Утром следующего дня, сидя в тени деревьев, наслаждаясь чистым воздухом и ароматом цветущих полей, мы с Надеждой решали куда бы нам поехать ввиду внезапно высвободившегося времени. Честно говоря возвращается в Москву желания почти не было, а вот поехать чуть северней до Онеги мысли стали закрадывается в голову.
Но от Каргополя до Онеги почти 400 км. Причем какая-то часть это грейдеры. Точек для осмотра у меня конечно же не было, а ехать в «слепую» - просто трата времени и солярки. Эх если бы я знал, что так выйдет я бы остался на Онежском озере еще на денек - два.
Порешили мы, что ехать куда-то бессмысленно, а посему сегодня погуляем по Каргополю и прокатимся по оставшимся окрестностям.
Доехали до города, оставили машину в центре а сами пошли пешочком прогуливаться по тихим улочкам города.
Снова соборная площадь.
1.
2.
3.
4.
5.
Поднялись на колокольню, дабы лицезреть город с высоты птичьего полета. На колокольне полуденный зной нарушает легкий прохладный ветерок с озера Лаче.
6.
Христорождественский собор - старейший храм Каргополя который строился 10 лет, в период 1552-1562 гг. Собор очень красивый, но к сожалению уже несколько лет стоит в строительных лесах. Но собор сам постепенно самоочищается от «бесовской одежки», деревянные леса подгнивают и, как было в этом году буквально перед нашим приездом, часть из них обрушилась.
7.
Дальше мы не спеша прошли на набережную. Оглянулись на все четыре стороны.
8.
9.
10.
11.
Родник бьющий из недр земли, наконец-то облагородили. В 2012 году родник представлял собой просто лужу.
12.
Так же не спешно прогулялись по улочкам города. Город как я уже говорил, совсем небольшой, и пройти его можно пешком за пару часов.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19
Нагулявшись по городу и посетив музей мы отправились дальше по окрестностям. Конечно, долго оставаться здесь я не планировал, и хорошо бы уже сегодня двинуться, куда-нибудь дальше. Но мне хотелось навестить местный антикварный магазинчик, в котором продается всякая рухлядь, но что-то интересное можно там отыскать. Но сегодня воскресение - магазин выходной. Поэтому мы поедем по восточному берегу озера Лаче, тем более, что в тех краях еще с 2012 года осталась не посещенная одна деревенька - Нокола. Вот туда то наш путь и лежал, а так же было желание найти местечко на берегу озера.
Сделав небольшой крюк заехали в деревеньку Большая Шалга.
На старом погосте сохранился ансамбль из деревянной шатровой церкви Рождества Христова (1745) и стоящего рядом с ней каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы (середина XIX века).
20.
21.
22.
Дальше в куст деревень под названием большая Калитинка. На самом деле, здесь меня больше всего интересовала судьба часовни Фрола и Лавра.
В таком виде часовня предстала перед нами два года назад.
23.
В этот же раз, проехав мимо, я даже ее не заметил. Лишь точка в навигаторе подсказала мне, что пора развернутся.
С часовни была снята колокольня со шпилем, сделана временная крыша. То, что осталось от шпиля с колокольней аккуратно расположили рядом.
24.
25.
Во дворе дома стоит вот такой раритет…
26.
Иногда все же интересно возвращаться в места, которые посетил. Жизнь не стоит на месте, и даже здесь, в местах, где время течет совсем незаметно, видны какие-то изменения. Но а мы едем дольше. Воздвиженская часовня в д.Сидоровская и Ильинская часовня в Б.Кондратовской
27.
28.
29.
Постепенно дорога выходит к берегу озера. Мы периодически съезжаем на разные своротки в поисках местечка для лагеря. Но все четно. Любая свортка идет до домиков рыбаков, и встать там почти невозможно, но при желании я думаю все же можно.
Таким неспешным темпом вы доезжаем до деревни Нокола.
Проезжаем по центру деревни в поисках магазина. Трава по пояс, такое ощущение, что дорогой тут никто не пользуется. Так оно и есть, в конце улицы небольшая болотина, а за ней и нормальная дорога. Полный привод в помощь и мы уже на твердом грунте.
В деревне одиноко стоит каменная колокольня, точнее то, что от нее осталось. Судя по остаткам фундамента заросшего травой, когда-то рядом с колокольней располагалась и церковь.
Совершенно случайно перед публикацией этого отчета наткнулся на книгу из серии «Дороги к прекрасному» аж от 1984 года. Книга называется Каргопольский озерный край. Автор Генрих Павлович Гунин. Вот, что пишет Генрих Павлович, в своей книги про Ноколу - цитирую:
«Лача - большое озеро, вытянувшиеся на 45 километров длину и поперек в самом широком месте на 13 км. Выплывая на озерный простор, ждешь, что уведешь здесь и там деревеньки, поля, луга. Но нет - видишь полосы тросняков и лес по низким берегам, лишь кое где глаз заметит серые срубы рыбацких изб и возле них черточки лодок. Таково Лача: оно лежит в низких, сырых берегах. Поэтому люди селились на некотором удалении от него…
Долго будет плыть катер по озерному плесу, редко спокойному, чаще волнистому, пока в дали, в юго-восточной стороне не завиднеется селение.
Это - село Нокола. Оно единственное на озерных берегах (подобно Чаронде, тоже единственной на озере Воже). Только здесь за устьем речки Кодимы, повышается озерный берег и становится пригодным для жилья. С давних времен, столь давних, что и легенд не сохранилось, поселились здесь люди…»
А вот, что пишет Гунин о колокольне и церкви в Ноколе: «Колокольня каменная, трехъярусная, давно лишившиеся оглавления. Декоративное украшение ее скромнее, чем у каргопольской колокольни: ярусы оформлены лишь плоскими пилястрами, облик ее более суровый. Некогда по видимому, колокольня стояла на большем удалении от берега, но за истекшее время озеро подмыла песчаный берег, и колокольня оказалась на самом берегу. Она вросла в землю и чуть накренилась, но выглядит все так же отрешенно-величаво, особенно в серый ветряный день, когда накатывают в самому ее подножию холодные волны.
Колокольня, по-видимому, намеренно поставлена особняком. Церковь стоит несколько в стороне. Ныне здание ее перестроено, утрачено прежнее завершение. Никольская церковь XVIII в. Принадлежала к типу так называемых кубоватых храмов…»
Ну и конечно старая фотография Ноколы снятая с воды. Дата фотографии мне не известна, но явно, что она сделана не позднее 1984 года.
30.
За колокольней стоит большой сруб. Местная церковь, скорее всего в советское время в ней располагался клуб
31.
Подход к озеру заболочен. Хотя я представлял себе это место немного иначе. Мне казалась, что здесь будет высокий берег, а озеро будет где-то далеко внизу. Как, к примеру, в Ворзогорах.
32.
Посмотрев достопримечательности мы поехали немного дальше. По картам дальше дорог не было, но еле заметная колея все же манила, чтобы ее мы разведали. Время было далеко за обед, нужно было немного подкрепится и конечно надежда на то, что эта дорога выведет нас на безлюдный песчаный пляж, так же грела душу. Хотя разум говорил, что безлюдного песчаного пляжа, сегодня мы не увидим.
Дорога была сырая и это чувствовалась, так как машина ехала немного с трудом. Периодически в сомнительных низинах приходилось подтыкать полный привод и проезжать их ходом. Тем временем дорога постепенно начинала уходить в противоположную сторону от озера. Мы решили все же разворачиваться, и побаловать желудок долгожданным обедом.
33.
34.
Обед получился довольно скороспешным. Потому как в этом болоте количество насекомых било все рекорды. И если Надя сразу «заперлась» машине, то я немного погеройствовал, но когда летающих тварей перевалило за пару десятков я все же последовал этому мудрому решению.
Пока обедали решили возвращается на прошлое место, так как оно сухое и насекомых там в разы меньше.
По приезду мы организовали костер погуляли вдоль реки и даже искупались в ней.
35.
На следующие утро мы поспешили в Каргополь в антикварный магазин. К сожалению ничего толкового в нем не было, видимо сезон и туристы разбирают все интересности. Задерживаться долго здесь не стали и выруливаем в сторону знаменитый трассы Р1.
Но время позволяло и мы поехали по разным отвароткам, собирая точки, которые в силу разных причин пропускались в прошлые года.
Первая деревня Хотенево. Свято-Троицкая церковь - каменная, построенная в XVIII веке., дошедшая до нас естественно в разрушенном состоянии. Во внутрь церкви зайти нельзя, обрушившиеся своды заполнили все внутреннее пространство битым кирпичом.
36.
Ограничившись несколькими снимками из окна машины едем дальше. Полевая дорога петляет между ямами, мне порой кажется, что эта дорога в никуда. Встречаем местную жительницу, спрашиваем ее о верности нашего пути. Получив утвердительный ответ едем дольше. Трава становится все выше, впереди замаячили остовы домов какой-то деревни. Деревня оказалась полуживая использующаяся как дача. Дорога выводит нас точно к развалинам Георгиевской часовни в деревни Село.
Гунин в своей книге так же упоминает про эту часовню, правда называет он ее Покровской.
«Деревня Село названа так, конечно, не потому что была селом, а от слова «селитва» - поселение. В селах встарь ставили церкви, а в деревнях часовни. Так и в Селе при входе в деревню со стороны реки стоит часовня.
Покровская часовня (XIX в.) конструктивно решена просто: к срубу самой часовни примыкает сруб притвора с забранной внутрь лестницей. Часовня завершается куполом со световым фонарем. Фонарь в форме восьмерика с четырьмя световыми проемами декорирован филенками, увенчан шлемом, из которого на тонкой ножке вырастает фигурная главка с крестом. Над притвором возведен небольшой восьмерик, на который поставлена звонница стропильной конструкции, с четырьмя раскрытыми пролетами по сторонам света. Звонница завершается шлемовидным покрытием со шпилем.
Особенностью интерьера Покровской часовни является световой фонарь, пропускающий верхний свет в помещение. Обычно конструкция кровли в деревянных часовнях и церквях скрывается «небом» - расписными досками; здесь же использован прием, заимствованный из каменного церковного зодчества. Да и вся часовня, обшитая тесом, с рустом по углам, классическим карнизом, оконными наличниками и окрашенная охрой, должна была, по замыслу строителей получить облик каменного сооружения.
Часовня поставлена на высокий подклет, который был использован как складское помещение. В подклет ведет обитая железом дверь под навесом северной стороны. С северной и южной стороны имеются окна с железными решетками и ставнями. И навес и ставни были окрашены…»
«Стоит перевести взор от часовни в любую сторону, как наткнешься то на угол дома, обшитый резными досками, то на причелены и «солнца», то на резные наличники окон…» - тогда мы и не знали, что эта, уже умершая деревня хранит столько красот.
Старое фото часовни. Так же сделанное не позднее 1984 года.
37.
Россия - страна контрастов! Пробираясь по заросшим полям, в полуживую деревню обнаруживаешь там новые столбы с проводами и уличным освещением! Гениально! Это так же как и спутниковый таксофон в заброшенной Кучепалде - зачем? Для кого?
38.
39.
40.
41.
Заехали в деревню Давыдово. И тут настоящий сельский пейзаж. Мне фото очень нравится, и добавить здесь мне просто нечего.
42.
Пытаемся проехать в Астафьево, но дорога из горбыли и куча делянок, говорит нам о том, что мы немного не туда уехали. Но к сожалению больше дорог в ту сторону нет. Разворачиваемся…
43.
Отличный грейдер мчит нас в конц Архангельской области, туда, где заканчивается дорога и начинается направление. Широкий и ровный грейдер постепенно скрывается в узком коридоре лесной дороги. Широко известная в узких кругах дорога Р1. Кто-то ее вспоминает с содроганием, а кто-то просто с улыбкой. Я проехал по ней третий раз. Дорога как дорога, видели и хуже. Конечно на легковой машине здесь будет трудно, а в распутицу вообще не пойми как.
Дорогу постепенно разбивают, лужи становятся все больше и глубже, но для полноприводной машины не представляют никаких проблем.
44.
Проехав эти 35 километров примерно за час, мы остановились на обед. Организм требовал пищи ну и воспользовавшись стоянкой нужно было накачать колеса, так как до асфальта остались считанные километры.
45.
46.
Выехали на асфальт мы заметно раньше, чем предполагалось и поэтому останавливаться на ночь на Кеме мы не стали а поехали дальше ближе к Кириллову. Снова заехали на Куков родник, набрать водички. Людей на роднике не было, и мы решили окунуться в купели в ледяной водице.
47.
Осмотр Кириллова отложили на завтра, а сегодня лишь заехали на противоположный берег озера, откуда на монастырь открывается очень красивый вид.
48.
На паром мы как и следовало опоздали. Мимо нас, бухтя, о чем -то, себе под нос судовые дизеля, проплывали сухогрузы. Постояв немного на переправе поехали искать место.
49.
50.
Место нашли относительно быстро. Может быть оно было не самое удачное, но зато здесь никого не было, а была лишь рядом вода, песчаный пляж и красивый закат.
51.
52.
Солнце ушло за горизонт и мы последовали ему, отправившись в мир снов.
53.