Человек, проездивший всю жизнь в киевском метрополитене им. Ленина, в первый раз попавши в нью-йоркский мгновенно теряется и требует адаптации. И оно не удивительно. Метрополитен Нью-Йорка занимает первое место в мире по количеству станций (468 действующих) и второе место в мире по протяжённости линий (занимал первое, но полгода назад уступил его Пекинской подземке). Какое место в мире он занимает по сложности использования и непонятности для новичка - не знаю, но уж точно далеко не последнее.
Чаще всего вход в метро выглядит просто как вход в подвал. Никаких тебе изысков, имеющихся в постсоветских странах, просто зелёная оградка и лестница вниз. Глубина залегания тут в основном очень небольшая (настолько небольшая, что порой идёшь по улице, ступаешь на вентиляционную решётку и видишь поезд в метре от собственных стоп), так что пары небольших лестничных пролётов хватает, чтобы спуститься на станцию.
Иногда вход обрамляет оградка с красивыми вензелями и старая медная табличка.
И уж совсем редко бывает вход а-ля "Дворец Спорта" в Киеве.
Если станция эстакадная - то вход выглядит так:
А вот типичная метрошная эстакада, идущая над улицей. Кстати, нью-йоркское метро является подземкой всего лишь чуть более, чем наполовину - 40% путей и станций находятся либо на земле, либо над землёй.
Если станция является более-менее крупным пересадочным узлом, то зайдя туда человек сперва попадает в огромный подземный корридор с кучей ответвлений
Или не очень огромный
Если станция маленькая - то человек попадает сразу на неё. Тут грязно, обшарпано, и по путям бегают жирные крысы величиной с дистрофическую таксу
Тут бросается первое отличие местного метро от любого пост-советского. Вот в Киеве, Москве каждая станция - чисто произведение искусства. Тут же все станции абсолютно одинаковые. Может немножко отличаться цветовое оформление, но в общем и целом - белая плитка, металлические колонны - и всё.
Единственное, что - на стенах станции могут быть мозаики с её названием
На станциях постарше встречается вот такая красота:
А на станции начинается самое интересное. На одной станции может пересекаться несколько маршрутов и линий (тут это разные понятия,по одной линии могут ходить поезда разных маршрутов), может быть несколько платформ, находящихся на разных уровнях или разделённых путями. Бывает даже такое, что платформы с противоположными направлениями одного и того же маршрута разделены так, что пройти с одной на другую можно только через турникет. И, если ты вдруг ошибся направлением, и у тебя проездной не на неделю или месяц - прийдётся ещё раз платить за проезд.
По одному и тому же маршруту могут ходить поезда двух типов - Local, который останавливается на каждой станции, и Express, который большинство станций проскакивает, и останавливается только на основных. Для таких поездов на станциях есть отдельные пути, не имеющие выхода на платформы
Станции длиннющие - 150-180 метров
На станциях очень жарко и влажно. Особенно это чувствуется в часы пик, когда на платформе стоит куча людей, и все дышат
Что очень удивило. Вот у нас в метро на подземных станциях нету ни одной урны для мусора. Объясняют это тем, что в урну могут подложить взрывное устройство. А вот в Нью-Йорке, где террористов боятся намного больше, чем у нас, урны в метро есть, и немало.
Может быть их делают настолько прочными, что никакая взрывчатка не берёт. И, что удивительно, несмотря на урны, огромное количество мусора валяется между рельсами
Лавки в метро ставят с раздельными местами. Видимо, для того, чтобы бомжи на них не спали
Но они всё равно спят. Сидя
А особо продвинутые умудряются спать прямо в поезде, завернувшись в коробку из-под холодильника
На станциях много рекламы, иногда встречается довольно забавная
Увидел что-то - сообщи в полицию
Во так выглядит типичная надземная станция
Станционное оборудование тут утыкано шипами, видимо, чтобы птички не загадили
Некоторые станции идут полукругом или даже змейкой. И на них применяется выдвижная платформа
Когда поезда нет, или он идёт - она задвинута, потому что иначе вагон не впишется в изгиб. Как только поезд останавливается - платформа выдвигается, чтобы пассажирам не пришлось прыгать полметра до вагона
Поезда снаружи выглядят вот так:
А вот вагон внутри
В отличие от станций в поездах работают мощные кондиционеры, и за счёт этого в поездах очень прохладно, местами даже слишком. То, что сказал когда-то про
римское метро, актуально и тут - климатическая ситуация как в киевском, только ровно наоборот
Почему-то повеселила рекламка слева
В вагонах есть табло, указывающее следующую станцию и все остальные станции на пути следования
В более старых вагонах это табло попроще
Из забавного. На станции метро, рядом с которой я жил, по всей территории расположены презабавнейшие бронзовые скульптурки
Кроме метро в Нью-Йорке действует система PATH (Port Authority Trans-Hudson), на поездах которой можно проехать под рекой Гудзон в соседний штат - Нью-Джерси
Станции выглядят иначе, чем в метро
А поезда практически такие же
Ну и под конец - депо нью-йоркского метрополитена, расположенное на Кони-Айленде. Очень похоже на то, что у нас на Оболони. Ну, депо - оно и в Америке депо