(Untitled)

Nov 06, 2024 20:11


Год назад я написал, что в течение 5 лет рынок изменения на рынке труда станут необратимыми. Однако пока почти ничего не меняется. Автопилоты не вытеснили таксистов, роботы не заменили промышленный пролетариат, и дома приходится самому убирать за собой. Стоит ли серьезно воспринимать угрозу осуществления безнаемной экономики?

Маркс ожидал, что ( Read more... )

Leave a comment

b1ameb1aze November 7 2024, 17:43:25 UTC

Вначале поста вы верно пишете что за год с начала внедрения массового LLM нет больших (небольшие - есть!) изменений в структуре рынка труда. Это как раз отражение S-кривой, наличия предела развития технологии и соотвественно предела применения.

Прогнозы касательно автоматизации и замены существенной части пролетариата/когнитариата на машиный труд базируются на предполагаемом взрывном развитии семейства технологии ИИ и робототехники. Причем это развитие должно обеспечивать и некоторые качественные скачки: например, ИИ должен научиться не только контракт АПИ написать вменяемый, а создавать целостную информационную систему сразу. Что неизмеримо сложнее. Т.к. в инфополе готовых примеров АПИ миллионы, а вот открытого исходного кода подходящего сразу под все бизнес-функциональные-нефукциональные-требования во всём их многообразии крайне мало. Это просто один пример - для замены водителей можно подобрать схожие, уже доказанные анализом деятельности стартапов типа Waymo.

Именно здесь я вижу неоправданное предположение. Именно здесь нас ждет S-кривая а не технологическая революция, которая сможет высвободить сотни миллионов работников за короткие временные промежутки. И потому эти технологии не снимут противоречия вызванные развитием производительных сил или, как я считаю, будущих противоречий иного толка связанных с неизбежным упрощением ПС в связи с недостатком/дефицитом энергии и базовых полезных ископаемых, который уже наступает.

Почему это упрощение будет - показывает пример недавних дней когда из-за снижения импорта энергии из России, немецкий концерн Фольксваген вынужден закрыть 3 из 18 заводов на своей родине, в ходе чего неизбежно, вплоть до банкротства, страдает масса производителей поменьше и упрощается, скукоживается ландшафт производительных сил экономики Германии. Просто пример насколько энергия важна для экономики, который доказывает что готовиться нужно к вызовам совсем другого толка.

Reply

deminded November 8 2024, 12:05:28 UTC

Да, я вашу гипотезу тоже помню и основания для нее действительно есть. Стоимость добычи ресурсов растет и это может стать ограничением.

Но по ИИ-тренду, я считаю, мы пока находимся еще в нижней пологой части s-curve и даже не вышли на крутой подъем. Также как пока держу в уме, что закрытие заводов Фольксваген является скорее обратной стороной строительства полностью автоматизированных фабрик на востоке и перераспределения ресурсов. Так что в целом система пока продолжает усложняться.

Reply

b1ameb1aze November 8 2024, 15:59:09 UTC

По месту ИИ на S-кривой у меня такие соображения. Некоторые модели/подходы действительно не дошли до верхней планочки, но в целом группа технологий уже мачурная. Разрабатывается уже более 50 лет, которые сопровождаются циклами роста/угасания интереса и спорадическими прорывами для конкретных подходов - типа deep learning или LLM, причем все это в большинстве случаев требует роста вычислительных мощностей. Который является одним из ограничителей. Даже Альтман живущий по факту в мире изобилия и доступной энергии, говорил, что это является проблемой для ИИ, настолько много вычислительных мощностей требуется для продолжения этого тренда экстенсивно. Но даже без этого 50+ лет говорит о том что группа технологий уже довольно зрелая - перепробовано много подходов, вариантов, улучшений, ниш, экспериментов и получено довольно много из возможных прорывов. Еще есть куда расти, но как я писал мне кажется что это будет постепенный рост и он будет замедляться.
И имхо, ресурсный момент, это ключевая часть ограничений S-кривой: придумать крутую технологию недостаточно, нужно также ее вписать в мир, который по умолчанию физичен. Именно потому мы не строим 5-километровые небоскребы или космические лифты. Именно потому AGI скорее всего невозможен на базе нейронок и точно невозможен на базе подкласса трансформеров, экстенсивно развивать мощности не получится - потребуется сменить подход и неясно найдем ли мы его.

Что касается развития Китая - то он как раз в отличии от немцев сейчас достаточно получает энергии в нужных ему формах и система выстроена нацеленная на развитие отличная, потому может двигать автоматизацию фабрик далее. Но не всем на востоке хорошо. Погуглите про проблемы Ниссана, например. https://www.nytimes.com/2024/11/07/business/nissan-job-cuts.html. Казалось бы неясно почему так, если население растет - должен быть и спрос на авто. Но проблема в том что удельно каждый житель Земли с каждым годом получает в свое пользование все меньше ресурсов. Отсюда и большое падение автопрома в Европе, которое идет с 2019 г. И проблемы Ниссана.

Что касается усложнения системы - это да. Оно еще идет. Мы не подошли еще к моменту когда упрощение станет легко видимым трендом. Но близки. 5, может 10, максимум 20 лет. Потому левым нужно шевелиться в этом направлении - наступают времена когда система будет меняться поневоле и выход из этого глобального кризиса возможен только через коренную трансформацию всего, включая человека - то о чем мечтали наши предшественники. Мир спасет советский человек - творец. Но для того чтобы это произошло, нам нужно предвидеть ситуацию, осмыслить ее и спланировать действия заранее.

Reply


Leave a comment

Up