Всем доброй ночи, да хранит вас Аллах! ;Ъ
вывесил давеча в
своём комьюнити по Востоку замечательные статьи А.А. Игнатенко об
интригах и их механике в традиционном арабском средневековье и о
категории обмана у мусульман (на материалах характерного литературного памятника: так называемых «княжьих зерцал»)
Здесь же я попросту выложу несколько превосходных примеров инриг, уловок и хитрованства, зафиксированных в средневековой мусульманской традиции...
Божественные хитрости
Долго жил Авраам. Дольше чем положено. А умирать никак не хотел.
Однажды Творец подослал к нему ангела в виде дряхлого, немощного старика.
Старик остановился у двери дома Авраама и попросил поесть.
Праведник дал ему хлеба, размоченного в бульоне. Но старик был так слаб, что не мог поднести руку ко рту. Когда Авраам начал кормить его, старец не мог ничего проглотить: все стекало по бороде и одежде.
- Сколько же тебе лет? - спросил Авраам.
Немощный старик назвал возраст чуть больший, чем возраст самого Авраама.
- Господи, - воскликнул тогда праведник, - прибери меня к Себе прежде, чем я достигну этого возраста и впаду в подобное состояние!
Только он произнес эти слова, как Бог завладел его душой.
Как везир, веровавший во единого Бога, идолопоклонников обманул
У фараона, жившего в эпоху Моисея (Мусы), был везир, который тайно поклонялся Моисееву Богу. Придворные прознали об этом и донесли фараону.
Тот призвал везира к себе и спросил, верно ли то, что утверждают придворные.
Далее между ними произошел такой разговор.
- Спроси у всех них (придворных), - попросил везир, - кто им дал существование и жизнь и кто их умертвит.
Фараон задал им этот вопрос.
Они ответили: - Это ты, о царь!
- Так будьте же, - сказал тогда везир, - свидетелями того, что я сейчас скажу. И ты, о царь, прими эти слова как честный ответ: тот, кто их создал, создал также и меня, тот, кто дал им существование, дал его также и мне, тот, кто дает им жизнь, дает ее также и мне, тот, кто их умертвит, сделает это также и со мной.
Фараон остался доволен, везир награжден, сплетники наказаны.
Как Пророка от идолопоклонников спасло двусмысленное слово
Во время бегства из Мекки Пророк Мухаммад и Абу Бакр (один из ближайших сподвижников Пророка и в дальнейшем Праведный халиф) повстречали арабов, которые знали Абу Бакра, но не знали Мухаммада.
- Кто это с тобой? - спросили они Абу Бакра, который ехал за Пророком.
Опасаясь враждебности идолопоклонников по отношению к проповеднику новой религии, Абу Бакр ответил:
- Проводник, указующий мне путь.
Таким образом, он не солгал, а арабы-язычники приняли его слова за буквальные...
А вот что порой случалось на поприще финансов...
Меткая перепись населения
Сказывают о халифе аль-Мансуре (754-775), что захотел он как-то узнать точное количество жителей Куфы. Нужадся он в определения суммарного размера подушной подати с города - а переписи населения жители упорно избегали.
Тогда халиф велел раздать каждому жителю города по пять серебряных монет. И никто не уклонился от этого дара. Но ведь было понятно, что число жителей, каждый из которых поспешил получить эти деньги, оказалось равным сумме выданных монет, поделенной на пять.
После этого аль-Мансур обложил каждого жителя податью в размере 40 монет с каждого, зная совершенно достоверно размеры той суммы, которую город должен был выплатить...
Как кошка спасла верблюда от продажи за бесценок
Рассказывают, что некий араб разозлился на своего верблюда и в сердцах поклялся продать его всего за один дирхем.
Когда гнев прошел, человек пожалел о своей клятве.
Тогда он взял кошку, привязал её на шею верблюда и пошел на рынок.
Один человек поинтересовался:
- За сколько ты продаешь этого верблюда?
Продавец ответил:
- За один дирхем. Но я продам его только тому, кто вместе с ним купит и эту кошку.
Тот спросил:
- А кошка сколько стоит?
И услышал в ответ:
- Пятьсот дирхемов.
Тогда человек воскликнул:
- Не было бы дешевле товара, чем этот верблюд, если бы не этот привесок!
а вот на какие ушлости пускались некогда во время войн...
(кстати, война - такой особый хронотоп, когда и Коран позволял обманывать!)
О движущемся пограничном камне
О персидском паре Фирузе, сыне Йездигерда I, рассказывают в одном «зерцале», что он потерпел поражение от своего соседа и был пленен.
Освобождение могло стать возможным, если царь пообещал бы никогда не преступать пограничный камень с целью нападения на соседнюю страну. Такое слово царь дал.
Однако когда он укрепил свои позиции, то пошел на соседа походом -
пограничный камень попросту вырыли, погрузили на слона и повезли впереди наступавшего войска!
О подмёте, прогнавшем войска имама Али от источников
В местности Сиффин, на правом берегу Евфрата, войска Али расположились около источников воды.
Муавия подбросил солдатам своего противника документ, из которого следовало, что его войска собираются идти в определенное место, чтобы занять выгодные позиции для предстоящего боя.
Али, когда ему доставили этот документ, устремился туда со своим войском, чтобы опередить Муавию. Но в указанном месте, естественно, никого не было, а воины омейядского халифа заняли оставленный район у источников...
О терпеливом Харсаме и беспечных жителях Куфы
Рассказывают, что Харсама, военачальник халифа аль-Мамуна, следующим образом в 815 г. взял город Куфу, когда его жители выступили на стороне алидского претендента на халифский престол Мухаммада ибн Ибрахима, известного под именем Ибн Табатаба.
Каждое утро в течение многих дней Харсама поднимал войска и делал вид, что собирается взять город штурмом. По тревоге жители города занимали боевые посты, готовясь отразить атаку.
Тогда Харсама отступал.
Так продолжалось долго, и жителям это надоело.
Они уже не реагировали на ежеутреннее приближение осаждающих войск.
Вот тогда-то халифские войска и нанесли удар. Город был моментально захвачен...
Как осажденные согласились со смертным приговором самим себе
Праведный халиф Усман ибн Аффан, по сообщению историка аль-Мадаини, руководил осадой крепости под названием Тамисса. В переговорах о сдаче крепости было совместно принято условие, гласящее:
«и одного человека мусульмане не убьют, когда войдут в крепость».
Но после капитуляции крепости Усман велел убить всех находившихся там.
Он оставил в живых только одного, как и обещал...
Заметим: прямого обмана здесь не было, буква договора была соблюдена!
Прочтём вслух эту фразу несколько раз, ставя ударение на разных словах и увидим, что смысл меняется.
Осажденные понимали буквально: никто не будет убит после сдачи на милость победителя. Но, как показало дальнейшее развитие событий, полное право на существование имело и другое истолкование.
Бахрам Гур в роли собственного слуги
Сасанидский царь Бахрам V Гур (годы правления 421-438) узнал, что противник захватил пограничный район и стал приближаться к столице. Он делал вид, что это его не беспокоит, и игнорировал предупреждения придворных, проводя время в развлечениях.
Так продолжалось до тех пор, пока противник не приблизился к стенам столицы.
Тогда Бахрам приказал обрить себе голову, надел одежду из грубой шерсти и отправился, взяв лук и стрелы, в расположение противника. Он настрелял множество дичи и сложил её в кучу.
Его заметил командир одного из вражеских отрядов и поинтересовался, мол, кто он такой и что здесь делает.
Бахрам сказал, что он слуга, что его выгнал хозяин и что эту дичь он настрелял для того, чтобы прокормиться, ибо не располагает другими средствами к существованию.
Командир вражеского отряда, удивленный меткостью «молодого слуги», отвел его к своему царю.
Тот заставил Бахрама продемонстрировать свое искусство, и каждая его стрела летела точно в указанное место - в летящих птиц, бегущих животных и т.п.
Вражеский царь поинтересовался, много ли в царстве его противника таких стрелков.
«Молодой слуга» заявил, что он - самый плохой стрелок в царстве и что у Бахрама есть сто тысяч стрелков, самый наихудший из которых стреляет из лука несравненно лучше.
Вражеский царь, ужаснувшись силе и ловкости воинов персидского царя, приказал сворачивать лагерь, снимать осаду и отступать...
Наконец, "тайна-тайн"! ;Ъ
Как ассасины готовили своих смертников-фидаинов:
В рай на неделю
«Вот какой хитростью пользовался глава исмаилитов, - сообщает сборник “Изысканные одеяния, или Утончённые хитрости”. - Когда он хотел отправить человека для убийства своего врага, то давал ему выпить вина, смешанного с беленой.
Человек становился смертельно пьяным, и его переносили в особый сад, где было все лучшее из того, что создал Аллах. Там прохаживались служанки и юные рабы удивительной красоты, звучали самые мелодичные в мире музыкальные инструменты.
Там подавались блюда - такие вкусные и восхитительные, какие можно только вообразить.
Придя в себя после опьянения и видя все это, человек удивлялся и спрашивал:
- Где я?
Служанки ему отвечали:
- Ты в раю. Твой владыка прислал тебя к нам. Мы гурии, а то - эфебы...
Девушки обслуживали его наилучшим образом и оказывали ему великие почести.
Он оставался в этом месте целую неделю, ел-пил, наслаждался жизнью. Потом служанки поили его вином с беленой, и он впадал в сон. Его переносили домой. Когда он просыпался, то находил рядом жену.
Тогда он отправлялся к владыке и просил вернуть его в рай.
Тот говорил:
- Убей такого-то. Если тебя после этого казнят, ты отправишься в место, где только что был. Если вернешься невредимым, я сам тебя туда отправлю.
Невежественный человек крепко верил в правдивость слов своего господина и слепо шел на любые гибельные предприятия...»
см.:
http://arabian-persian.livejournal.com/5153.htmlhttp://arabian-persian.livejournal.com/5492.htmlhttp://arabian-persian.livejournal.com/5834.htmlhttp://arabian-persian.livejournal.com/6023.html(да, полная статья заняла целых четыре поста!)
и
http://arabian-persian.livejournal.com/6321.html