Северный Урал 2015: Соль Камская - Верх-Боровая и Усть-Боровский солеваренный завод.

Oct 08, 2015 12:48



Пермский край издавна знаменит своими соляными промыслами, появившимися здесь еще на рубеже X-XI веков. Конечно, еще задолго до появления русских на берегах Камы, обитавшие на этих землях люди могли получать соляной раствор. Одним из первых таких мест - устье реки Боровой: урочище Рассолы расположенные в нескольких километрах от деревни Верх-Боровой. К тому же в самой деревне сохранилась самая древняя каменная церковь Прикамья. Это большой повод протрястись по убитому грейдеру 18 км.


Вот не знаю почему, но каким-то местом я чуял, что очередная короткя встреча с солнцем будет именно здесь. Чувство меня не подвело. Как только мы въехали в деревню, тучи дали трещину и солнце своими предзакатными лучами раскрасили уже порядком поднадоевшие серые пейзажи.
Деревня Верх-Боровая скорее мертвая чем живая. Из десятка дворов, жилых всего один, может еще пару использующихся под дачи. А когда-то совсем давно деревня была крупным населенным пунктом. И вообще деревня очень старая, первое упоминание о которой относится аж к 1547 году.
На окраине деревни стоит Крестовоздвиженская церковь - между прочим самая старая каменная церковь на Урале!  Церковь была построена и освящено в 1678 году! 1.


2.


3.


Но у этой церкви есть еще одна уникальность: храм опоясывает надпись на старославянском языке, а сами буквы изготовлены из кирпича. Надпись гласит: «построена сия церковь во имя честного и Животворящего Креста Господня и святого великомученика Георгия при благочестиваом государе царе и великом князе Федоре Алексеевиче всея и малыя и белыя России самодержце и при великом господине нашем епископе Вятском».
4.


5.


6.


Время уже позднее, нужно искать место для ночлега да немного просохнуть от сегодняшних утренних дождей. Машина внутренним видом похожа на какое-то жилье цыган, с сушильнями и полным бардаком внутри.
7.


Лагерем встали на высоком песчаном берегу реки Боровой. Вокруг нас рос сосновый лес, наполнявший своеобразным запахом воздух. Солнце село за горизонт, на небе снова начали появляться тучи затягивая собою голубое небо. Начал накрапывать дождик - Пермь, чего тут скажешь…  Пришлось снова из тента, веревок и подручного горбыля делать «тент маркизу». В небесной канцелярии видимо взглянули на наше супер убежище от дождя и решили отключить на сегодня осадки.
8.


Воспользовавшись таким случаем, пошел прогуляться вдоль реки в попытках найти старую рассолоподъемную трубу, которая по описанием должна была быть где-то здесь.  Но обильно заросшие берега высокой травой, сравняли поиски к нулю. Хотя, что-то мне подсказывало это место не совсем то, за которое его многие принимают.
9.


Изрядно проходив вдоль берега в разные стороны, труба так и не был найдена. Ну и Бог с ней, уже порядком на улице потемнело, и пора было ложиться спасть, к тому же на завтра у нас было запланировано куча дел: посещения музея добычи соли, посмотреть Соликамск, Усолье и попробовать проехать Пермь до начала пятничных пробок.
Утром следующего дня выезжая обратно в сторону Верх-Боровой я решил свернуть на одну из многочисленных лесных дорожек, опутавших здешний лес словно паутина. Дорога с каждым последующей сотней метров становилась все хуже и хуже, точнее менее наезженной, но разворачиваться мне было лень, да и к тому же  дорога вроде как вела в сторону деревни. На одном из еле заметных отворотов замечаю небольшую полянку около реки. Думаю дайка прогуляюсь до нее может это и есть урочище которое я вчера искал в не том месте. Подойдя к руслу реки и предприняв робкие попытки походить немного вдоль него в поисках рассолоподъемной трубы, плюнул на это дело и пошел обратно к машине. На пути мне попался непонятный колодец, постояв мгновение посмотрев на него, я подумал, что это дело рук рыбаков пошел дальше в машину. Но каково было мое удивление, когда этот самый колодец я увидел на фотографии в книге купленной мной в Соликамске. Так как фотографировать этот колодец я не стал, приведу фотографию из книги.  Интересно это и было урочищем?
10.


Дальше наш путь лежал в город Соликамск, о котором я немного расскажу в следующий раз, так как первым делом мы поехали в Усть-Боровский солеваренный завод. Сегодня на территории завода расположен музей, рассказывающий о добычи соли и ее производстве. В музее обязательна экскурсия, и это к лучшему, так как просто походив по территории будет абсолютно ничего не понятно. Нам с Надеждой очень повезло с экскурсоводом. Так как мы были вдвоем, нам разрешали подняться или зайти туда, куда обычно никого не пускают, а между прочим в тех закромах очень все интересно.
11.


Очень катко расскажу и отчасти покажу, как же раньше добывалась соль. Над рассолоподъемными трубами возводились рассолоподъемные башни. По средствам разных механических и не только механизмов рассол из недр земли поднимался по рассолоподъемным трубам на высоту 8-10 метров.
12.


13.


Механизмы которые заставляли течь рассол по трубам в разные времена были разные: конки, помповые насосы, паровые машины, и с появлением электричества - электронасосы.
14.


15.


16.


Рассолоподъемные трубы - внутренний диаметр которых на самом деле очень невелик, хотя внешний диаметр стволов порой бывает огромным.
17.


18.


19.


После рассолоподъемной башни, соляной рассол самотеком стекал в соляной ларь. Соляной ларь - представлял собой избу основной этаж которой был выполнен в виде огромного деревянного чана, куда могло помещаться от 8500 до 17 500 ведер рассола. Лари были как бы отстойниками в которых рассол отстаивался, где испарялась часть воды и сероводорода, что  в дальнейшем облегчало выварку соли на варницах.
20.


21.


После того как рассол будет готов к дальнейшей выварке, по средствам труб он подавался в варницу. Варница представляла собой большой квадратный сарай с большой печью посередине.
Над печью на железных дугах крепился особый противень, в котором по мере вываривания рассола и получалась соль, которая там же досушивалась и фасовалась в мешки.
22.


23.


24.


Огромные противни изготавливали из железных листов - «полицами», которые скреплялись между собой «циренными гвоздями» - своеобразными заклепками. Емкость одного такого противня составляла от 800 до 1000 ведер рассола.  Противень являлся главной частью варницы на эго изготовление требовалась около 200 полиц и до 3 пудов заклепок. При интенсивной работе варницы срок службы противня был не долог - год-полтора.
25.


Печь в варнице. Благодаря нашему экскурсоводу, который нам разрешал посмотреть немного больше чем другим ;) мы увидели топочные каналы под противнем.
26.


27.


Еще в варнице нам показали очень не обычный вариант сруба, редко встречающегося в деревянном зодчестве.
28.


После того как соль выварят, высушат она поступала в соляной амбар, откуда грузилась в баржи и расходилась не только по стране, но и за границу.
29.


Но как мы можем предполагать, сами мешки с солью передвигаться не могут, а значит, их кто-то переносил. Этим не легким трудом занимались так называемые соленосы. Труд соленосов был очень тяжел и изнурителен. Соленосами работали как мужчины так и женщины. Работали они по 12-14 часов, таская мешки с солью из варниц в амбары. Для мужчин мешки были весом 5-5,5 пудов, для женщин - 3 пуда. Соляная пыль покрывала и пропитывала одежду, смешивалась с потом, вызывая у новичков сильное раздражение. На наиболее уязвимых местах, это кожа за ушами, образовывались коросты, уши распухали наподобие груздей, тем самым подтверждая давно известное прозвище - «пермяк - соляные уши».
30.


31.


На этом наша экскурсия закончилась, мы еще побродили по территории музея и отправились в центр Соликамска, но об этом в следующий раз.
Кстати в музее есть интересная инсоляция: 3D- комната, часть которой реально существует, а часть нарисована на стене :
32.


Урочище, Пермский Край

Previous post Next post
Up