Карелия 2014 - Заонежье: Вороний остров, Тамбицы, Типиницы, Поля, Лисицыно, Вегоруксы, Космозеро.

Aug 26, 2014 17:27

Утро сегодня нас не встретило привычным солнышком. Все небо затянули густые серые облака. И если вчера деревенские пейзажи играли сочными яркими красками, то сегодня на улице было серо и уныло. Честно сказать, то за весь отпуск это был единственный пасмурный день. Хорошо, что он обошелся без дождя.

Никогда не думал, что на моих «супер» сковородках можно пожарить яичницу, но как оказалось нет ничего невозможного)

Позавтракали, собрали вещи, попрощалась с гостеприимными жителями деревни и отправлялись дальше. Заехали посмотреть на очередную отворотку. Вскоре еле накатанная дорога привела нас на небольшой пяточек, где можно встать лагерем. Выход к озеру есть, так же весть вид с озера на часовню в Усть-Яндоме.

Проезжаем деревню Вороний Остров. В деревне судя по информации есть три часовни. Первая стоит около дороги. Часовня Усекновения Главы Иоанна Предтечи -1860 года постройки.

Еще две часовни - часовня Иоанна Предтечи и часовня "над крестом" находятся непосредственно на острове. И они почти полностью разрушены.
Никольская часовня в деревне Тамбицы. Хотя по картам на этом месте обозначена деревня Ручьи, а деревня Тамбицы в нескольких километра дальше по дороге. Но это так лирическое отступление.
Деревянная рубленная клётская часовня, построена у деревни в кладбищенской роще. Первоначально состояла из высокого четверика с повалами, более низкого притвора, крытой галереи и крыльца. Перестраивалась в сер. XVIII в. (между 1740 и 1770) - первоначально устроенная галерея зашита тёсом, над ней надстроена восьмигранная шатровая звонница. Ремонтировалась в кон. XIX в. (1870-1880) - главка над основным объёмом поставлена на малый четверик с крещатым щипцовым покрытием, кровля украшена резными причелинами, перед входным крыльцом устроена крытая галерея, наружные стены обшиты тёсом, обновлена обветшавшая звонница. В 1989 частично реставрирована по проекту Л. Г. Поляковой

Возвращаемся обратно немного другой дорогой. После Типиниц около дороги стоит совсем небольшая часовенка. Останавливаемся, заходим вовнутрь.

Следующая остановка деревня Поля. Деревня раскинулась не как здесь обычно бывает, около озера или реки, а в поле. Возможно от этого она получила такое название. В полузаброшенной деревне стоит церковь Илии Пророка. Деревянная церковь, обшитая тесом, сооружена в 1863 путем реконструкции крупной двухчастной клетской часовни XVIII в., к которой пристроили алтарь, а в 1874 - шатровую колокольню, соединенную с церковью переходом. Была приписана к церкви в Типиницах, в 1915 выделена в отдельный приход. Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны. В конце прошлого века была отреставрирована и поддерживается в порядке.

Решаем заехать в Лисицыно. Правда придётся сделать крюк, так как в эту деревню мы должны были заехать еще в первый день. Едем, оп, на дороге стоит часовенка. Ни на одной из карт она не обозначена. Срублена часовня совсем недавно. Освящена в честь Георгия Победоносца.

По дороге открываются виды на Онежское озеро в дымке которого еле заметен противоположный берег. Красота.

Приехали в деревню Лисицыно. На месте где на карте обозначена часовня стоит вот такая конструкция …

Осмотрев эту конструкцию и не поняв ее точное назначение, мы отъехали в поле, где устроили плотный обед.

Русская печь. Как мне нравится это изобретение русского народа…

Поехали небольшим кругом, увидели на огороженной частной территории часовню.
Что за часовня и как туда попасть, честно скажу мы не стали выяснять ограничившись лишь пару снимками с крыши авто.

Тряский грейдер вытряхивал всю душу наружу. На полуострове есть два типа дорог - хороший асфальт и убитый грейдер. Остановился спустить чуток колеса. И тут в лесу мы замечаем чернику, море крупной черники!!! Пока я спускал колеса Надя набирала кружки этой вкуснейшей северной ягоды.

Черники было очень много и мы с трудом оторвавшись от поедания и собирания поехали дальше.
Деревня Вегоруксы - одно из самых древних сел в Заонежье. В XV в. оно принадлежало богатому новгородскому боярину Ф.Глухову. В XVI в. здесь было уже несколько деревень, объединенных под общим именем. Вегорукса была важным пунктом на древнем пути из Новгорода к Белому морю. На кораблях из Шуи плыли по Онежскому озеру в Вегоруксу, а отсюда двигались уже посуху к Великой Губе и дальше на север. Поэтому здешняя церковь была не только культовым сооружением, но и своеобразным маяком для кораблей. В XVII - XVIII вв., сменив более ранние постройки, в Вегоруксе появилась нынешняя Никольская церковь.
Поднявшись на колокольню можно было отчётливо слышать как разговаривал по телефону человек на противоположном краю деревне, кристальная тишина режущая слух…

По пути обратно выезжаем на строящейся «автобан». Дорога судя по всему скоро в плотную подойдёт к острову Кижи. Останется всего то переплыть не большую залив и вы уже будете на всеми известном острове. Но это потом, а пока немного отличной дороги.

Не давала мне покоя одна деревенька - Марковщина. Расположенная на берегу Яндомозера и так же как одноимённая деревня очень труднодоступна. На карте никаких дорог кроме не «многообещающего» пунктира не обозначено. Каких-либо съездов в ту строну так же не наблюдалось. Но мы все таки нашли что-то похожее на дорогу.
Радостно свернув туда. Мы мчали по узкой но все же асфальтированной дороге. Скоро асфальт сменился грунтом, но вполне наезженным. Думаю живет там одна семья, и ездят изредка на своей Ниве на «материк», вот по этому и дорога несильно накатана. Но дорого вышла к болоту, точнее к бывшим торфоразработкам. Следы идут дальше, и мы едем дальше. По бокам колее становятся большими, объезжая поваленное дерево я свалился в ее и повис на брюхе. Пока выезжал немного приложился об дерево. Доехали мы до леса, дорога кончилась привычным пяточком на котором стоит «Нива». Дальше в лес идет тропинка. Одеваем сапоги и вперед, осталось то каких-то 1,5 км. Но тропа метров через 200 подходит к озеру и все. Финита ля комедия… Разворачиваемся и едем искать другую дорогу. Ура, есть еще одна дорога. Правда дорога напоминала больше горный ручей, с большими камнями и перепадами высот. Кое как спускаемся и выезжаем на поле. Поле скошенное, проезжаем вдоль бровки в надежде найти хоть какую ни будь тропинку в сторону деревни. Но все четно. Деревня берется только с воды, или же пешком. Но на пешую прогулку у нас попросту не остается времени. Очень обидно, что не получилось добраться до деревни, но мы сделали попытки и теперь точно знаем, что нужна лодка, лодка с мотором. На обратном пут проезжая каменный триал, и уже когда мне показалось что все крупные камни остались позади, я не углядел и наехал на очередной валун. Удар был такой силы, что на защите частично вырвало сварку усилителей! Не зря я мучился, приваривал арматуру.

Выбрались на асфальт и поехали на выезд полуострова. Но расставятся с ним было еще рано, впереди было много интересных мест.
Деревня Космозеро, стоящая на одноименном озере.
Церковь Александра Свирского - деревянная шатровая церковь, построенная в 1769-1770 как зимний храм прихода купцом Ф. Поповым. Здание типа восьмерик на четверике, украшенное пофронтонными поясами, с алтарем, перекрытым небольшой бочкой, и трапезной. В 1870-х при ремонте обшита тесом. Закрыта не позже 1930-х, сломана главка, храм занят под библиотеку. Отреставрирована в 1978-1982 путем переборки с удалением обшивки и восстановлением декора. Поддерживается в порядке, периодически проводятся богослужения.
Церковь закрыта, во внутрь попасть нам не удалось.

Едем дальше в поисках место для ночевки. Замечаю отворотку, отличное место недалеко от дороги, к тому же есть столик и скамья.

Погодка тем временем разгуливается. На небе показываются островки неба разукрашенного красками заходящего солнца.

Карелия, Деревня, Забытые Храмы России, Деревянное зодчество, Север, Заброшенное