Вновь любопытные новости сферы образования от Алексея Грекова
(директор
школы альтернативного обучения «Афины»).
Сперва - романтические прогнозы западного педагога Терри Хика о школе-2024.
Этот учитель английского языка отрицает стандартные учебные планы и верит в победу цифрового обучения. Для продвижения своих идей и разработки новых программ он создал
портал Te@chTaught.
Используя свои знания о состоянии системы образования и идеи о том, как её улучшить, Хик обозначил 13 пунктов, которые, по его мнению, будут минимальным стандартом для школ через десять лет:
1. Каждый класс будет «опубликован»
Каждый класс должен присутствовать на каких-либо социальных платформах.
Так к ним смогут получить доступ все желающие: люди, организации, предприниматели. Всё, что произведено в этом классе: проекты, сценарии, идеи учеников - будет замечено обществом. Страницы классов в соцсетях станут своего рода маркетинговым агентством для учеников.
2. Ученики перестанут быть анонимными
С помощью технологий ученик будет связан не только с учителем и родителями, но с группой учителей, наставников и помощников, которые покинули школы, чтобы стать учителями-лидерами (новое явление в образовании - учителя, которые не только учат школьников, но и распространяют инновации в других школах). Эти люди помогут ученику стать успешным.
3. У каждого ученика будет своя социальная сеть
Которая будет использоваться для быстрого доступа к учителям, наставникам и «друзьям» по всему миру.
4. Все тексты будут адаптированы
Тексты для учёбы должны подбираться с учётом уровня грамотности ученика, его предпочтений в чтении и даже возможностей его компьютера, чтобы оптимизировать чтение для получения максимальной пользы. Эти тексты будут комбинацией художественной и научной литературы, публицистики, сочинений, нестандартных текстов и т.д.
5. В каждой школе будет хороший интернет
В школах должно быть наилучшее интернет-соединение, которое могут предложить местные провайдеры.
6. Самостоятельное обучение, креативность, созидание, гуманитарность, эмоции и гражданская позиция не будут противоречить миссии школы
Наоборот, они должны рассматриваться, как человеческие качества, которые выходят за пределы учебного плана, чтобы подстегнуть изучение материала.
7. Поисковики умрут, исследования возродятся
Поисковики будут заменены гибридной системой из поиска, рекомендаций, коллективных ресурсов и «предсказыванием источника», который будет использовать персонализированный алгоритм, чтобы предсказать какие стратегии, источники, коллеги и так далее, помогут ученику в каждом конкретном случае. Это изменит саму идею исследований.
8. Учителями будут восхищаться
Учителя должны рассматриваться как ученики-мастера.
Они будут организовывать изменяющийся физический и электронный учебный процесс, заточенный под каждого конкретного ученика. На контрасте с могущественными и умными, но «холодными» технологиями, учителя будут куда более важны для учебного процесса.
И это облагородит профессию учителя в глазах общества.
9. Репутация школы будет значить меньше
Качество учёбы будет меньше зависеть от того, в какой именно школе учится человек, потому что технологии сделают учебные планы, ресурсы и даже других учителей и классы более доступными.
10. Искусственный интеллект (как
Siri, только умнее) станет основой педагогики
Это пугает учителей, но всё не так страшно. Я имею в виду не пустую электронную болтовню, а инструмент, который студент будет использовать, чтобы создать свой собственный учебный план.
Искусственный интеллект поможет ученикам выбрать книги, домашние задания, стратегии обучения, возможности карьеры и т.д. У каждого ученика должна быть собственная Siri.
11. Обычное и электронное обучение будут едины
Обычное и электронное обучение будут настолько переплетены друг с другом, что их невозможно будет разделить.
12. Электронные портфолио станут актуальным образцом работы
Работа ученика должна отражать его потенциал и предпочтения.
Тщательно отобранные самим учеником с помощью учителя и искусственного интеллекта электронные свидетельства работы будут загружены в облако на всеобщее обозрение.
13. Студенты будут иметь неограниченный выбор
Они смогут выбирать из различных учебных моделей, учебных планов и возможностей совместной работы то, что будет им нужно. Этот выбор обусловит соревновательный элемент, вовлечение учеников и развитие их индивидуальных качеств, что, в свою очередь, приведёт к дальнейшим инновациям в образовании.
Как комментирует
на исходной странице Наталья Гневашева, в осуществлении идей Хика ожидается много препятствий и куда большие сроки, чем он рассчитывает.
«...Как ни крути, сфера образования довольно консервативна, а изменения, которые предсказывает Терри Хик - слишком существенны. Использование искусственного интеллекта в образовании и взаимопроникновение обычных и электронных классов, возможно, будет осуществлено в ближайшее десятилетие. Но, скажем, электронные портфолио и отказ от системы "один учитель - один класс"? Это кажется довольно невероятным.
К тому же тот факт, что практически за каждым шагом ученика будет следить, в перспективе, любой человек, немного пугает. С одной стороны, автоматически составляющееся электронное портфолио экономит время и бумагу. С другой - школьники могут потерять право на ошибку.
Сейчас их пугают тем, что если они не сдадут ЕГЭ, они не смогут поступить в университет, и у них не будет никаких перспектив. Если верить идеям Хика, через десять лет всё будет ещё хуже.
А вот перспективы выбирать свой собственный учебный план и даже учителя кажутся интересными. Не знаю, насколько это осуществимо в наших условиях, но если такая система действительно будет работать, насколько это облегчит жизнь провинциальным школьникам».
А теперь -
«суровые будни» украинских реформ.
Точнее пока это тоже прогнозы. И возможно в какой-то степени романтические.
Но они касаются именно нашей ситуации в образовании: «тут и сейчас». Не уверен что соглашусь со всем, что здесь предполагаетя, но, во всяком случае, это будут изменения. Их не хватало уже давно!
Итак, пять направлений
реформы образования Украины
в течение 10-ти лет
Министерство образования Украины подготовило вполне конкретный
документ проекта Концепции Развития образования 2015-2025.
Концепция охватывает пять основных направлений развития образования, реформирование которых будет осуществляться в течение последующих лет.
Авторы концепции отмечают, что на протяжении всего периода существования независимой Украины в образовательном секторе страны накапливались многочисленные проблемы системного характера, основными из которых являются
упадок материально-технической базы, старение педагогических кадров, низкая заработная плата, снижение социального статуса работников образования.
Также проблемами образовательной системы является неэффективная, чрезмерно централизованная и устаревшая система управления и финансирования, растущее неравенство в доступе к качественному образованию, чрезмерная коммерциализация образовательных услуг, коррупция и «дипломная болезнь», снижение качества образования и падение уровня знаний и умений учащихся, моральное старение методов и методик обучения и т.д.
Авторы отмечают, что Украине нужна системная реформа образования, которая должна быть предметом общественного консенсуса, понимание того, что образование - это один из основных факторов цивилизационного и экономического развития.
Первым направлением Концепции развития образования является приведение структуры образования в соответствие с потребностями современной экономики и интеграции Украины в европейское экономическое и культурное пространство.
В частности, предполагается привести в соответствие с типовыми европейскими нормами общую продолжительность обучения в школе (12 лет), а также продолжительность учебного года.
Переход с одного уровня образования на другой может осуществляться только с применением внешнего независимого оценивания. Результаты ЗНО при переходе с I на II ступень образования будут учитываться только для мониторинга качества образования, со II на III ступень - для дифференциации дальнейшей образовательной траектории: профессиональная школа, профессиональный лицей, академический лицей, гимназия и т.п.
Концепция предлагает предусмотреть с 2017 года полный переход старшей школы на профильную подготовку, включая создание новых типов учебных заведений III ступени. Постепенно выделить III ступень и создать отдельные учебные заведения, за исключением художественных, спортивных и других.
В высшем и профессиональном образовании предлагается перейти на трёхлетний бакалавриат в год первого выпуска 12-летней школы и предусмотреть в университетах «нулевой» курс для лиц, которые получили полное общее среднее образование по другому профилю. Переход к двухлетней магистратуре предусмотрен в год первого выпуска трёхлетнего бакалавриата.
Вторым направлением Концепции развития образования является реформирование содержания образования.
В этом направлении, в частности, планируется разработать и внедрить в течение 2015-2017 годов Национальный куррикулум для 12-летней школы. Ввести единые стандарты / индикаторы знаний, умений и навыков в области ИКТ для учащихся и преподавателей - соизмеримых с международными показателями: PISA in computer skills, индустриальные международные тесты Microsoft Certified Educator т.д.
Также на протяжении 2015-2017 годов будет разработано и внедрено новое поколение стандартов высшего образования на компетентностной основе с учетом модельных стандартов Евробакалавров и Евромагистров,
в 2020-2025 годах будет осуществляться постепенный отказ от стандартов высшего образования.
Одним из приоритетов Концепции развития образования является обеспечение равного доступа к качественному образованию всем гражданам Украины и превращению образования в социальный лифт.
Для достижения этой цели предлагается ввести механизмы поощрения семей с низким социально-экономическим положением к участию их детей в дошкольном образовании и приспособление системы к потребностям семей.
Также авторы концепции предлагают законодательно легализовать семейное и индивидуальное образование, упростить и четко регламентировать процедуры обучения в экстернате, изменить принципы финансирования малокомплектных школ путем ваучеризации школьного образования.
Равный доступ к образованию также будет обеспечен выполнением норм закона об обязательности поступления в вузы Украины по результатам ЗНО.
С 2015 года будет осуществлён переход на систему отбора / заказа учебников, учебных пособий и других учебных средств, издаваемых за счет государственного бюджета, непосредственно школами и отменены конкурсы учебной литературы.
Четвертым направлением, определенным концепцией, является реформирование системы подготовки и переподготовки педагогических, управленческих кадров в образовательном секторе и обеспечение высоких социальных стандартов для работников образовательной сферы.
Концепция предлагает ввести новые программы подготовки администраторов по вопросам менеджмента и лидерства в педагогических вузах;
разработать нормы, стандарты, процедуры аттестации педагогических работников;
ввести стажировку педагогов в учебных заведениях вне места постоянной работы.
Также будет демонополизирована система последипломного педагогического образования, введен ваучер профессионального развития учителя, самостоятельный выбор места повышения квалификации.
В течение 2015-2020 годов предлагается ввести комплекс мер, направленных на системное поощрение научной и профессиональной активности преподавателей, их международной и внутренней академической мобильности, расширение практик творческих отпусков и стажировки, в т.ч. за рубежом.
Концепцией развития образования предлагается добиться к 2020 году поэтапного введения участия иностранных преподавателей в учебном процессе украинских университетов, овладение отечественными преподавателями новейшими интерактивными, индивидуализированными, командными и проектными учебными технологиями.
Также указана необходимость проведения реформы оплаты труда педагогических работников:
на 2020 г. установить среднюю величину годовой заработной платы учителей на уровне не менее чем годовой ВВП на душу населения.
Концепция предусматривает законодательное обеспечение заключения обязательного письменного трудового контракта со всеми педагогическими работниками по результатам независимой сертификации или аттестации, введение надбавок за использование прогрессивных методик и технологий обучения, учета результатов ЗНО учащихся, учета всех видов деятельности и т.п.
Предложено изменить систему оплаты труда учителей и руководителей школ, отказавшись от «поурочной» оплаты труда, перейти на оплату полного рабочего дня учителя, осуществить поэтапный переход к новой системе оплаты труда учителей, содержащей стимулирующую составляющую.
Пятым направлением Концепции развития образования на 2015-2025 годы является реорганизация системы управления, финансирования и менеджмента образования путем децентрализации, дерегуляции, введения институционной, академической и финансовой автономии учебных заведений, соблюдение принципа ответственности учебных заведений за результаты образовательной и воспитательной деятельности.
Для этого предлагается ввести принцип субсидиарности.
Пересмотр объема и границ полномочий центральных и местных органов управления образованием, сокращение контрольно-надзорных функций, жёсткая и чёткая регламентация процедур и полномочий институтов, связанных с контролем и надзором.
Авторы концепции отмечают, что должен быть чётко определен объем контрольно-отчетной и учетной документации учебного заведения и сведение его к минимуму.
В городах с районным административным делением школы предлагается вывести из подчинения районных управлений образования (2015-2016).
До 2017 года предложено реорганизовать районные управления и отделы образования в сервисные центры, а также привлечь общественные, родительские и наблюдательные советы к функциям контроля над соблюдением запланированного развития, предоставить им полномочия для инициирования отзыва руководства учебного заведения.
На законодательном уровне должны быть четко определены границы компетенции учебных заведений, запрет любым государственным органам требовать от школ выполнение функций, которые не подпадают под эти компетенции.
Также предлагается введение школоцентричного (school-based) менеджмента, перенос «центра тяжести» в процессе принятия решений на операционный уровень (уровень школы).
Назначение директоров школ должно происходить на конкурсной основе по 5-летнему контракту, а полномочия аттестации педагогических работников должны быть переданы в общеобразовательным учебным заведениям.
Авторы концепции предлагают изменить подход к финансированию учебных заведений от принципа содержания учебных заведений (финансирование стен) к принципу формирования их бюджетов, исходя из численности контингента и стандарта стоимости обучения одного ученика, студента (деньги следуют за ребенком). Введение экономического стимулирования качественной образовательной деятельности через систему государственных грантов, контрактных отношений и т.д.
Также предусматривается внесение изменений в Бюджетный кодекс относительно школы как распорядителя средств.
Авторы концепции отмечают необходимость увеличения удельного веса расходов на среднее образование до среднеевропейских показателей (не менее 70% от общих расходов на образование).
Вместе с тем, концепцией предусмотрено создание национальной системы качества образования и внедрения единой системы статистики и параметров измерения качества образования.
В 2015 году предлагается принять на национальном уровне: национальных индикаторов качества образования и национальных индикаторов эффективности образования.
В 2017 году - включение Украины в Education at a Glance.
Также предложено законодательное закрепление участия Украины в международных мониторинговых исследованиях таких как, PISA, TIMSS, PEARLS.
Создание независимых учреждений оценивания и обеспечения качества высшего образования, делегирование им части полномочий Национального агентства по обеспечению качества высшего образования, способствование международной аккредитации образовательных программ украинских университетов.
Напоследок:
Каждый пятый учебник нельзя давать в руки детям 4 урока, о которых не расскажут в педагогическом колледже+ технические инновации:
Введение в Google Classroom и
Как можно использовать BYOD в школе