Русский Север. Нижнее Пинежье

Dec 16, 2013 22:16

Позади остался последний паром через Пинегу. Грейдер усеянный ямами изрядно перетряхивает машину а вместе со всем, что внутри. Температура держаться около нуля. Так как Паджерик первая дизельная машина у меня, то переход температуры «за» 0С изрядно меня огорчал.

Мимо окон проплывают деревеньки, стоящие на высоких берегах.

Постепенно дорога превратилась, в какой-то серпантин, поднимающийся в гору. Начался, как я его назвал, Голубинский перевал. По мере подъема все больше снега сыпало с неба и лежало на кронах деревьев

Уже в глубоких сумерках приехали в гостиницу Голубино. Заселились в номера и первым делом пошли париться в баню, которая к тому моменту уже истопилась. Пускать слюни и рассказывать про баню я не буду, и так понятно, что банька да еще и после недели обитания в тайге, да еще когда валит снег - одним словом ээээх…
После бани приступили в трапезе. Кухня мигом образовалась в …. уборной. Яичница в лаваше, за этот отличный таежный деликатес отдельное спасибо Ксюхе!

На утро нашему взору открылась по настоящему зимняя картина. За окном все было белым бело.

Волею судьбы или случая мы оказались в нижнем течении Пинеги, было бы глупо не посетить здешние достопримечательности. Гостиничный комплекс в котором мы остановились, находится на территории природного заповедника Пинежский. Основными его достопримечательностями являться карстовые пещеры. Вот что об этих пещерах нам говорит Викимапия : «Из 467 пещер, найденных на территории Архангельской области, четвертая часть расположена в пределах Пинежского заповедника: на территории заповедника 91 пещера, Голубинского карстового массива и охранной зоны - 27 пещер. Из них 20 пещер имеют протяженность свыше 500 метров, длина 10 пещер превышает 1 км. Суммарная длина всех пещер составляет 43,5 км, из них на полости более 500 м приходится более 36 км, более 1 км - 28,5 км. Ежегодно обнаруживаются новые, порой значительные по протяженности и информационной значимости пещеры. К самым большим пещерам территории относятся: система Кулогорская-Троя (16500 м), система Олимпийская-Ломоносовская (9110 м), система Кумичевка-Визборовская (7250 м), Конституционная (6130 м), Северный сифон (4617 м), Золотой Ключик (4380 м), Симфония (3240 м), Б.Пехоровская (3205 м), Ленинградская (2970 м). Длина наиболее пригодной для экскурсионного посещения пещеры Голубинский провал, расположенной на территории Голубинского карстового массива, превышает 1620 м.

Пещеры образовались при растворении подземными водами сульфатной толщи (гипсов и ангидритов) соткинской свиты сакмарского яруса нижней перми. При возрасте карстующихся пород свыше 350 млн лет, возраст самих пещер составляет десятки - сотни тысяч лет. Пещеры заложены по тектоническим трещинам и трещинам бортового отпора. Их входы вскрываются в бортах речных долин, в бортах и днищах карстовых логов и котловин. Большинство входов наклонно-нисходящие, реже встречаются горизонтальные, а вертикальные входы единичны. Преобладают субгоризонтальные пещеры туннельного типа, линейно-ветвистые в плане, с отдельными участками лабиринтов. В подземном рельефе сочетаются туннели, галереи и обвальные залы, развиты вертикальные формы - органные трубы и камины. В вертикальном профиле выделяется от 1 до 3 пещерных этажей и до 3-5 высотных ярусов. Амплитуда подземного рельефа составляет 10-30 м. В большинстве значительных пещер действуют постоянные ручьи и реки, либо происходит разгрузка временных паводковых потоков. В ряде пещер имеются водопады на ручьях, вертикальные капельные источники, реже встречаются подземные озера. Разгрузка пещерных вод происходит обычно в приустьевых зонах пещер.

В заповеднике много озёр карстового происхождения»
В пещерах были все, кроме нас с Галей. Не большой инструктаж, нам выдают каску, фонарик и мы топаем в Голубинский провал. Идти совсем не далеко, по времени минут пять. А кругом красота!

Система лестниц, нас приводит к огромной дыре, откуда мы будем спускаться в «горло» земли.

Нет, вы представляете, под вами такая здоровая дыра, глубиной метров 30-40, и вы спускаетесь по импровизированной лестнице, сваренной из разного рода уголков, перекинутых с камня на камень, в общем чувство то еще…
Сразу нас встречает ледник. Это глыба льда не тает даже летом!

Прошу прощения за фотографии, но без внешней вспышки или искусственного освещения, фотографировать очень не просто…
11. Снежный тоннель…

Такие причудливые узоры, на глине рисует вода и каждый год они разные!

Лабиринты, которые так же сделала вода!

Гипсовые своды пещеры.

Подземная река, а рядом засасывающая глина. Я думал меня засосет по самые… ну вы поняли.
Шум реки слышен из далека, и ты не можешь понять, где она, так как акустика пещеры распространяет шум по всем углам…

Еще одни ледничок

Страшная рыба-гипс!

Ну а это щель для зевак. Неудачливых туристов оттуда уже не достают… Вот и маются их души по темной и сырой пещере…

После экскурсии в пещеры, мы с Галей поехали в Пинегу. Нам нужно было заправиться, и еще за чем-то… Вдоль дороги- красота! Многочисленные озера и осенний лес покрытый белым снегом - красота непередаваемая.

Поселок Пинега - один из древнейших населённых пунктов Архангельской области.
Указом императрицы Екатерины II в 1780 году, на месте упразднённого Кеврольского уезда был образован Пинежский уезд Архангельской области Вологодского наместничества, а Пинега стала уездным городом. Ранее это был погост Пинежский волок в Архангелогородской губернии.
Жизнь поселка не далеко ушла от рубежа XIX века. Если убрать из кадра машины, то трудно поверить что это фотографии XXI века.

Знаете, люди которые живут на рубеже веков наверное всегда думают о том, что в следующим веке, все будет по другому. Вот смотрите: 12 апреля 1961 года, первый полет человека (Юрия Гагарина если кто забыл или не знает) в космос. О чем тогда думали или мечтали люди? Что в 2000 -х годах мы будем в космос летать как к примеру сегодня мы летаем за границу, что все будет по-другому, будет куча роботов, которые будут делать все за тебя… От части так и случилось, но не здесь - Пинега 25 сентября 2013 года, люди все так же по старинке полощат белье в ледяной реке… Это Россия и это XXI век…
(Кстати официальные полоскальни, сохранились до наших дней к примеру в Каргополе.)

Помотавшись по поселку мы едем обратно, не удержавшись сворачиваю к одному из озер - красота, тишина, спокойствие. Хоть на минуту но оно мое…

С ребятами договорились встретиться около поворота на Красную Горку.
Красногорский монастырь - основан в 1606 году преподобным Макарием Красногорским на горе Чёрной, до 1630-х годов назывался Черногорским монастырём. Основатель монастыря принёс в обитель список Владимирской иконы Божьей Матери.
В 1640 году умер основатель монастыря - преп. Макарий Красногорский. Место его погребения ныне утрачено.

В 1695 году обитель пережила пожар.

С 1764 года - заштатный монастырь.

В 1920 году Красногорский монастырь был разорён и закрыт. Судьба обеих монастырских икон - Грузинской и Владимирской - неизвестна.

В зданиях монастыря располагалась коммуна, потом - лагерь отдыха для детей. До 1990-х годов в уцелевших монастырских постройках размещался психоневрологический интернат.

На территории монастыря захоронен князь В. В. Голицын, скончавшийся в Пинеге в 1714 году.

В 2006 году были восстановлены жилое здание монастыря, его пристройки и обустроена прилегающая территория (в основном для нужд туристического комплекса «Красная Горка»). Через некоторое время восстановленные корпуса снова пострадали от пожара.
С Красной горки открывается великолепные виды на долину реки Пинега. Огненно-желтая листва в купе с белым снегом, редкий контраст для городских жителей.

Погода в полной мере не позволяла фотографировать, сильный порывистый ветер и снег с дождем быстро залепляли каплями объектив и загоняли обратно в машину.
Все. Наше путешествие по Пинежью подошло к концу. Сегодня мы возвращаемся на асфальт.
Останавливаюсь чтобы сделать фотографию, которая есть у всех путешественников, которые были в этих краях!

За окнами снова мелькают островки жизни, на реке стоят лодки - главный транспорт в этих краях!

А вот и устье Пинеги. Буквально через один километр, воды этой реки сольются с водами не менее великой Северной Двины.

Через которую мы переправляемся на пароме, оставляя на противоположном берегу поселок Усть-Пинега и удивительное место под названием Пинежье!

Вот мы на асфальте. Накачиваем колеса, и мчим в сторону дома…