Необходимость в использовании обратных связей в экономических процессах прочно вошла в социалистический дискурс. Из каждого утюга слышно: построим новую, лучшую экономику, саморегулируемую, на обратных связях! Но многие ли понимают, что эти обратные связи из себя представляют и как они работают (или… не работают!) в экономике?
(
Read more... )
Очень много чем. Размер результатов сейчас все в меньшей степени определяется индивидуальным трудом, и все больше - доступностью ресурсов, качеством общественной организации общества, устройством трудового процесса, сработанностью коллектива, наконец, удачей.
>>Уравниловка - несправедлива; возражения есть?
Есть.
(1) вознаграждение "по труду" еще несправедливей
(2) вознаграждение "по труду" невозможно в творческих профессиях и в работе команд, так как труд там не абстрактный и его результат нельзя измерить
(3) а справедливость - это когда заслуги соответствуют чему именно? приложенным усилиям, итоговому результату, удаче? это субъективное, надстроечное понятие, оно будет и должно меняться вместе со способом производства
(4) идея "несправедливости" ничего не говорит о том, в какой форме осуществляется вознаграждение. Оно может осуществляться и в нематериальной форме. Более того, если посмотреть научно, по Герцбергу зарплата вообще относится не к мотивационным факторам, а к гигиеническим.
>>Но зачем делать уравниловку, отказываясь от надёжного способа мотивации и внося в социум несправедливость как норму?
А зачем мотивировать людей работать ради доступа к тому, что они все равно трудом произвести не могут? Наоборот, их надо всячески освобождать от такого труда, чтобы они могли заняться удовлетворением своих остальных потребностей - социальных и творческих.
>>Люди не равны, знаете ли.
Но это не значит, что кто-то не заслуживает права на самореализацию в тех областях, где лежат его интересы и таланты, а должен обслуживать других.
>>либо ненаучую фантастику, в которой все сознательные-пресознательные и готовы вкалывать по принципу "нам хлеба не надо - работу давай", либо общество, состоящее в большинстве из тунеядцев
Невысокого вы мнения о людях, я посмотрю. Ну да это понятно, мы все выращены в культуре отчуждения. Но вы не учитываете еще третий вариант: общество, где простой труд человека стал настолько не выгоден экономически, что сама возможность работать стала привилегией. Это куда опаснее.
>именно что о паразитическом образе жизни, который будет постоянно
Почему же паразитическим? Путешественнику захочется делиться с другими, он будет вести блог или писать книги, которые будут читать другие люди; он будет собирать компании, делиться опытом, ездить с ними по интересным местам, фактически осуществляя функции гида. Он найдет, как самореализоваться, если путешествия - его призвание; а если нет - зачем он будет заниматься тем, что ему не нравится, если можно заняться тем, что нравится?
Reply
https://darkhon.livejournal.com/6309816.html
Далее.
"А зачем мотивировать людей работать ради доступа к тому, что они все равно трудом произвести не могут?"
Сорри, но по ссылке большой текст, причём про потребности. Его, конечно, тоже можно не спеша обсудить, но уже потом, а то вообще запутаемся. По подзаголовкам не понятно, где там обсуждается этот тезис. Можно точное место указать либо сюда фрагмент скопипаститть?
"Но это не значит, что кто-то не заслуживает права на самореализацию в тех областях, где лежат его интересы и таланты, а должен обслуживать других".
Разве я что-либо высказал против самореализации? Я целиком "за". Но, во--первых, не у всех есть достаточное развитие, чтобы предоставлять некую специальную самореализацию. Во-вторых, некоторым нравится домашнее хозяйство вести, особенно готовить. Отличная кандидатура.
Второй аспект: а что плохого в обслуживании других? Если, понятно, это не сопровождается унижением (и/или презрением с другой стороны)?
"вариант: общество, где простой труд человека стал настолько не выгоден экономически, что сама возможность работать стала привилегией"
Внимательно слушаю:
- И как же устроено такое общество в этом плане? Только без фантастики.
- А если говорить не об отдалённой футуристике, а о здесь и сейчас - как должно быть?
"фактически осуществляя функции гида"
Это пожалуйста, как раз совпадение интересов и работы.
Однако высокого вы мнения о людях, я посмотрю. Посмотрите блоги таких вот бездельников-путешественников: много ли там реально интересного и полезного. А если учесть, что мы исходим из бесплатности таких путешествий, т.е. самому можно слетать... Причём сейчас-то надо подписоту набирать и проч., чтобы с этого путешествовать. При бесплатности будут редкие "да ваще, круто, Бивис!".
"зачем он будет заниматься тем, что ему не нравится, если можно заняться тем, что нравится?"
Очень многим нравится просто бездельничать и тратить время на тупые развлечения. Потому что с собой в одиночку им страшно от внутренней пустоты, и забивают это внешними впечатлениями; "съездить позырить" - один из вариантов.
По вашей логике получается, что если пиво в пабах сделать бесплатным, там не алкаши соберутся, а тонкие ценители крафатового и будут там вести высокоинтеллектуальные блоги про сорта пива и всё такое.
Reply
Ок, прочииал, вашу позицию я понял, она у вас понятно сформулированная и устоявшаяся.
А ко мне какие-то вопросы еще остались?
Reply
"вариант: общество, где простой труд человека стал настолько не выгоден экономически, что сама возможность работать стала привилегией"
Внимательно слушаю:
- И как же устроено такое общество в этом плане? Только без фантастики.
- А если говорить не об отдалённой футуристике, а о здесь и сейчас - как должно быть?
Своё мнение я привёл по ссылке; если можно - то в сравнении.
Ну и пару раз я этот вопрос в обсуждении задавал, повторю: судя по всему, вы имеете целью любым способом отказаться от материальной мотивации. А зачем?
Если вы опасаетесь, что-де всё тогда только к ней и сведётся, то это расходится с вашим "затекстовым" пониманием людей как разумных, развитых и т.д. Так что честно не понимаю, что-то в этом видится идеологическое, вопреки фактам и логике.
Reply
Ок, я отвечу как будет возможность и будут силы
Reply
Reply
Leave a comment