Об алхимиках, розенкрейцерах, зловещем Западе и "недобром докторе"

Feb 16, 2013 23:59


Натолкнулся давеча на монографию О. Фомина Сакральная триада: алхимия, мифология, конспирология

И вот ещё раз убедился, что пора выкладывать свою давнишнюю статью о жизни доктора Ди! Вот уж его здесь вывели угрозой российского герметизма... Он, конечно, работал на британскую разведку, но что б засылать сына разваливать Московское государство... почему не наоборот?

Одним словом, не будем обсуждать чтиво. Пусть почтеннейшая публика сама составит мнение.

РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВСКОЕ ЛИ ПРОСВЕЩЕНИЕ?


Иногда говорят, что XVII в. - время «алхимического Ренессанса». Вроде тут и поспорить не с чем, но уж больно неприятно для традиционалиста такое словосочетание. С точки зрения Традиции «прогресс» невозможен, эволюция - лишь кажимость. Точнее, человек приходит все в большее заблуждение, принимая (и выдавая) ухудшение за улучшение. Как, собственно, можно что-либо возродить, если человек и мир движутся вниз, инволюционируют? Бытие изменчиво, размываемо снизу коррозивными водами меона, наплескивающими постепенную всеобщую смерть. В череде следующих друг за другом искажений, переминаний формального пластилина, дорогие лица и места плывут, разрушаются, смешиваются в монструозных композициях. Случайные сочетания, промелькивая в мировой амальгаме, нас поражают подчас безумной своей красотой, - но это нечто совершенно чудовищное, сравнимое с благоуханием, доносящимся по временам из гробниц, хотя тление до конца еще не избыто.

Алхимики часто говорят о необходимости благотворного гниения философского тела. Без разложения Философский Камень недостижим. Так о каком же «Ренессансе» можно говорить, когда распад незавершен?



'Doctor Panurgus', engraving by Martin Droeshout ~1620s

XVII в. - излет Реформации. Век барокко, витиеватых речей и причудливых аллегорий.
Век Розенкрейцерства, о котором шептались все и в котором подозревали всех. Розенкрейцеровские идеи - часть Реформации, а также Просвещения. Мысль до боли простая: необходимо трансмутировать мир, превратить его из менее совершенного в более совершенный, где процветают искусства и науки. Отсюда особое развитие жанра утопии, говоря иначе - повышение интереса к социальному проектированию.

Идея преображения европейского мира могла, однако, сильно варьироваться в зависимости от гражданства ее носителя. Невзирая на постоянные заверения Адептов в своей космополитичности (иные из алхимиков так и брали себе этот псевдоним, Космополит, то есть гражданин Вселенной), в философии каждого начиная с XVII в. можно явно проследить черты определенной культурной идентичности. Если бы это было по-другому, то такая традиционная дисциплина, как politica hermetica, теряла бы всякий смысл. Однако есть французская, немецкая, английская алхимии. Точнее, герметики. Все они разные. Хотя поверхностному взгляду это и незаметно.



The Alchemist - Pieter Bruegel the Elder, 1558

Алхимики рубежа XVI-XVII вв., будучи весьма разносторонними людьми, часто брали на себя дипломатическую миссию, по сути дела проводя принципы politica hermetica в реальную политику.
Впоследствии, в XVIII в., что-то подобное будет делать Сен-Жермен, ко всему прочему, по одной из легенд, законный наследник трансильванского престола. Во времена барокко ключевыми фигурами в этом отношении были Джон Ди, его сын Артур Ди и Михаил Майер.


Трудно представить себе кого-либо, кто сделал для Англии больше, чем Джон Ди.
Поистине вызывает изумление тот факт, что доктор Ди отличился в, казалось бы, совершенно несоприкасающихся сферах. Выдающийся математик, каббалист, астролог, он известен как «изобретатель» отсчета меридианов от Гринвича и учредитель английской национальной библиотеки, открыватель «ангелического языка» (в соавторстве с Эдвардом Келли) и основатель «островной» атлантической разведки.

Таким образом, перед нами своего рода Джеймс Бонд конца XVI - начала XVII вв., да не просто Джеймс Бонд, одним махом решающий судьбы великих империй, а гиперинтеллектуал, с чьим мнением считались сильные мира сего - королева английская Елизавета и могущественный пражский император Рудольф II, при дворе которого Ди совместно с Эдвардом Келли совершил публичную трансмутацию неблагородного металла в золото.

Впрочем, весьма устойчив слух, что доктор Ди, поднимавший мертвых и вызывавший с помощью черного камня зеленого ангела - «ангела западного окна», - камня философского так и не сумел получить. Сокровище досталось ему при весьма загадочных обстоятельствах. Но из такого рода обстоятельств была соткана вся жизнь доктора Ди.




Чем для Англии был Джон Ди, тем для континентальной Европы был Михаил Майер.
Широчайший эрудит, знаток множества наук, блиставший также и на ниве искусств - музыки и поэзии, - он явился своего рода тайным знаком целой эпохи, которую иногда называют алхимическим Ренессансом, а иногда Розенкрейцеровским Просвещением. И действительно, за доктором медицины и философии пфальцграфом Михаилом Майером тянулся шлейф слухов о том, что он, дескать, настоящий розенкрейцер, каковых, согласно легенде, было всего восемь. Сам виновник подобного рода сплетен никогда, впрочем, ни на чем подобном не настаивал.
Так или иначе, но написанные Майером книги недвусмысленно указуют: их автор не просто интересовался эзотерикой, а был посвященным. Будучи лейб-медиком не менее одиозного любителя алхимии императора Рудольфа II, он оказался посвящен во многие тайны европейской закулисы и охотно принимал на себя миссию неформального посла, связуя, таким образом, мистику и политику.



иллюстрация из "Убегающей Аталанты", 1617

Когда в издательстве «Энигма» под редакцией того, кто пишет сейчас эти строки, готовилась к выходу в свет «Убегающая Аталанта» Михаила Майера, один из ключевых трактатов по алхимии, в переводе Глеба Бутузова, наше мнение с последним по поводу некоторых обстоятельств, касающихся как собственно Майера, так и Ди, разошлись. В первоначальном варианте предисловия к книге Глеб Бутузов называл Англию «великой родиной алхимиков», что не могло не раздражить нас. Наметился определенный идеологический конфликт.
К счастью, впрочем, разрешившийся и притом весьма скоро ко всеобщему удовлетворению.
Однако же в комментариях на «Аталанту» мы специально отметили, что: «Здесь мнение редакции решительно расходится с мнением уважаемого господина переводчика.

Фигура Джона Ди, сильно “романтизированная” австрийским писателем Густавом Майринком, в реальности предстает более чем сомнительной. Помимо того, что Джон Ди занимался деятельностью по развалу великих континентальных империй, способствуя англо-саксонской, по сути ариманической, экспансии, он также еще и представлял, - возможно, в наиболее очищенном виде, - само сущностное зерно эзотерики “мирового острова” или, если воспользоваться определением конспирологии, эзотерики “ордена мертвой головы”.




Именно Джону Ди приписывают введение отсчета от нулевого - гринвичского - меридиана.
С точки зрения сакральной географии подобное новшество было в известном смысле “переворачиванием символов”, поскольку Гринвичский меридиан почти точно проходит через Гибралтарский пролив расхождение составляет немногим более 6º).
А согласно европейскому эзотерическому преданию, именно по двум сторонам Гибралтарского пролива Геракл, совершая путешествие к Гериону (этот персонаж рассматривается Михаилом Майером в Рассуждении к XIX эмблеме), поставил (по другой версии - обнаружил) знаменитые Геркулесовы Столпы (греч. ‛Ηρακλειαι στηλαι, лат. Columnæ Herculis), которые во времена Средневековья было принято обозначать в виде двух вертикальных параллельных линий, оплетенных лентой в виде латинской буквы S (отсюда происходит позднейший долларовый знак) с девизом, несшим грозное предупреждение: “NON.PLVS.VLTRA” (то есть: “И ни шагу далее”).




Запад с самых древних времен рассматривался как “периферия”, а не как точка отсчета, иными словами “центр”. Одна из причин тому - символизм солнечных восходов и закатов. Восток рассматривался как “страна света”, несущая рождение. Запад же - как “страна света”, несущая смерть. “За Западом” же, собственно, находилось царство мертвых, подтверждение чему обнаруживаем в самых различных религиозных культах и эзотерических доктринах.
Так, например, исландская “Сага об Эйрике Рыжем” (см. напр.: Исландские саги. Ирландский эпос (БВЛ, т. 8). - М.: Художественная литература, 1973) повествует о плавании викингов в Америку, где они столкнулись со страшным необъяснимым явлением: все убитые ими враги через какое-то время вновь поднимались и начинали чинить козни живым.
Викингам пришлось срочно отчалить. Таинственная, неисследованная еще до конца связь между Англией (“островом”, по Карлу Шмитту) и Америкой (“Мировым Островом”, согласно геополитике), вероятно, несколько прояснится, если мы обратимся к истории тайных обществ Туманного Альбиона.




...ВОТ...
Тут стоит выдохнуть, досчитать до десяти и без лишней эмоциональности объяснить общественности, и самому ув. Олегу Фомину, (если вдруг он рано или поздно ознакомится с этими строками), что оные "викинги" были на самом деле хуторянами Гренландии. Что их враги скрэлинги - аборигены Канады - никоим образом не оживали. Просто были агрессивны, и их было много, вот "викинги и отчалили".
Оживали там другие хуторяне. В самой Гренландии. Все они были жертвами недавней эпидемии.

О том что для средневекового сознания в эпидемии есть что-то колдовское и демоническое превосходно написано в монографии ученицы А.Я.Гуревича, Ю. Арнаутовой «Колдуны и святые: антропология болезни в средние века». А этот эпизод на краю христианской ойкумены имеет полную параллель в другой исландской саге - о людях Пещаного Берега. Уже про Исландию. А уж какие колдунства и Некромантия творились по мнению викингов в сумрачной Бьярмии-Перми - и в самой мрачной саге не высказать!

Дальше начинается полный герметический беспредел!
Любопытно было бы получить рецензию на подобные характеристики от такого мэтра российского исследования герметизма как, увы, покойный ныне Евгений Головин...


Некромант Джон Ди, поднимавший, согласно легенде, мертвых из могил и заклинавший ангелов, вполне может оказаться звеном, недостающим для полного понимания этих “тонких, властительных связей”. Есть и другое обстоятельство.
Осветим его лишь вкратце.
Если самому Джону Ди, интриговавшему против “солнечной” державы Рюриковичей, не довелось достигнуть окончательного успеха, то его сын Артур Ди (у нас его звали “Артемием Ивановичем Диевым”) непосредственно способствовал установлению “лунной” Романовской династии, происходящей от рода балтийских жрецов Криво-Кривейте, приносивших кровавые человеческие жертвы (см. напр.: Карпец В. “Вторая раса” русских Царей // Россия перед Вторым Пришествием. - М.: Общество Святителя Василия Великого, 1998. Т.2 ).

[Вот опять же! Выходит, что зловещие, аримановские «лунные» Романовы противостоят в своей кровавости «солнечным» Рюриковичам... - ормаздовским и миролюбивым, что ли??! Однако!]

Артур Ди был придворным алхимиком первого из венценосных Романовых.
Прошлым летом мы обратили внимание на то обстоятельство, что в Царских Палатах Ипатьевского монастыря в Костроме, где жил Михаил до “призвания” его на царство, в семи, анфиладно расположенных комнатах находятся пять печей с изразцами явно герметического содержания, в чем желающие могут в любой момент удостовериться.
И здесь вовсе не стоит строить иллюзий на счет “научной помощи братской Англии”.




Михаил Майер, напротив, представляет континентальную, “солнечную” герметическую философию. В Аталанте, - хотя настоящая книга и была написана уже после путешествия в Англию, - вы вряд ли отыщете ссылки на философов “с острова” (хотя никто не отвергает того, что труды последних чрезвычайно важны для всех изучающих эту “тревожную дисциплину”, как были они важны для самого Майера).
При этом ссылок на немецких, итальянских, голландских алхимиков предостаточно.
Более того, Майер, как справедливо отмечает переводчик Аталанты, вполне традиционно, с неодобрением относился к “ангельской магии”, адептом каковой как раз-то и был Джон Ди (вспомним здесь Ангела Западного окна).

В свете последнего совершенно противоречит логике вещей считать Майера “продолжателем и популяризатором” дела Джона Ди.

[Однако, исследования Ф. Йейтс, с которой так настойчиво, подчас, полемизирует сей автор, показывают, что как раз в реформаторской Ефропе обновление интереса к Алхимии и ренессансной магии связано именно с поездками и прочей европейской деятельностью Доктора Ди. И отдельно - Бруно. Причём в своих поездках они посещали одни и те же места! Просто с интревалом в несколько дней друг от друга.. не странно ли? Похоже, что этот интервал - официальный и искусственный. А истина - где-то там...]



Yermes Trismegist

Впоследствии, как выяснилось, у нас с господином Бутузовым в понимании настоящей проблемы обнаружилось гораздо больше пересечений, нежели это представлялось сначала. Но обнаружились и определенные разногласия. Мнение этого известного канадского исследователя алхимии по настоящему вопросу нетрудно узнать, достаточно лишь зайти на его сайт http://ars-regia.net.
Здесь же мы отметим те моменты, которые составляют собственно нашу позицию.

В XVII в. слово «Просвещение» было столь же популярным, сколь ныне «демократия» и «права человека». Субъектами же этого Просвещения, «просветителями» мыслились по большей части розенкрейцеры, призывавшие через манифесты Иоганна Валентина Андреэ к «усердному изучению Философии, к простому и понятному толкованию, объяснению и познанию всех тайн» и проповедовавшие «близкое наступление лучших времен». Всё это представляется в свете вышесказанного по меньшей мере сомнительным, ибо здесь отвергается традиционный сословный подход к знанию. Зачем нести знания (речь идет не о христианской вере, а именно знании, в том числе и «научном») «вайшьям», «шудрам» и «чандалам», тем, кто может понять их превратно? Что такое современная наука, как не извращение традиционных знаний, дурно переваренных дегенератами конца Кали-йуги?

Справедливо возникает вопрос, а был ли сам Андреэ розенкрейцером? Да и существовало ли братство Розы и Креста в виде какого-либо ордена? Фулканелли заявляет по этому поводу прямо: нет, розенкрейцеры никогда не были «рыцарями желудка», то есть не собирались они вместе, не делали членских взносов и т.д. К тому же их было, по преданию, всего восемь.
Так не использовал ли кто-то «розенкрейцерство» и «просвещение» для своих утилитарных целей?




Если верить слухам о том, что Андреэ был учеником Джона Ди, то многое становится понятным. «Экспорт просвещения» из Англии до боли напоминает что-то весьма и весьма знакомое. А внимание тех, кому это ничего не напоминает, обратим на недавние события в Сербии, Ираке, Афганистане, Грузии, Украине, Киргизии. Одним словом, «демократию на вывоз».

Конец XVI-начало XVII столетия - эпоха грязной политической возни, прикрывающейся высокими целями. (Настоящая цель была одна -развалить континентальные государства.) Трудно пока расставить здесь окончательные акценты и с точностью сказать, зачем именно ездил сын Джона Ди, Артур Ди, в Московию (хотя уже сейчас достоверно известно, что, помимо прочего, ездил шпионить), зачем Михаил Майер ездил в Англию (хотя уже сейчас достоверно известно, что, помимо прочего, ездил просить помощи для Фридриха, курфюрста Пфальцского - нашел у кого!), зачем, собственно, сам Джон Ди ездил в Европу, хотя…
Слишком много этих «хотя» и слишком мало однозначных сведений. Но при всем при этом самые крупные черты зловещей мозаики начинают постепенно проступать.

Что сказать напоследок?
С Романовыми, а точнее, с их проанглийской ориентацией нам уже однажды повезло. Теперь нам также может, и весьма по-крупному, повезти с завезенной из-за океана «оранжевой революцией»




Так и не понял, кому он больше не доверяет: Англии, Украине, Западу в целом, Джону Ди...?
Но так или иначе, в подобных случаях обычно пишут:
«РЕДАКЦИЯ ОСТАВЛЯЕТ ЗА СОБОЙ ПРАВО НЕ РАЗДЕЛЯТЬ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ АВТОРОВ ПУБЛИКУЕМЫХ ОЧЕРКОВ»
Что сделали и мы. Ибо...

(для иллюстрирования взяты материалы с великолепной страницы:
http://lj.rossia.org/users/marinni/196640.html)

интрига, XVI-XVIII век, мистицизм, аналитика, интересные личности

Previous post Next post
Up