Оригинал создан для
тематического сообщества «Загадки Древних Культур»
Почти хэллоуинский пост :)
Ну кто только не видел славную эпопею про археолога-приключенца в шляпе и с хлыстом!
В четвёртой части, под названием
«Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» основным объектом поисков становится загадочный артефакт из Доколумбовой Америки. Который на поверку, разумеется, оказывается черепом настоящего (некогда живого) организма инопланетного происхождения.
А вот так пишут в популярных изданиях и
веб-ресурсах:
«О кристаллических черепах известно мало. И маловероятно, что удастся узнать больше.
Архивы Общества кристаллических черепов засекречены, а коллекционеры подобно толкиеновскому Горлуму не намерены ни с кем делиться "своим сокровищем". Бесспорно одно: эти шедевры древнего искусства и мысли одно из самых загадочных богатств нашей планеты..».
Пора, наконец, пролить свет на эти таинственные артефакты.
Хрустальный череп - без Индианы Джонса
Любопытный факт: профессор Хайме Ауе (Jaime Awe), директор Института археологии Белиза (п-ов Юкатан) подал в суд на создателей упомянутого фильма 2008 года. Он утверждает, что древний артефакт, занимающий видное место в фильме, является удивительно точно копией артефакта, украденного около 100 лет назад из Белиза семьей охотников за сокровищами Митчелл-Хеджес. Основой для иска стал аргумент, что находка является национальным достоянием Белиза, но что народу Белиза за нашумевшую культовую ленту продюсеры не выплатили ни копейки.
Ну, что ж.
...Во-первых, одна только фраза, что череп пришельца из фильма «является удивительно точно копией» черепа из Белиза, уже озадачивает - достаточно их сравнить, что б увидеть очевидное: общего там только то, что оба артефакта - черепа из кварца или горного хрусталя. Всё.
А ведь требуется стилистическое сходство, сходство пропорций и анатомических деталей... И не только!
Во-вторых (и "в самых-главных"), очень сомнительно, что стоит взыскивать процент за «фэйк»!
Да-да, ведь ничего общего с доколумбовыми культурами у обоих черепов на самом деле нет!
Хотя по сюжету фильма о Джонсе, длинные хрустальные черепа находят именно в якобы-индейском склепе Бразилии.
Исходная же легенда связана не с Бразилией, а с Белизом - бывший британский Гондурас.
Во влажных джунглях Юкатана в 1903 году начала работы экспедиция известного английского археолога Томаса Ганна. После расчистки были обнаружены каменные развалины пирамиды, городских стен и огромный амфитеатр на тысячи зрителей. С легкой руки археологов за древним поселением закрепилось название Лубаантун, что в переводе с языка майя означает - «Город упавших камней».
Памятник расположен к северу от реки Колумбия, примерно в 42км от ближайшего города Пунта-Горда, в южной части современного Белиза. Первые постройки датированы примерно 700-м годом нашей эры, период активного использования территории приходится на 730-890 гг. н.э.
В начале X века н.э. люди покидают Лубаантун и он приходит в запустение.
Как пишут
на одном ресурсе, "..Место это интересно по нескольким причинам.
Во-первых - архитектурный стиль, в котором построен Лубаантун сильно отличается от традиционного городского стиля майя (некоторые учёные высказывают предположение, что это вообще строил кто-то другой, а майя лишь использовали найденное городище, но официальная наука не рассматривает такую теорию всерьёз).
Большинство пирамидальных конструкций Лубаантуна имеют закруглённые углы. Кроме того, все они построены без помощи строительного раствора: каждый камень, использованный при постройке, был тщательно замерен и чётко подогнан к другому в кладке. В городище нет характерных для майя каменных стел. В общем, странный какой-то, нетипичный город майя…
Во-вторых, именно в Лубаантуне был найден самый знаменитый хрустальный череп - так называемый череп Митчелла-Хеджеса (он же Череп Судьбы), который якобы испускает свет из глазниц и служит причиной выхода из строя компьютеров".
Впоследствии Анна Митчелл-Хеджес рассказывала, что её отчим Фредерик Артур Митчелл-Хеджес также вошёл в составе экспедиции Гана с 1924 года. Якобы он выступает в качестве корреспондента «Иллюстрейтед Лондон Ньюс» и сделанные им фотографии вызывали в Британии всплеск интереса к городам майя. И вот, в 1925 году он берёт с собой в Лубаантун юную воспитанницу, где, гуляя по раскопам, она вдруг якобы случайно увидела блеск в корнях дерева у одной из пирамид...
Однако же, официальная версия гласит, что череп этот был куплен Митчеллом-Хеджесом в Лондоне на аукционе Сотбис в 1945г., о чём есть соответствующие документы.
Так или иначе, 1964 году Анна Митчелл-Хеджес показала находку искусствоведу Фрэнку Дорланду, а тот передал её для изучения в фирму «Хьюлетт-Паккард». Череп оказался выточеным непонятными инструментами из цельного куска хрусталя, и довольно шустро стал сенсацией в глазах мировой общественности. Якобы вышло заключение, что в древности на такую работу нужно было потратить не менее 300 лет, и что вдобавок артефакт создали, игнорируя все законы и правила.
«Проклятая штуковина вообще не должна была существовать на свете. Тот, кто её высекал, не имел ни малейшего понятия о кристаллографии и совершенно игнорировал оси симметрии. Она неминуемо должна была развалиться при обработке!» - заключили эксперты.
На идеально отполированном хрустале даже под микроскопом не было видно следов обработки.
Митчелл-Хеджес уверял, что находку необходимо датировать примерно 1600-ми годами до н.э. (то есть, создан череп был задолго до майя). А упомянутый Дорланд предположил, что череп сделали в Древнем Египте или Вавилоне, а потом якобы привезли в Центральную Америку.
Нужно ли говорить, что череп сразу же включили в дилогию по книгам фон Дэникена «Колесницы Богов», где большая часть самых удивительных конструкций древности приписывается не гению древнего человека, а назиданиям древних «учителей из космоса»?
Появилась легенда, что излучение из глазниц черепа выводит из строя технику.
Затем выяснилось, что число подобных находок приближается к десятку, что якобы соответствует древней легенде о триннадцати Черепах Судьбы.
Что если их собрать и направить глазницы под нужным углом, случится Конец Света.
А вот на творцов франшизы «Звёздные Врата» дон Хайме при желании действительно мог бы подать в суд!
Ведь в сериале «StarGate SG-1» фигурирует именно хрустальный череп Белиза - в данном случае из пирамиды «звёздных учителей Майя».
Кстати, серия вышла ещё в 1998 году.
Так что, уже сами продьюсеры сериала могли бы засудить создателей 4-й части об Индиане за плагиат :)
Но пора вернуться к вопросу о «фейке».
Речь идёт даже не о гипертрофированных долихокефалах из «Пояса Ориона», которые лишь пародируют вполне анатомичный оригинал из Белиза.
На самом деле вся эпопея с якобы древними черепами на поверку оказывается сплошной фальсификацией!
У которой, к слову, есть своя история.
Сегодня наша героиня - Джейн МакЛарен Уолш, антрополог Смитсоновского национального музея естественной истории.
Она успела проанализировать все имеющиеся находки черепов такого рода.
Собрание кристаллических черепов.
Подобные черепа обнаруживались в запасниках некоторых музеев и у частных лиц.
Причем не только в Америке (в Мексике, Бразилии, США), но и в Европе (во Франции),
и в Азии (в Монголии, Тибете). Черепов оказалось значительно больше тринадцати.
Но не все были столь совершенны, как "Митчелл-Хеджес".
Большинство черепов выглядели значительно грубее.
И вот, что
пишет миз МакЛарен Уолш:
"Подобные экзотические высеченные фигуры часто приписывают доколумбовым месоамериканским культурам, но ни один из хрустальных черепов, находящихся в музейных коллекциях, не был представлен миру во время документированных раскопок и у них мало стилистических или технических связей с подлинными доколумбовыми изображениями черепов, которые являются важными деталями в месоамериканской иконографии.
Сегодня ими восхищаются стареющие хиппи и приверженцы Нью Эйджа, но что за правда скрывается за хрустальными черепами? Откуда они появились и зачем их сделали?
Музеи начали коллекционировать хрустальные черепа со второй половины XIX века, когда в Мексике ещё не было проведено ни одних научных археологических раскопок и знаний о настоящих доколумбовых артефактах было совсем мало.
Это был также расцвет индустрии подделок на доколумбовые предметы.
Когда археолог из Смитсоновского института В.Г. Холмс посетил Мехико в 1884 году, то увидел там «сувенирные магазины» буквально на каждом углу, которые были заполнены поддельными керамическими сосудами, свистульками и фигурками. Двумя годами позже Холмс выразил своё беспокойство обилием поддельных доколумбовых артефактов в музейных коллекциях в статье для журнала «Science» под заголовком «Торговля поддельными мексиканскими древностями»"
Первые мексиканские хрустальные черепа становятся известны миру непосредственно перед французской интервенцией 1863 года, когда армия Луи Наполеона вторглась в страну и провозгласила императором Максимилиана фон Габсбурга из Австрии.
В общей своей массе они были небольшими - не более 4 сантиметров.
Самым ранним образцом, пожалуй, является череп из Британского музея около 2,5 сантиметров высотой, который был приобретён английским банкиром Генри Кристи в 1856 году.
Два других образца выставлялись в 1867 году на «Exposition Universelle» в Париже и являлись частью коллекции Эжена Бобана, возможно самой загадочной фигуры в истории о хрустальных черепах.
Француз, служивший в качестве официального «археолога» при мексиканском дворе Максимилиана, Бобан был также членом Французской научной комиссии в Мексике, чья работа и должна была быть освещена той парижской экспозицией. (Выставка была не совсем удачной для второй империи Луи Наполеона, поскольку её открытие совпало с изгнанием Максимилиана силами мексиканского президента Бенито Хуареса)
...Французский антиквар Эжен Бобан с коллекцией месоамериканских артефактов на парижской выставке 1867 года.
Среди выставленных на показ предметов были 2 хрустальных черепа.
Возле его ног расположены горшок и боевой топор, выдаваемые Бобаном за ацтекские -
оба предмета являются подделками (Jane Walsh/Museo Nacional de Historia, Mexico City)
Один небольшой хрустальный череп был приобретён в 1874 году Национальным музеем Мехико за 28 песо у мексиканского коллекционера Луи Костантино, а другой - за 30 песо в 1880 году.
В 1886 году Смитсоновский институт приобрёл небольшой хрустальный череп из коллекции Огустина Фишера, который был в Мексике секретарём императора Максимилиана. Но он загадочным образом исчез из коллекции где-то после 1973 года. Он выставлялся в коллекции археологических подделок после того как в 1950-х годах минералог из Смитсоновского института Вильям Фошег осознал, что череп был высечен современным гранильным колесом.
Эти маленькие черепа представляют собой «первое поколение» хрустальных черепов и все они просверлены сверху вниз. Отверстия на самом деле могут быть доколумбового происхождения, а сами черепа могли являться простыми бусинами, которые впоследствии были заново выгравированы для европейского рынка в качестве маленького memento mori, т.е. предмета для напоминания его хозяину о неизбежности смерти.
[...]
Второе поколение черепов, размером с натуральную величину и без вертикального отверстия, впервые объявляется в 1881 году в парижском магазине не кого-нибудь, а самого Бобана.
Этот череп размером уже около 15 сантиметров в высоту. К описанию этого предмета в опубликованном им каталоге нет возможности придраться, а сам череп перечисляется отдельно от мексиканских древностей.
Бобан называет череп «шедевром» гранильной технологии и отмечает, что он «уникальный в мире».
Несмотря на то, что череп был одним в своём роде, он не смог его продать, так что когда Бобан вернулся в Мехико в 1885 году, после 16-летнего отсутствия, он взял его с собой. Он выставлял его вместе с коллекцией настоящих человеческих черепов в своём магазине, которому дал название «Museo Cientifico».
Согласно местным слухам, Бобан пытался продать череп в Мексиканский национальный музей как ацтекский артефакт при сотрудничестве с Леопольдо Батресом, который занимал правительственную должность попечителя доиспанских памятников. Но музейный куратор предположил, что череп был стеклянной подделкой и отказался приобретать его.
Тогда Батрес обвинил Бобана в обмане и подделке древностей.
[...]
Третье поколение черепов объявляется чуть раньше 1934 года, когда Сидни Бёрни, лондонский торговец изделиями искусства, приобрёл хрустальный череп практически идентичных пропорций с образцом из Британского музея, купленного у Тиффани Ко.
Нет никакой информации где он добыл его, но он является практически точной копией образца из Британского музей - практически те же формы, только детальнее исполнены глаза и зубы.
Также у него отдельная нижняя челюсть.
В 1943 году этот череп был продан на аукционе Сотбис в Лондоне Фредерику Артуру (Майку) Митчелл-Хеджесу, обеспеченному английскому ловцу глубоководных рыб, исследователю и экстраординарного любителя ловли рыбы на спиннинг.
Начиная с 1954 года после публикации мемуаров Митчелл-Хеджеса в книге «Опасность моя подруга» этот череп 20-го века, третьего поколения, стал считаться майяским по происхождению и оброс множеством фантастических, похожих на истории Индиана Джонса, небылиц.
Его приёмная дочь, Анна Митчелл-Хеджес, умершая [...] в возрасте 100 лет, хранила череп 60 лет, изредка демонстрируя его частным образом за вознаграждение. Сейчас череп находится у её вдовца, но свои притязания на него имеют ещё и 10 племянниц и племянников. Известный под именем Черепа Судьбы, Черепа Любви или просто Черепа Митчелл-Хеджеса, этот череп по общему расхожему мнению излучает синий свет из глазниц и является причиной поломок жёстких дисков компьютера.
Хотя практически все хрустальные черепа со временем стали классифицировать ацтекскими, тольтекскими, миштексими и иногда майяскими, они не отражают художественные или стилистические характерные черты любой из этих культур.
1) Ацтекский бог смерти Миктлантекухтли 2) Череп на керамике миштеков
Инкрустированные черепа ацтеков (1) и миштеков (2)(: Гробница 7 из Монте-Альбан)
(прим. 1325-1521 н.э.)
Ацтекские и тольтекские разновидности мёртвых голов практически всегда просто высекались в базальте, иногда были покрыты штуком, и вероятно были раскрашены. Обычно они были прикреплены к стенам или алтарям, или изображены в виде барельефов божеств в качестве орнамента.
Они сравнительно плохо высечены, но более натуралистичны в сравнении с хрустальными черепами, особенно в изображении зубов.
Миштеки иногда изготавливали черепа из золота, но они более точно соответствуют следующему описанию - черепоподобные лица с нетронутыми глазами, носами и ушами.
Майя также вырезали черепа, но это были рельефы на известняке.
Часто эти черепа, изображённые в профиль, представляют дни их календарей.
Полумёртвая голова (Культура майя)(Ca. 600-850 A.D)
Французские и другие европейские покупатели представляли, что покупают искусные доколумбовые резные предметы, отчасти возможно убеждённые своим же представлением об ацтекских человеческих жертвоприношениях. Но ацтеки не подвешивали хрустальные черепа вокруг своих шей. Они вывешивали черепа принесённых в жертву людей на рамках, нанизывая их на шесты горизонтально через виски, а не вертикально.
...Я считаю, что все те маленькие хрустальные черепа, которые представляют собой первое поколение подделок, были сделаны в Мексике где-то в то же время когда и были проданы, между 1856 и 1880 годами.
Этот 24-летний период может характеризовать работу одного ремесленника или, возможно, одной мастерской.
Больший по размеру парижский череп 1878 года, по всей видимости, олицетворяет некое переходное состояние подобных предметов, когда с одной стороны всё ещё присутствует вертикальное отверстие, как и у маленьких черепов, но с другой стороны сам размер черепа исключает его использования в качестве бусин или в любом другом виде для ношения кем-либо на чём-либо.
Этот череп сегодня находится в подвальных лабораториях Лувра и Musee du Quai Branly начал программу научной проверки этого предмета, в которой будут использованы усовершенствованные методы изучения, например, анализ частиц, вызываемых рентгеновским излучением, и спектроскопию комбинационного рассеяния - таким образом, вскоре мы, возможно, сможем больше узнать о материале и возрасте предмета.
Парижский череп 1878 года и череп Бобана-Тиффани-Британского музея, появившегося в 1881 году, возможно, являются европейской выдумкой 19 века. Нет никаких связей для каждого из этих черепов с Мексикой, за исключением разве что через Бобана; они просто появляются в Париже много лет спустя его первого возвращения из Мексики в 1869 году.
Череп Митчелл-Хеджеса, объявившийся после 1934 года, является просто копией черепа Британского музея и с стилистической и с технической точки зрения. На самом деле уже в 1936 году учёный из Британского музея Адриан Дигби первым выдвинул возможность того, что череп Митчелл-Хеджеса является копией черепа Британского музея, поскольку являлся «извращённым мастерством, таким который обнаруживают у фальшивомонетчиков».
Однако, Дигби, будучи тогда молодым куратором, не предположил, что это была современная подделка и также исключил возможность того, что музейный экспонат является подделкой, поскольку исследования на микроскопах начала 20 века не смогли выявить наличия отметок от современных инструмнтов.
Хрустальные черепа Митчелл-Хеджеса (слева) и Британского музея (справа) были предметами серии статей 1936 года,
в которых куратор Британского музея Адриан Дигби и физический антрополог Г.М. Морент выясняли был ли у этих черепов общий прототип,
которого Дигби предположительно считал почитаемого месоамериканского «бога смерти»
Череп, доставленный в Смитсоновский институт 16 лет назад, представляет собой уже другое поколение этих подделок. Как сообщил анонимный даритель, череп был приобретён в Мексике в 1960 году, его размер, вероятно, отражает достаток того времени. В сравнении с оригинальными черепами 19 века, смитсоновский череп просто огромен; весом около 14 килограммов и высотой 25 сантиметров - все остальные черепа по сравнению с ним карлики.
Я считаю, что он мог быть изготовлен в Мексике непосредственно перед продажей.
(Череп сейчас является частью Смитсоновской национальной коллекции и даже имеет свой каталожный номер: 409954. Сейчас он хранится в моём закрытом кабинете)
В 1992 году этот полый череп был получен Смитсоновским институтом от анонимного отправителя.
В письме, сопровождавшем этот артефакт весом около 14 кг и высотой 25 см., значилось:
«Ацтекский хрустальный череп из коллекции Порфирио Диаса, был приобретен в Мексике в 1960 году».
На его поверхности обнаружили следы карборунда - синтетического абразивного материала, открытого в 1892 году.
Сейчас уже появились 5- или возможно 6-го поколения черепа и меня просят исследовать некоторое их количество. Коллекционеры приносят мне черепа, которые якобы из Мексики, Гватемалы, Бразилии и даже Тибета.
Некоторые из «хрустальных» черепов сделаны из стекла; есть несколько, сделанных из смолы.
Учёный Британского музея Маргарет Сакс и я провели исследование черепов Британского музея и Смитсоновского института при помощи света и растрового электронного микроскопа, и мы пришли к однозначному выводу о том, что их выгравировали на относительно современном гранильном оборудовании, который не был доступен для доколумбовых месоамериканских резчиков (Предварительный отчёт о нашем исследовании доступен на сайте Британского музея).
Джейн МакЛарен Уолш анализирует череп из Британского Музея
Так почему тогда хрустальные черепа до сих пор будоражат умы людей и почему некоторые музеи продолжают выставлять их, несмотря на отсутствие археологического материала по ним и наличия явных иконографических, стилистических и технических проблем по ним? И хотя Британский музей уже выставляет свой череп в качестве примера подделки, другие музеи до сих пор выдают их за подлинники. Мексиканский национальный музей, например, свои черепа определяет как работу ацтекских и миштексих ремесленников.
Возможно всё это объясняется тем, что эти мрачные предметы, как и фильмы про Индиана Джонса, просто востребованы и доставляют радость толпе.
Впечатлённые техническим совершенством и блестящей полировкой, поколения музейных кураторов и частных коллекционеров были буквально охвачены этими предметами. Но они слишком хороши, чтобы быть правдой. Если мы всё же считаем, что для резки по камню доколумбовые резчики использовали каменные, костяные, деревянные и, возможно, медные инструменты с песком для шлифовки, то хрустальные черепа являются слишком хорошо выполненными для подобных инструментов.
В конечном счёте, правда о хрустальных черепах могла исчезнуть вместе со смертью Бобана, искусного торговца многими тысячами доколумбовых артефактов, включая как минимум 5 хрустальных черепов, ныне надёжно спрятанных в музеях по всему миру.
Он сбил с толку множество людей и оставил после себя интригующее наследие, которое продолжает ставить нас в тупик столетие спустя его смерти. Бобан конфиденциально продавал музеям и частным коллекционерам некоторые из самых интригующих известных подделок, и, возможно, многие из них всё ещё не раскрыты.
Звучит как предпосылка для фильма.
Татьяна Пихленевич пишет:
«..Анна [Митчелл-Хеджес] много лет демонстрировала артефакт за деньги и очень неохотно давала его в руки серьезным исследователям. После того как искусствовед Р. Дистельбергер и археолог Н. Хэммонд заметили, что отверстия в его нижней челюсти проделаны металлическим сверлом, она перестала показывать череп учёным.
Экспертиза «черепа Судьбы» под растровым электронным микроскопом состоялась лишь через три года после смерти Анны, в мае 2010 года. Оказалось, что «мистический артефакт» создан не очень давно при помощи современных гранильных инструментов.
Сделать это относительно несложно. Чешский мастер Дейв Шлехта еще в 1984 году выточил подобный и подарил Музею рекордов и курьезов города Пелгржимова. Другие умельцы не столь щепетильны…
Рассказы о чудесных свойствах черепа - тоже, возможно, часть мистификации.
Легенда о черепах богини смерти - вымысел. Дословным переводом рукописей майя занимался Юрий Кнорозов, но ничего подобного в них не нашел.
Однако черепа и майя все же связаны.
В XVII веке майяский остров Косумель [Cozumel] стал прибежищем пиратов Карибского моря.
На нем находился заброшенный храм древней богини, которую украшали черепа и скрещенные кости. Именно пираты с Косумеля первыми подняли флаг, ставший потом знаменитым. Символ майя не хрустальный череп, а «Весёлый Роджер» - флаг пиратов. Вот такая усмешка истории.»
Но пираты явно подразумевали и вполне типовый для той эпохи символ "Memento mori" либо агрессивную модификацию темы "Vanitas". В общем, флаги Тича и Эвери вполне в русле европейской барочности. А что же с американским регионом?
Есть все основания считать, что мезоамериканский культ предков и любовь к танатической иконографии стала предтечей нынешних ежегодных празднеств El Día de los Muertos в Мексике.
А нынешняя Madonna Muerte на самом деле восходит к древней богине Mictecacihuatl.
1) Ацтеки. Богиня Миктакехиуатль (National Museum of Anthropology, Mexico. Photo: Erasmo Perez)
2) Покровительница Дня Мёртвых в современной Мексике
http://infocatolica.com/blog/infories.php/santamuerte/
1) Миштеки. Черепообразный полихромный сосуд
2) Поделки на День Мёртвых: calaveiras mexicanas
Ещё один
«волшебный ресурс» пишет:
..Странная мумия была найдена в Перу (в провинции Quispicanchi).
Антрополог Ренато Давила Рикельме, который нашел останки, заявил, что это мумия инопланетянина, так как её характеристики не соответствуют человеческим.
Авторы сенсационного очерка уверяют, что голова в длину более полуметра и что короткотелый скелет принадлежал взрослой особи. У которой при этом ещё не срослись черепные кости!
С размерами авторы явно преувеличили. А вот детские пропорции находки неудивительны.
Культуры Паракас и Наска именно тем и известны, что они умышленно деформировали черепа многим своим соплеменникам. Причём именно с младенчества - пока черепные кости не срослись.
Вот откуда длинный череп в упоминаемом фильме про Индиану Джонса.
Тема о «пришельцах из Наски» давно уже стала общим местом...
Наконец, ещё один маленький доколумбовый фейк из саги об Индиане Джонсе
В начале фильма «В поисках утраченного ковчега» (1981) Индиана Джонс напал на след чрезвычайно ценного золотого идола, созданного неопределённой древней южноамериканской культурой.
Богиня, изображённая на артефакте, которую Джонс ловко хватает с алтаря (вызывая тем самым инициацию различных глупых ловушек, заканчивающихся разбитием возле нашего героя огромного булыжника), представлена в виде рожающей женщины. Золотая фигурка была смоделирована по заявленному в качестве ацтекского нефритовому артефакту, названного в честь богини Тласольтеотль, который считается шедевром вашингтонского музея Думбартон-Окс.
Изучая историю приобретения этого объекта, Джейн МакЛарен Уолш обнаружила, что эта фигурка была продана китайским торговцем знаменитому французскому минералогу Огюстину Дамуру в Париже в 1883 году. Кто бы вы думали консультировал Дамура по вопросу приобретения?
..его друг Эжен Бобан!
В фильме фигурирует золотой идол плодородия индейцев чачапойя (Перу).
Но эти «Воины Облаков» на самом деле имели абсолютно другие культы.
И уж тем более другое искусство! Зато похожая стилистика была у ацтеков.
Был и артефакт якобы ацтексткого происхождения, изображающий богиню.
Эта-то подделка из музея Думбартон-Окс и стала прототипом Золотого Идола
Исследуя иконографию артефакта, Джейн МакЛарен Уолш обнаружила, что такие позы рождения не известны среди документированных доколумбовых артефактов или изображений в кодексах. Использовав растровый электронный микроскоп для анализа следов обработки идола, исседовательница обнаружила на поверхности множество доказательств использования современного станка с дисковым ножом.
Итак, идол Тласольтеотль, как и хрустальные черепа, является подделкой, изготовленной в 19 веке
А вот - пример подлинной ацтекской статуетки Богини
см:
«Легенда о хрустальных черепах» (автор Джейн МакЛарен Уолш)
Также см:
«The man in the hat is back…» - интересные факты о тетралогии Индианы Джонса.
«Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» : уфологический ракурс
«Индиана Джонс и настоящий хрустальный череп»: на Disney подали в суд за украденный артефакт.
Stargate SG-1: Crystal SkullХрустальные черепа - замкнутый кругЛубаантун (Lubaantún)