по следам предыдущего поста: взгляд культуролога

Oct 16, 2013 05:40



Итак, я думаю, приведённая мной намедни гениальная конспирология от Дэвида Хокни не может оставлять равнодушными никого, кто хоть как-то касался истории искусста и истории культуры как таковой.

В самом деле, как упоминает сам автор, «что касается искусствоведов, критиков и историков - даже представить трудно, сколько научных трудов по истории и искусству на самом деле оказались полной ерундой, это же меняет всю историю искусства, все их теории и тексты»

И вот потрясённый читатель пытается решить для себя «верить или нет?», «насколько автор честен?»
Но зачем же принимать на веру, искать подтверждение авторитетности автора, уподобившись схоластам? Не лучше ли подвергнуть версию беглому анализу?

Со своей культурологической пещерки мы совершим вступительную попытку. В дальнейшем наверняка появятся аргументы «за» и «против». Но пока что, будем основываться на том, что имеем.


Итак, тезис о Возрождении...


Существует три основных точки зрения на этот феномен.
1) Это историко-культурная веха в истории Западной Европы, знаменующая переход от средневековья к Новому Времени.

2) Это универсальный тип культурного всплеска на фоне любой застоявшейся культуры «тёмных веков». Так, академик Конрад выделял Хэйянский и Токугавский "ренессансы" Японии; Танский, Сунский, Минский и Цынский "ренессансы" Китая; четыре "ренессанса Византии" и так далее...

3) Это уникальный историко-культурный этап, имеющий чёткую географическую и хронологическую привязку: Италия с середины XIV до середены XVI века.
(Причём «классическая форма» его и вовсе длилась с 1440-х по 1520-ые...)

Вслед за Л.М. Баткиным к третьей позиции присоединяюсь и я.
И меня смущают разговоры о «Шведском» или «Польском Ренессансе» и штамп «Северное Возрождение»...

Кого возрождали голландцы и фламандцы? Так уж ли рвались в старушке Англии к античным истокам?
А главное - в этих странах только-только появились кружки гуманистов, когда в Италии они уже давно потеряли пыл и постепенно стали угасать.

Н.Н. Петрухинцев выходит из положения хитро.
Он утверждает, что Европейское Возрождение - действительно широкое культурное явление знаменующее венец европейского средневековья и переход к Новому времени.
Но оно имело два периода с разной географией и разной хронологией.
И вот,
выделенный мной собственно «Итальянский Ренессанс» считается им первым, зачаточным этапом. Но именно он и рафинированный. Там ренессансные явления лишь зарождаются. И бытуют в узкой среде околоаристократической интеллигенции и ремесленной верхушки. Зато в полном своём разнообразии!
А потом наступил второй, классический этап: с 1520 по 1620-ые.
Собственно РЕФОРМАЦИЯ.
И этот этап Реформации-Контрреформации охватил уже всю Европу и все слои населения.
Но в одних субкультурах на вооружение взяли только антропоцентризм, без души, и занялись бизнесом, вооружённые своей «протестанской этикой»; в других углубились в пантеистическую натурфилософию, вооружаясь где телескопами, где атанорами... В третьих же рождались исполненные символизма аллегорические полотна, пьесы и памфлеты - мрачно-оптимистические, далёкие от гедонизма итальянских маэстро...

И вроде бы гладко постелено, но мне вот, лично, трудно считать совершенно особый колорит эпохи Елизаветы Английской, Рудольфа Второго Габсбурга и последних Генрихов Версаля близкородственным культуре Медичийской Флоренции - этого самодостаточного полиса, с его цинизмом, гедонизмом и отрицанием рыцарских и церковных добродетелей...

Вот почему для северных земель XVI века я чаще всего употребляю термин «пост-средневековье».

Впрочем, об этом ещё можно спорить долго и с хрипом. А что же по искусству?
А вот хорошо бы посмотреть на истоки.
С чего же началось искусство Ренессанса? Схожи были «Север» с «Югом» - или нет?


Традиционно все согласны, что старт новому искусству задал итальянец Джотто ди Бондоне (ок. 1267-1337).




Фрески Джотто ди Бондоне в капелле дель Арена в Падуе...
http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/239-djotto.html

В это же самое время церкви Италии полны типично-византийской иконописью.
Джотто сознательно отходит от византийского канона. А это и «обратная перспектива», и особые пропорции, и набор определённых жестов и символов... Что же он взял на замену? Откуда идеи?
А вот же:


Исав перед Исааком. Фреска. Ок. 1295. Ассизи, церковь Сан Франческо, верхняя церковь

Разве не видна очевидность римского наследия?
Это же типично-римские фрески в виллах и палаццо! Похоже, Джотто обратил внимание на одну такую древность. и у него случилось прозрение... А дальше дело було за практикой и дальнейшим поиском.




римские фрески

Заметим, в том время не было в Италии моды на античность.
Это было зрелое средневековье, в которое не было редкостью стремление к определённому натурализму.
Примером можно назвать итальянского живописца Симо́не Марти́ни (ок. 1284-1344)



Симоне Мартини. Изображение музыкантов (1322-1326)
фрагмент фрески «Святой Мартин посвящается в рыцари»
Однако, Мартини дружил с Петраркой (1304-1374). Это многое объясняет: рисуя типажи готической Европы, он стремился передать в них гуманистический дух, который проповедовал его друг, «первый гуманист».

Вот так постепенно в итальянском искусстве сближалось две тенденции:
с одной стороны поиски утерянного античного наследия с его знаниями идеальных пропорций, перспективы и «золотого сечения», и с другой - визуализация идеалов набирающего вес гуманизма...

С пятнадцатого века на Апеннинском полуострове окончательно обособляются города-республики, церковь окончательно сливается со светскими магнатами и соперничает с растущим рационализмом в Италии методами уже не подавления - в дни Петрарки инквизиция в итальянских коммунах себя исчерпала, но об этом отдельный разговор, - но путём конкуренции на-равных.
Вот когда художники оказались востребованны как никогда ранее.
На религиозных композициях замелькали всевозможные донаторы, фондаторы, ктиторы и прочие меценаты.
А тут ещё выделяются новые магнаты: кондотьеры. Они тоже хотят украшать свои дворцы.
Эти «паханы» хотят собственные персональные портреты, так сказать, «без акробата» (;Ъ).

Всё это стимулировало развитие цехов живописцев, конкуренцию между братствами, а впоследствии и частными мастерскими... Росли флорентийская, венецианская, сиенская школы живописи...




Итальянский донаторский портрет XV века:
слева - Пьеро делла Франческа, «Алтарь Монтефельтро»
(на коленях - донатор, герцог Монтефельтро)(Милан, 1472-1474).
справа - донаторский портрет Джованни Торнабуони (выполненный Доменико Гирландайо в капелле Торнабуони)


«Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца» (1465-72)
(достославный «Урбинский диптих») кисти Пьеро делла Франческа

А вот дальнейший портретизм даже традиционные искусствоведы связывают со знакомством с нидерландскими портретами-триптихами и алтарями!



Гуго ван дер Гус: «Алтарь Портинари», (ок. 1475)
Как бы ответом появились алтарные композиции со множеством скрытых портретов:



Сандро Ботичелли: «Поклонение волхвов», (ок. 1475)
На картине опознаны представители семейства Медичи, Джованни Пико делла Мирандола, и сам художник

Вот ещё один хороший пример любования перспективой, архитектоникой и человеческими пропорциями:



Пьетро Перуджино. «Вручение ключей апостолу Петру» (1480-1482)

И в то же время нетрудно заметить, что при всей блестящей технике того времени, работы матеров несут в себе изрядный отпечаток определённой условности. Их нереальность очевидна. Причём как в заведомо натуралистичных образах, так и в несущих на себе элемент гротеска...




1) портреты Анжело Полициано и его воспитанника Джулиано Медичи-младшего -
фрагмент фрески Гирландайо «Утверждение устава францисканского ордена» (капелла Сассетти, 1482)
2) «Портрет Джулиано Медичи» [брат Лоренцо-Великолепного] (1478-1482) Сандро Ботичелли

Наконец, одна из вершин итальянского Ренессанса: «Giokonda» да Винчи...



Мона Лиза (1503-1506)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мона_Лиза
http://www.elrelojdesol.com/interactive-paintings/mona-lisa.html

Возвращаясь к упомянутому исследованию Дэвида Хокни резюмируем: никак это не может быть портрет со светопроекции! Тем более, что в качестве источника здесь использовано более одного лица. И как считают, одним из таковых Леонардо воспользовался собственным!
Пейзаж «птичьим глазом» был новшеством - но он очевидно нереален!

Итальянцам было свойственно писать именно от руки! Они гордились своими знаниями античного наследия.
особенно такой блестящий учёный практик как Леонардо да Винчи! Рисовать отражение с зеркала он мог бы всего раз - для эксперимента. Но не в качестве постоянной практики! Этого бы ему не позволили амбиции.

Эксперементировали южане и со сложной перспективой, с нестандартной точки зрения...



Андреа Мантенья: «Мёртвый Христос», (ок. 1500)

Но нет дыма без огня!
На рубеже XV-XVI века в Италии ДЕЙСТВИТЕЛЬНО порой мелькают умопомрачительно натуралистичные портреты! И очень вероятно, что дело тут не в мастерстве художников. Ведь как видно, та же "Джоконда" своей натуралистичностью кое-в-чём здесь уступает. А в мастерстве Леонардо или Микеланджело усомнится лишь слепец.
Значит, можно допустить, что эти мастера, тщась обогнать титанов, могли прибегнуть к чужеродной технологии, с которой в Италии того времени уже были знакомы!

https://ru.wikipedia.org/wiki/Караваджо
Обращаю внимание на работы Караваджо сто лет спустя!




Микела́нджело Меризи да Карава́джо (1571-1610)
«Взятие Христа под стражу» (1598) и «Мадонна с чётками» (1605-1607)
Его тезис что «Микеланджело уже всё сказал» общеизвестен. И Караваджо искал новые пути...
В его работах ощущается техника коллажа. И даже я бы сказал - фотоколлажа!

И вот, пора свести наши слагаемые.
Как в Нидерландах появилось такое и во что развивалось?



Зеркало и чётки с картины Яна ван Эйка:
«Портрет четы Арнольфини», (1434)
см.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_четы_Арнольфини_(картина,_ван_Эйк,_1434)

Итак, Нидерланды...
Здесь тоже пока ещё цвели города-республики ("пока", поскольку Испанская экспансия в скором времени нарушит это цветение). Но как мало общего было у этих ганзейских центров с коммунами Ломбардии!

Здесь давно уже была потребность в ярких сценографиях. Они были востребованы самими гордскими магистратами. И появлялись произведения вроде фресок Хуберта ван Эйка (прим. 1385/90-1426).


«Три Марии в гробнице» (1420-1440)



1) Предполагаемый автопортрет Рогира ван дер Вейдена в облике св. Луки, создающего икону (1440).
2) Ян ван Эйк: «Мадонна канцлера Ролена», (1435)

Очень любопытны, как по мне, церковные сюжеты Робера Кампена (1378-1444) - наставника Рогира ван дер Вейдена и одного из первых портретистов в европейской живописи.
(см.: http://marinni.dreamwidth.org/456680.html)



Триптих «Благовещение Мероде», (ок. 1427)
(до сих пор спорят, написано ли это Кампеном или его учеником)

Заметно, насколько условны и каноничны центральные персонажи.
Но вот боковые образы...



Внимание, нищий на заднем плане - вовсе эпизодический персонаж! но насколько он психологичен...
Или вот - тоже его типажи:



фрагмент «Иосифа и Марии» (nativi),(Дижон, ок.1425-30)

Поражает этот натурализм...
Одно дело - Древний Рим. У них была традиция восковых посмертных масок и бюстов, а также файюмского портрета.
У итальянских "артизанов" таких стимулов не было - было желание возрадить античную школу. А вот на каких принципах оно там функционировало - понимали не вполне.
Поняли, что превыше всего - мера и гармония. И что греки всё измеряли математикой.
Возглавенствовал тезис: «Геометрия - царица наук».

Однако, если всмотреться в образцы античности, то прекрасно видно, что в той же скульптуре Рим заметно обогнал классическую Грецию.




Слева лицо эллинской статуи, справа - римской
Догадываетесь, почему? А всё было просто:

Пока эллины высчитывали идеальные пропорции и меряли лица по золотому сечению, в поисках идеала своей каллокагатии, римляне просто брали слепки с реальных человеческих лиц и цепляли к анатомичным торсам

Ну и вспоминаем теперь подходы итальянской школы Возрождения: снова «Геометрия - царица наук»...
...Отсюда и их условность...



1) Донателло: Голова Гатаммеллаты (1453)
2) Бюст работы Мино да Фьезоле (1455)
Всё это хорошо. Но у немцев и фламандцев такой формулы не было!
И в античных руинах они не копались. Так что же с Фландрией и её соседями?

Магистральное направление в пятнадцатом веке там задавало эволюционирование немецкой готики.



Иероним Босх «Триптих святых отшельников» (1493-1499)
Имеем в виду, кстати, что творчество самого Босха не было типичным для его современников!


Гобелен неизвестного фламандца со страстями Христовыми (1470/1490)
И вот, на фоне этого вполне самостоятельного искусства, уходящего корнями в местные традиции, вновь посмотрим на мелькающие повсеместно портреты:



1) Рогир ван дер Вейден: «Читающий молодой человек»/«Святой Ив»?(ок. 1450)
2) Ганс Мемлинг: «Портрет молодого мужчины на фоне пейзажа» (1480)



Робер Кампен: «Портрет толстого мужчины». (Robert von Masmines?)(1425)
Нуньо Гонсалвеш: «Алтарь св. Винсента». Фрагмент. (ок.1460)

Даже наличие гротеска, столь характерного впоследствии для Брейгеля и его потомков, не оставляет и впрямь ощущения, что художник смотрел в упор на отображение реального лица...



А может гротескные типажи, - это натурщики, отображённые в кривом зеркале?

Но откуда вообще могла прийти эта идея натурализма? Если не от итальянцев, и не из античности, то...
...Впрочем, есть кое-какие соображения и об этом...


Ведь помимо абсолютно «фотографичных» лиц, мы видим у северян аналогичные детали быта!





Не даром именно из этих мест происходит жанр «натюрморт»...
Стоп! но ведь отсюда же и первый натуральный «ПЕЙЗАЖ»!
И это не просто так дань моде!


Робер Кампен. деталь (1420ые)


Рогир ван дер Вейден. Деталь с триптиха семейства Брак (1440ые)
Дело было в идеологии...

Элементарно:
Пантеистические вирши ломбардца Петрарки (1304-1374) и воззрения немецкого кардинала Николы Кузанского (1401-1464) о том что «всё в Боге и Бог во всём» возникали не на пустом месте. И имели резонанс даже за пределами своего возникновения.
Между творчеством этих личностей - более полувека. И за это время идеи ценности созерцания Природы - поскольку в ней проявлен Господь - пустили благодатные зёрна именно в германских землях тогдашней Европы...




Деталь с картины Питера Брейгеля Старшего; Альбрехт Дюрер. Виды Арко, Тироль (1495)

И похоже, вдохновенная мистика мейстера Экхарта Хоххаймкого (1260-1328) о «божественной искре в человецах» не была забыта!
Похоже, что эту искру искали в своих натурах северные художники церковные - уже с конца XIV века, и светские - с начала века XV...
Они прониклись поисками божественной Истины во всех деталях, которые нас окружают...
Во всём многообразии мира скрывается его Душа...



Питер Брейгель Старший
«Зимний пейзаж с птицами и конькобежцами» (1565)

Подобно древним римлянам, они действительно нуждались в способе передавать идеально правдивые лица!
Вот и обоснование смелой идеи Хокни...




Портрет работы Ганса Гольбейна (1497-1543); его же «сэр Томас Мор» (1527)


Хендрик Тербрюгген: «Портрет мальчика с трубкой» (1623)

В конце концов, они заразили этим итальянцев...




«Мужской портрет» (ок.1510) и «Портрет ювелира» (1516) Франчабиджо



Лоренцо Коста: «Портрет Баттиста Фиера» (ок.1508) и «Джованни Бентивольо»
см.: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Franciabigio
и https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Lorenzo_Costa


Разумеется, никто не утверждает, что немцы и фламандцы именно писали свои портреты поверх отражений на холсте! Но кто-то должен был задать саму манеру такого натурализма.
И простое желание изобразить натуру правдиво - мало.
Должно было возникнуть хотя бы несколько прецедентов!

Рискнём предположить, что новаторами-«фотографами» (скорее даже «имагиографами») стали в Европе упомянутые Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден и Ян ван Эйк...
«Приговор вынесен».

И вот, ныне одни деловито выкладывали все свои сбережения за дорогущее зеркало, тщась перегнать гениальных мастеров (мы готовы уличить в этом и Косту, и Франчабиджо, и португальца Нуньо Гонсалвеша),
другие радостно достигали воплощения непривычных ракурсов и сложной мимики простым путём (как пост-караваджистка из Нидердландов Юдит Лейстер, чью картину «Предложение» (1631) мы приводим справа...),
...а третьи - принципиально совершенствовали руку и глазомер.
Как, например, упоминаемый нами несколько раз в предыдущих постах умница Альбрехт Дюрер...

art, картина мира, аналитика, история, XVI-XVIII век, премудрости, Ренессанс, мысли вслух

Previous post Next post
Up