Снег превращается в грязь.
- Слушаю.
- Меня зовут Тина. Мой сын погиб 23 декабря в Бухаресте.
- Я вам очень сочувствую, но мы хотим понять, что происходило в нашем городе.
- Я не собираюсь никого обвинять, господин Ждереску. Я звоню сказать, что идёт снег.
- Идёт снег?
- Да, снег. Большие белые хлопья. Радуйтесь, завтра он может превратиться в грязь. Весёлого вам Рождества.
- С Рождеством вас.
Цитата из фильма.
Когда говорят о румынской новой волне, вспоминают, в основном, работы Кристиана Мунджиу и Кристи Пуйу. Незаслуженно незамеченными остаются другие довольно интересные образцы современного румынского кинематографа. Например, «Было или не было» Корнелиу Порумбойу.
Сюжет этого кинофильма, который больше похож на театральную постановку, строится вокруг передачи провинциального телеканала, на которой должны обсуждать, была ли в этом маленьком городке революция в 1989 году, или нет. За основу берётся тезис: вышел ли народ на площадь до 12:08, 22 декабря 1989 года, когда было объявлено о бегстве Чаушеску из Бухареста, или сделал это только после объявления. Школьный учитель, который любит приложиться к бутылке и задолжает всему городу, утверждает, что революция была, и он сам был на площади со своими коллегами в то утро. Звонящие в студию пытаются это оспорить, попутно припоминая учителю его огрехи. Отрезвляющим гласом народа является мнение второго гостя программы - пенсионера, которому всё равно, была революция или нет, его больше волнуют житейские проблемы. Совсем отрезвляющим ситуацию становится диалог между ведущим передачи и последней позвонившей в эфир, вынесенный в эпиграф. После этого остаётся только задуматься над тем, что даёт народу революция. Революции практически всегда делаются из лучших побуждений. Но всегда ли они меняют жизнь людей к лучшему, всегда ли дают то, что нужно народу, всегда ли продвигают те лозунги, которые подняли на борьбу? Жизнь маленького румынского города, которая показана в этом фильме, даёт пищу для размышлений над этим вопросом.
То ли фарс, то ли драма Корнелиу Порумбойу подкупает простотой во всём (в изложении, в построении сюжета, в средствах передачи информации зрителю), радует продуманными диалогами, изобилует бытовыми сценами. (что так характерно для восточноевропейского кино.). Несомненно, это один из ярких примеров уникального явления в кинематографе - румынской новой волны.