Размышления о Христианстве

Jun 16, 2010 13:10


Человек 1.

Итак, перед нами стоит вопрос: кого и от чего мы должны спасти?

Ответ, по нашему мнению, кроется в том далеком и исполненном тайн времени, когда Вселенная, и что наполняет ее, были настолько молоды и прекрасны, что даже сам Бог, сотворивший ВСЕ, сказал: «Вот, хорошо весьма» (Быт.1.31b).

Не будем пересказывать всю историю. Я рассчитываю все же на то, что читатель однажды откроет и для себя ту замечательную Книгу, из которой христианство черпает свои знания. Рассматривая описываемые автором Книги Бытия события, мы обратимся к некоторым знаковым для нашей темы моментам.

В течение первых двух глав Бытия, автор рассказывает две истории о Сотворении. Их рамки можно определить следующим образом: Быт.1.1-2.4а - история 1; и Быт.2.4b-2.25 - история 2. Границы отрывков проходят здесь: «В начале сотворил Бог небо и землю… Вот происхождение неба и земли при сотворении их» (конец истории 1); «В то время, когда Господь Бог создал землю и небо… И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (конец истории 2).

Для нас, в контексте нашей темы, а так же в контексте нашего настоящего времени, которое я определяю как эпоха постмодернизма, важно обратить внимание на следующие моменты в этих историях:

Не смотря на то, что перед нами две истории Сотворения, и в связи с этим может сложиться впечатление, будто они друг другу в чем-то противоречат, важно увидеть за ними очень важный massage, от понимания которого будет зависеть очень многое в последующем рассуждении. И в понимании этого послания лежит ответ на кажущиеся несостыковки.

Быт.1.27: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

В этом отрывке нам сообщается, что изначально человек - это совокупность мужского и женского начала. Не так как в некоторых религиях, где утверждается, что сначала человек нес в себе оба начала, являя некий гермафродитизм. Нет. Читая историю далее, - вторую историю (Быт.2.18-24) - мы видим, что с самого начала мужчина был мужчиной, а женщина была женщиной. И никак иначе. Но то, что христианство хочет донести до нас, говорит так: человек - это и мужчина, и женщина в их неслиянном единстве и различии. В изначальном замысле Творца мужчина не мог остаться в одиночестве. Ему была необходима пара, соответственная ему (и здесь важно заметить, вслед за о. А.Кураевым, что человек ни в одном из животных, которых ГОСПОДЬ привел к нему, чтобы Адам дал им имя, не узнал самого себя).

Понимание этого момента, что человек - это и мужчина, и женщина, становится для нас наиважнейшим в свете дальнейшего развития истории спасения. И очень важно, чтобы мы уяснили эту Истину. Это поможет нам и в дальнейшем избежать множества заблуждений, в которые мы можем впасть, благодаря чуждым христианству идеям.

В качестве наглядного примера, приведем следующее:

Нехристианскому (языческому и еретическому) мышлению часто свойственен дуализм в оценке окружающей действительности. Так, например, обобщая многое, можно увидеть следующее:

Мы возьмем две колонки (правая и левая, в которые будем помещать слова, отвечающие дуалистическому представлению о мире):

Право                         Лево

Добро                         Зло

Свет                           Тьма

Правда                       Ложь

Любовь                      Ненависть

Жизнь                        Смерть

Мужчина                   Женщина

Так мы видим, по какому принципу строится отношение к человеку в религиях и верованиях, построенных по принципу дуализма (сразу вспоминается знак «Инь-Янь»).

К этим религиям можно смело отнести любые языческие и нео-языческие культы, мусульманство, индуизм, буддизм и прочее. Но это не относится к христианству.

Не безосновательным будет утверждение, что древние авторы, записывая истории Сотворения, намеренно акцентировали внимание своих читателей на понятии человека в свете Божественного Откровения о его происхождении. Они намеренно ввели эти слова и эти истории в повествование, чтобы показать, что для Истинного Бога, ГОСПОДА, Творца, человек - это и мужчина, и женщина. И между ними нет дуалистического антагонизма и того противостояния, которое заложено в них по мнению язычников.

Итак: человек - это и мужчина, и женщина. Каждый по роду своему. Со всеми различиями и сходствами, но каждый из них есть человек. Это есть твердое основание, на котором христианство стоит, и не может сдвинуться ни на шаг в сторону.

Что же произошло с человеком в самом начале его бытия?

Прежде чем продолжить разбор событий сей великой давности, хочу сразу оговориться: мы не знаем даже примерно, о каком периоде существования Вселенной мы говорим. Библия - удивительная книга. В ней содержится великая мудрость. Авторы книг, вошедших в Библию, вложили в нее многолетний (разбег от написания первой книги до последней, по меньшей мере, составляет 1200 лет (!), а с учетом предшествовавшей записи устной традиции и того больше) опыт познания Бога, окружающего мира и Премудрости. Но при этом Библия не стала и даже не претендует на то, чтобы быть учебником по физике, химии, медицине, космологии и пр. наукам. Т.е. мы не можем из внутренних сведений, находящихся в том же Пятикнижии, вывести точную или даже примерную датировку описываемых событий [1]. Я считаю, для нас достаточным будет знание того, что события, описанные в книге Бытия, имеют вполне достоверную историческую основу. Это практически невозможно доказать. Как и невозможно опровергнуть. Верить или не верить в историчность событий - остается на усмотрение читателя. Но одно можно сказать с полной уверенностью: если события неверны, то и дальнейший ход нашей мысли окажется бессмысленным. И если так, то добро пожаловать в модернизм. Значит, нам не по пути.

Человек получил дар жизни в мире, который сам ГОСПОДЬ охарактеризовал словами: «Хорошо весьма». И здесь мы сталкиваемся с вполне закономерным философским вопросом: что есть хорошо? Как «хорошо» может быть определимо?

Дуалистическое мышление подсказывает нам: если есть «хорошо», значит, должно быть «плохо» или, по крайней мере, «нехорошо». И мы действительно сталкиваемся с понятием «нехорошо», когда читаем о том, что предшествовало появлению женщины, которая завершила цикл сотворения человека и Вселенной. Быт.2.18: «Нехорошо быть человеку одному» - говорит ГОСПОДЬ. Но при детальном осмыслении сказанного, мы обнаруживаем, что понятие «нехорошо» не является антагонистом «хорошо». Т.е. мы не можем развести эти слова в уже известные нам правую и левую колонки. Они не противостоят друг другу, но «нехорошо» свидетельствует нам о неполноте того, что есть «хорошо». Т.е. в данном случае: человек (неважно, мужчина или женщина) неполон без того, кого сам ГОСПОДЬ назвал «помощником». Это разница не пустого и полного стакана. Но наполовину полного и полного.

В этом образе есть необходимость прочувствовать разницу между пустым стаканом, наполовину заполненным и полным. Наполовину заполненный стакан не является противоположностью полному. Он свидетельствует лишь о неполноте, но никак не о противопоставлении.

Так и здесь: нехорошо - это состояние неполноты.

И здесь важно понять, что если мы осмыслим и примем это понимание, впоследствии нам значительно легче будет понять проблему происхождения зла и страданий.

Но вернемся к вопросу о том, что есть «хорошо». И нам становится еще интереснее говорить об этом в свете понимания того, что мы уже не можем познать, что есть хорошо, исходя из антагонизма. Мы вновь должны обратиться к Писанию, чтобы осознать, что имеется ввиду. Давайте посмотрим на слова, описывающие самое начало Творения.

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы». (Быт.1.1-4).

Если слегка абстрагироваться от повествования, которое так и хочет затянуть нас в бездну художественного измышления и логического осмысления, можно заметить, что отношение автора к тьме характеризуется понимаем тьмы как «ничто». «И тьма над бездною» - очень мощный образ. И что он способен нам показать? Характеристику «ничто», «nichelos» по-латински. При этом момент появления света подталкивает Бога к тому, чтобы отделить свет от тьмы. И в нашем понимании это может знаменовать переход от «ничто» к «хорошо». Теперь есть свет, на фоне которого возможно оценить и его недостаток или отсутствие, которое и характеризует тьму. И физика даже сегодня свидетельствует нам о том, что полное «ничто» невозможно. И если мы и можем говорить о «ничто», то только в категории понимания, что чего-то недостает. Таким образом, отсутствие не есть отсутствие в абсолютном смысле. Отсутствие есть недостаток.

Итак, в самом начале нашего размышления мы полностью отвергаем идеи дуализма. И признаем лишь систему представления от полноты.

Таким образом, возвращаясь к нашему вопросу о том, что есть хорошо, можно заключить, что «хорошо» в случае с историей Сотворения - это наличие, бытие. Свет хорош не тем, что он свет, но тем, что он есть. Человек полноценен тогда, когда он выступает в союзе с помощником, данным Богом. При этом помощник не означает иерархическую ступень. По-другому можно было бы сказать о партнере. Это полноценные отношения полноправных и равноправных личностей, персоналий. Автономных, но очень тесно связанных. И при этом их связь, как минимум, троична. И эта связь такова: Бог-Человек [2]-Творение, под которым мы понимаем все сотворенное, включая самые дальние и недоступные уголки Вселенной.

В Быт.2.19-20 рассказывается о том, что Бог привел к человеку всякую живую тварь. И человек должен был дать всему живому имя. И здесь мы так же видим и слышим важный massage о том, какова функция и роль человека во Вселенной. Давая имена всему сотворенному, человек подтверждал слова Бога о том, что именно человеку надлежит ухаживать за всем сотворенным. Бог отдал все сотворенное в подчинение (не в военном и офисном смысле, конечно) человеку. И сам Бог подчинился здесь (или признал), согласившись с теми именами, какие человек дал всему сотворенному.

[1] В некоторой степени известная датировка событий, сделанная на основании Родословий, является плодом непонимания некоторыми исследователями основных целей и задач Библии.

[2] Важно всегда помнить, человек - это мужчина и женщина.

спасение, христианство, человек, Христос

Next post
Up