможно, эта ветвь дворян Владыкиных могла восходить к Романово-Борисоглебскому уезду (Тутаевский район), к селу Алексейцеву...
Последним в этом отчёте, но не последним в тот день, представляю церковь Сретения 1803 года в селе Резанино.
По селу никакой информации не нашёл, но вот интересная с точки зрения имён запись о браке 1841 года:
"Жених - сын священника Захария Иоаннова - Порфирий Захаров-Талантов (21 год)
Невеста - дочь священника Александра Фёдорова - Глафира (17 лет)
Таинство совершил: священник Серапион Захариев...
Поручители по жениху: села Резанино священник Эксакустодиан Захариев-Талантов..."
Из интерьера сохранилась лишь купольная живопись и то фрагментарно.
Опосля мы посетили
усадьбу Дёгтево. И конечным пунктом заглянули в Ширинье...
При создании поста использован материал сл.сайтов:
- Форум
Ярославского Историко-Родословного Общества- сайт
Новосельской школы- статья краеведа С. Крылова "Тайна дома, преданного забвению"