Стрелка компаса указывает на Север

Sep 22, 2014 14:38




Соловки... Соловецкие острова расположены среди сурового моря, в краю, где сплошной стеной стоят вековые леса, где текут быстрые, порожистые реки, где в лесных чащах притаились дивные озера хрустальной чистоты. Здесь, в краю с гордой и богатой историей, на одном из беломорских островов, высится подлинное чудо нашего Севера - великолепный архитектурный ансамбль Соловецкого Кремля.




На самом крупном острове Белого моря - Большом Соловецком, на узком перешейке между Заливом Благополучия и Святым озером расположен Соловецкий Кремль. От стен его веет стихийной мощью и в то же время величавым спокойствием. Древних могучих крепостей, многие из которых мы называем кремлями, на русской земле немало. У каждой из них - свой неповторимый облик и свои индивидуальные особенности. Но среди них Соловецкий Кремль занимает особое место: своим расположением и всем своим видом - видом неприступной крепости, сложенной из громадных блоков дикого камня.






Происхождение Святого озера связано, главным образом, с осуществлением грандиозного гидротехнического строительства: соединением 52-х соловецких озера в единую систему. Озеро создавалось как конечный пункт этой системы, как неисчерпаемый резервуар пресной воды, находящийся у самых стен монастыря. Так же существует мнение, что Святое озеро искусственного происхождения, что это котлован, образовавшийся в результате выборки грунта для сооружения земляных насыпей при строительстве соборов и стен Кремля.



Начало церковного строительства на территории Кремля (монастыря) относится к 30-м годам XV века, когда Зосима и Герман, высадившись на берегу Залива Благополучия, в месте “зело изрядном и красном”, где и “озеро близ над морем”, срубили первую деревянную церковь, назвав её Преображенской.



В 1485 г., в великий пост от молнии в монастыре возник пожар - один из тех страшных, опустошительных пожаров, каких за свою историю Соловецкий монастырь пережил несколько. Позднее старец Савватий, со слов которого это сообщение внесено в текст “Жития”, рассказывал: “погоре у нас трапеза со всем монастырским запасом... также и от церковных что вещей, иконы и сосуды церковные, и ризы, и книги... то все огнь потреби”. Братия растерялась, оставшись на пепелище  - “в недоумение впадохом в своем неустроении”; возникли даже сомнения: “терпёти ли нам на месте сем или разытися где кому любо...”. В Москву к великому князю и в Новгород к архиепископу были посланы гонцы с просьбой о помощи. В конце концов монахи, погоревав, взяли топоры и ушли в лес заготовлять материалы к новому строительству.






В 1550 г. соловецкий игумен Филипп Колычев был вызван в Москву для участия в знаменитом церковном соборе, известном под названием “Стоглавого”. Вероятно, Филипп не ограничился в столице пассивной ролью - здесь зародилась слава безвестного дотоле соловецкого настоятеля, приведшая его через 16 лет на престол российского митрополита. Не исключено, что своё пребывание в Москве Колычев использовал и для того, чтобы выпросить у молодого царя Ивана IV различные льготы для монастыря в связи с намеченным здесь обширным строительством. Во всяком случае, в том же 1550 г. соловецкие монахи обратились к царю с челобитной, в ответ на которую Иван Грозный пожаловал Соловецкому монастырю всё то, что просили монахи.









В течение более чем четырех веков накапливал Соловецкий монастырь свои несметные богатства. Доходы от рыбной ловли, зверобойного промысла, солеварения, от обширной торговли и от эксплуатации поморского крестьянства непрерывным потоком текли в монастырскую казну. Щедрые пожалования делали монастырю цари и патриархи - одни “на помин души”, другие, как Иван Грозный, чтобы замолить перед богом свои жестокие преступления. В 1582-83 гг. царь Иван буквально засыпал монастырь богатейшими дарами “в поминовение опальных”, привлечённых к суду и расправе по делу бывшего митрополита Филиппа. От царей и патриархов не отставали виднейшие вельможи, которые щедрыми “вкладами” в монастыри надеялись завоевать “благосклонность” небес и заслужить блаженство “на том свете”.



Первая ограда вокруг монастыря была сооружена в 1489 г., через полстолетия после возникновения самого монастыря. Занявший центральное положение в экономической и культурной жизни всего русского Поморья, монастырь становится и центром обороны. На Соловки присылались воеводы со стрельцами на протяжении многих десятилетий. Соловецкое “войско”, которому была поручена оборона Поморья, комплектовалось из монастырских крестьян, чаще всего разорившихся бедняков, которые, не вынеся тягот монастырской эксплуатации, “скитались меж двор”, “покиня пашенные жеребья и государево тягло” (как писал о них в 1647 г. соловецкий игумен Илья). В разное время Соловецкий кремль подвергался нападению “каянских немцев”, “литовских людей”, шведов  и собственных правительственных войск (1668-76 гг., во время знаменитого “соловецкого сидения” - восстания монахов-раскольников).






В 1584 г., по указу царя Фёдора Ивановича начинается строительство вокруг монастыря “каменной крепости для защищения от нападения немецких и всяких воинских людей”. В облике Соловецкого Кремля заметны черты, приближающие его к типу северных крепостей, распространенных, в частности, в Скандинавии. Достижения русского военно-оборонительного зодчества объединились здесь с традициями зарубежной крепостной архитектуры. Проникновение сюда, на беломорский остров, этого влияния легко объяснить, учитывая местоположение Соловков. Известно, что стены сооружались на монастырские средства и что главную рабочую силу составляли принадлежавшие монастырю поморские крестьяне. Стены строились “по начертанию” монаха Трифона - “все то огромное строение располагал и зодчим при оном был”.






“На подмогу строению крепости” Соловецкому монастырю были пожалованы “в вечное владение” обширные территории на поморском берегу - со всеми деревьями, различными угодьями, мельницами, соляными варницами и рыбными ловлями; казна передала монастырю доход от таможенных пошлин с этих владений и уступила ему оброк. В 1594-м сооружение кремля было окончено. Чуть более 10 лет ушло на это строительство. В том же году “для обозрения крепости и для собрания к оной в помощь людей из монастырских волостей” на Соловки прибыл царский воевода Иван Яхонтов. Соловецкий Кремль вступил в строй действующих русских крепостей - самая могучая и надёжная крепость на всём русском Севере.



У Никольских ворот стена делает под прямым углом изгиб. Этот угол так называемого “пристенка” - особой прямоугольной пристройки с двумя башнями (Поваренной и Квасоваренной) подступает совсем близко к берегу Святого озера. Сооружён он через 27 лет после окончания строительства Кремля, в 1621-м, и являлся вторым, дополнительным укреплением в той части монастыря, где помещались особо ответственные (кухонные) службы. Его сооружение связано, вероятно, с тревожным военным положением, которое сложилось в тот период на Севере; ещё в апреле 1619 г. в монастырь была отправлена из Москвы специальная царская грамота, предупреждавшая о вероятности “прихода к нашим землям, к морским местам” войск “датцкого Крестьянуса короля” (Христиана IV).






До нас дошёл монастырский указ, относящийся к 1568 году, где говорилось: “монаху Дионисию отправиться в Шую Корельскую, схватить там крестьянина Андрея Еремеева, заковать в цепи и скована привезти на монастырский двор, бив плетьми и палками, пока не заплатит податей монастырю”... Уже в 1-й половине XVII века монастырю принадлежало всё поморское побережье от Онеги до Колы, и жители этого района находились в полной феодальной зависимости. Стяжательская политика монастыря, его бесконечные поборы, его эксплуатация разоряли не только крестьян, но и посадских людей.

"Поморянин соль из слёз вываривал
Там, где не певали соловьи,
И, вздыхая с хрипотцой говаривал:
“Соловки...” И снова: “Со-ло-вки!..”
Перед сном рубахи поседелые
Скручивал в огромных кулаках.
И от пота становились белыми
Море и собор на Соловках..."






Всем известно о существовании на территории острова лагеря особого назначения, именовавшегося СЛОН. Однако его история, длиною всего в 16 лет не идёт в сравнение с вековой ролью Соловков как тюрьмы. Соловецкая тюрьма была самой древней и самой суровой из монастырских тюрем. Её возникновение относится ещё к середине XVI века, когда сюда по приговору церковного “соборного” суда 1554 года был сослан для заключения в “келью молчательную” бывший игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий, обвинённый в ереси. В течение XVII века монастырская тюрьма на Соловках непрерывно росла. Кроме каменных мешков в Головленковой тюрьме, были и земляные темницы, существовавшие ещё в XVIII веке. Такие же земляные узилища находились и под крыльцом Успенской церкви, под келарской палатой, под Преображенским собором. В XIX в. в северной части монастыря, на территории так называемого “острога”,  закрытой от посторонних, было оборудовано большое тюремное здание. Лишь осенью 1903 года соловецкая тюрьма была упразднена.



Люди разных политических и религиозных взглядов, разной судьбы становились узниками соловецких монастырских темниц. Тюрьма уравнивала бывшего графа и начальника Тайной канцелярии, любимца Петра I, знаменитого дипломата и сенатора П.А. Толстого и матроса Никифора Куницына; всесильного временщика князя В.Л. Долгорукого и крестьянина Василия Щербакова. Некоторые из соловецких узников провели в тюрьме не один десяток лет: Куницын - 22 года, крестьянин Думнов - более 30 лет, последний кошевой атаман Запорожской Сечи Пётр Кальнишевский - 25 лет (из них 16 лет в каменном мешке Головленковой тюрьмы).






Каждая башня монастыря имеет своё название (иногда не одно). Название Квасоваренной и Поваренной башен идёт от монастырских служб, находившихся у этих башен. Наименования Архангельской, Никольской (Северной) и Успенской (Арсенальной или Оружейной, т.к. в ней размещалась оружейная палата) башен восходят к религиозным источникам. У Белой башни лишь одно из её дополнительных названий объяснимо: она иногда именовалась Сушильной, т.к., вплотную к ней примыкая, находится здание сушила, в котором, вероятно, в начале сушились сети, а потом хранились монастырские хлебные запасы. Что касается основного названия, то башня эта в белый цвет никогда не красилась; не исключено, что цвет этот придавала ей годами оседавшая на её стенах мука - ведь рядом находилась мельница, а хлебные запасы хранились не только в здании сушила, но и в самой этой башне.



Общая длина монастырских стен составляет 1084 метра. Массив стен покоится на сплошном фундаменте, выложенном из валунов и имеющем глубину до 2.5 метров. Высота наземной части стен колеблется на разных участках от 8 до 11 метров. Толщина кладки у подошвы достигает 6, а в верхней части  3-4 метров. Стена целиком выложена из громадных валунных блоков, залитых известковым раствором. Величина этих камней поистине фантастична: сплошь и рядом в кладке стены можно встретить валуны, имеющее в поперечнике до полутора метров; вес таких камней достигает 6-7 тонн (есть даже указания, что отдельные камни весят до 700 пудов - около 11 тонн).



Толща башен сложена по тому же принципу, что и стены: крупные валунные блоки, залитые известковым раствором. Толщина кладки огромна: в основании Белой башни, например, она составляет 5 - 6 метра. Что касается их высоты, то необходимо учесть, что первоначально башни не имели шатрового покрытия: они завершались на уровне зубцов и, конечно, имели тогда значительно более грозный и суровый вид  Высота до шатров около 15 м. Современный архитектурный облик башен Соловецкого Кремля сложился в XVII веке, когда над всеми башнями были построены круглые деревянные шатры.



Док. Сооружён на канале, идущем из Святого озера в море, в 1799-1801 гг.. В 40-е годы ХIХ века док был усовершенствован, а в нач. 1880-х годов расширен и углублён.






Сельдяной мыс. Известно, что в XVIII веке на мысу были возведены деревянные срубы канатного завода и сараи «бочкарной службы», а также Сельдяная изба и причал. Здесь были развиты морские промыслы, в Сельдяной избе жили промысловики, закидывавшие неводы и сети с причала или при выходе в море на лодках.  По просьбе Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей Соловецкий монастырь перестроил избу в 1881 г. по проекту профессора зоологии Н.П.Вагнера для сезонного размещения учёных и практикантов.  С 1882-го на верхнем этаже начала работать Биостанция.



Трёхэтажные руины из красного кирпича, расположенные на берегу моря у причала, это Преображенская гостиница, куда прибывали пароходы с паломниками. Построена при архимандрите Порфирии в 1859-1864 гг.. Предназначалась для более состоятельных паломников «чистого звания».



Пётр I. В первый раз царь с небольшой свитой прибыл на Соловки из Архангельска 7 июня 1694 года на яхте, пробыв в монастыре три дня. В память об этом посещении у стен монастыря рядом с пристанью был поставлен крест, над которым позднее воздвигли Петровскую часовню, а монастырь получил щедрое царское пожалование. В 2013 г. на воду спущен корабль "Святой Пётр" - уменьшенная в три четверти реплика царского корабля.



В 1925 г. было принято решение об организации на острове обширного заповедника. Тогда же - официально открыт биосад. В основу работ было положено промышленное птицеводство (главным образом, гага) и звероводство (олени, лисы, соболи, куницы). Особенно большие замыслы были связаны с организацией на Соловках пушного питомника. Тогда же было решено поставить на островах опыт акклиматизации и разведения ондатры, создав на одном из озёр естественный питомник этого ценного пушного зверька. Отметим, что разведение ондатры началось уже в 1926 г.; опыт оказался успешным - зверёк отлично акклиматизировался и до сих пор его можно встретить в ряде соловецких озер. При СЛОН существовало большое Общество краеведения. Был создан обширный дендрологический питомник, в котором для акклиматизации было посажено более 200 экземпляров различных деревьев южных пород. Здесь же развернулся питомник лекарственных трав.



В 1967 г. создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974-м в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Основные восстановительные работы велись в 1970-80-х годах. В 1990-м году в монастыре возобновлена монашеская жизнь.



При создании поста использован:
- исторический материал книги Г.А. Богуславского "Острова Соловецкие"
- и художественный материал Катьки Филимоновой

церковь, 2014, Архангельская область, монастырь

Previous post Next post
Up