Жари, Афганистан (AP) - Бесконтрольное производство опиума в стране - это проклятие Афганистана и золотой дождь на Талибан. Многие афганские фермеры собираются озолотиться в этом году, готовясь собрать урожай с новых семян мака, которые, как говорят, увеличивают содержание сырья для производства героина.
Растения растут сильнее, быстрее, используют меньше воды, чем семена, используемые ранее, и, говорят, дают удвоенное содержание опиума. И никто не знает откуда они взялись. Фермеры из провинций Кандагар и Гильменд, где выращивается большинство мака, говорят, что семена каждый год доставляются в поля одним и тем же человеком, который забирает опиум после уборки урожая. Он же обеспечивает инструментом, удобрениями, дает советы по выращиванию, а особо нуждающимся платит аванс.
Для селян такие неприметные люди, которые являются посредниками между наркобаронами и местными перевозчиками и работают совместно с Талибаном или под их началом - олицетворяют обширную сеть, подпитывющую торговлю опиумом и держащих маковых фермеров в лапах зависимости и террора. Беспомощные фермеры почти не имеют возможности отказаться от получения семян и других сельскохозяйственных материалов в кредит, который необходимо выплатить после сбора урожая, бесконечно блуждая в долговом круге.
По данным Комиссии ООН по Вопросам Наркоторговли и Преступности, стоимость афганского урожая мака, из которого производится большинство героина в мире, составляет примерно 3 млрд. долларов. В 2014 году производство побило очередной рекорд, превзойдя прошлогодний результат на 17 процентов. Пока оно кормит как организованную преступность, так и Талибан, а зачастую и то и другое в одном лице, опиум и наркоторговля продолжат подрывать безопасность, власть закона и тормозить развитие общества.
По мнению официальных лиц, ответственных за уничтожение маковых посевов, в 2015 году ожидается продолжение тренда, отчасти благодаря новым маковым семенам. Местные чиновники ожидают, что грядущий урожай в конце весны превзойдет прошлогодний рекорд 7800 метрических тонн (8600 тонн США), в частности на 7 и 22 процентов в Кандагаре и Гильменде соответственно. Эксперты утверждают, что Талибан, ведущий борьбу с Кабульским правительством более десяти лет, около 40 процентов своих доходов получает на опиуме, который в конечном итоге дает подпитку их боевикам.
Яростные сражения последних месяцев в регионах, выращивающих мак, показывают, решимость Талибана защищать свои транспортные пути и приехавших на сбор урожая сезонных рабочих, от правительственных сил, которым приказано уничтожить урожай.
Глава отдела по борьбе с наркотиками Кандагара Гуль Мохаммед Шукран считает, что новые семена прибыли с наркоперевозчиками, но откуда точно он не знает. Они дают лучшие всходы, которые требуют меньше воды и растут быстрее. "Это серьезная угроза для всех",- говорит он, добавив, что центральные афганские власти не смогли адекватно ответить на его педупреждения.
Выращивание мака в Афганистане незаконно и запрещается исламом - основной религией страны. Но афганские фермеры считают, что у них нет выбора. Более десяти лет правительство и зарубежные партнеры призывали их выращивать что-нибудь другое - пшеницу, фрукты или даже шафран. Когда это не помогало, отправляли полицию уничтожать урожай. А когда и с этим ничего не вышло, американцы и англичане попытались бесплатно раздавать пшеничные семена, но эта затея не нашла благодатной почвы.
Этой весной опиумные поля снова утонули в море ярко розовых маковых цветков. Новые семена позволят фермерам почти удвоить сбор с каждого растения, говорит глава полиции провинции Гильменд Наби Ян Малахайл. При сборе урожая, сборщики надрезают коробочку растения, позволяя опиуму вытекать наружу. Субстанция высыхает и на следующий день собирается.
Малахайл утверждает, что коробочки нового сорта вырастают крупнее, чем обычные и могут использоваться повторно через несколько дней. Растения созревают за три - четыре месяца, а не за пять, как преыдущий сорт, позволяя фермерам получать урожай трижды в год, а не дважды, как раньше. Фермер Абдул Баки из района Жари под Кандагаром говорит, что знает, что выращивание мака незаконно, и что он бы лично лучше "ел траву". Но, добавляет, "я не могу накормить детей ничем, кроме воздуха". Баки говорит, что Талибан и связанные с ним банды помогают фермерам, возделывающим опиум и смертельно угрожают тем, кто не делает это.
Без правительственной поддержки невозможно наладить выращивание продовольствия, так как сидящие без денег фермеры вынуждены сами платить за семена, инвентарь, удобрения и иригацию. Никому не удалось бы получить урожай, даже если бы собственники земли позволили выращивать пшеницу или другие продукты.
Если бы правительство употребило власть и дало воду и электричество, говорит еще один выращивающий мак фермер Хизматулла Янан, он бы постепенно перешел на выращивание пшеницы или чего-то в этом роде: "мы бы смогли честно и достойно жить, и бросить эту грязную работу". Афганские борцы с наркотиками говорят, что им нужна международная поддержка, чтобы справиться с уничтожением мака.
Правда, как заявил в январе глава специальной инспеции по восстановлению Афганистана Джон Сопко на сенатских слушаниях по международному контролю за наркотиками, с января 2002 года Соединенные Штаты потратили не менее 7 миллиардов долларов "на широкий спектр программ по сокращению посевов мака, предупреждению производства наркотиков, лечению наркозависимости и улучшению уголовно правовой системы для борьбы с наркотрафиком".
Афганистан обеспечивает 90 процентов мирового производства опиума, и опиаты местного производства нашли дорожку во все уголки мира, говорт Сопко. В этом году, после ухода НАТО в конце 2014 года, на полях сражений в Афганистане впервые не будет международных войск, а значит Талибан осмелеет. Многие чиновники антинаркотических служб выражают все больше озабоченности растущей зависимостью Афганистана от опиума. Сейчас она оценивается в 15 процентов валового внутреннего продукта и в дальнейшем будет только расти, добавляет Сопко. Почти 90 процентов афанских маковых посевов находится в традиционных вотчинах Талибана на юге и западе страны в провинциях типа Гильменд и Кандагар, ставших синонимом производства мака.
Производство опиума доросло до того, что уже создало проблему наркомании в Афганистане. По разным оценкам количество героинозависимых в стране насчитывется между 1.5 и 2 миллионами, при населении страны около 30 миллионов. Бесконтрольное производство афганского опиума обвиняют в росте наркомании в соседних странах, включая бывшие советские республики на севере, Иран на западе и Китай с Пакистаном на востоке. Комиссия ООН по Вопросам Наркоторговли и Преступности не может серьезно повлиять на правительство, чтобы обуздать производство опиума, говорит глава организации по Афганистану Андрей Аветисян.
Нужно чтобы Кабул при поддержке международного сообщества нашел способ внедрить "культуру, которая сможет составить серьезную конкуренцию опиуму". А пока поиск чего-то более прибыльного, чем загадочные семена мака, будет неразрешимой головоломкой, хождение по опиумному кругу будет продолжаться. ___ Lynne O'Donnell reported from Kabul, Afghanistan.