Ноомарксисты определили свободное производство как производство для себя, продуктами которого пользуются все. Так как исходное производство осуществляется для своих собственных нужд, а не на продажу, то свободное производство попадает под концепцию просьюмерства (производства для собственного потребления), которое противопоставляет его товарному производству (производству только для обмена, то есть для чужого потребления).
Но если свободное производство ведется для себя, а не для общества, то не станет ли оно антисоциальным? Ведь труд становится общественным вместе с кооперацией - совместной деятельностью людей, ставящей их во взаимозависимые отношения и порождающие производственные отношения и само общество.
Ни в коей мере. Просьюмерство в форме свободного производства - это глубоко общественное производство.
Основой свободного производства является отсутствие частной собственности на результаты производительной деятельности, которые в свою очередь сами выступают средствами производства. Человек делает новую игру, пишет новую книгу или сочиняет песню, опираясь на усвоенные им произведения мировой культуры; разрабатывает программный код, пользуясь разработанными другими людьми библиотеками; осваивает космос, расширяя границы ранее освоенного всем человечеством пространства; совершает изобретение, продолжая изыскания всего научного сообщества. Соответственно, в этом процессе он присваивает (делает своим инструментом) все результаты трудовой деятельности всего человечества, то есть всего общества. Это более полная форма общественного производства - непосредственно общественное производство.
Но насколько эти отношения взаимны? Может быть, он только "берет" у общества, не давая ничего ему взамен, раз уж он удовлетворяет свою собственную потребность, а не какой-то общественный "заказ", за который ему готовы заплатить другие люди? Не является ли это откатом к частному, натуральному производству единоличника?
Мы говорим о производительной деятельности человека. При свободном производстве у человека есть доступ ко всей сокровищнице накопленного человечеством духовного богатства и нет никакой потребности производить что-либо уже ранее произведенное повторно. Всем созданным он может пользоваться без того, чтобы заниматься производственной деятельностью: ему надо лишь потрудиться, чтобы это присвоить - прочитать книгу, пройти игру, изучить статью. Производительная деятельность возникает только при необходимости создать что-то, чего раньше не было создано! Именно так порождается большое число opensource-разработок; это же выступает критерием научной новизны; именно так мы определяем расширение освоенного пространства пионерами...
Но если человек создает что-то принципиально новое, даже если это создано для его собственных нужд, то он этим обогащает всю сокровищницу человечества. То, что он создает, служит всему обществу, так как общество обретает что-то, чего у него раньше не было.
Но будет ли это новое для общества полезным? Человек - это родовое существо, каждый индивид которого является универсальным носителем его родовой сущности. Если у него возникла потребность в том, что он производит, значит, эта потребность возникла у всего человечества. В индивидуальных потребностях индивида воплощаются потребности самого общества. Значит, она не чужда и другим людям, причем как современникам, так и будущим поколениям.
Классики выстроили идею распределения "по труду" при социализме, реализуя принцип Фихте: создать разделение труда, при котором никто не может работать на другого, не работая на самого себя. Однако свободное производство опирается на обратный ему принцип: это способ производства, при котором никто не может работать на себя, не работая при этом на всех других.