В детстве я очень любил сказку Чуковского «Мойдодыр» и совсем неудивительно, что и мультик по этой сказке мне тоже нравился. Особенно нравилось мне то, что герои в нем поют стихи, а самым любимым моментом было появление «Мойдодыра». В его голосе было что-то завораживающее, назидательное и грозное, что-то, чему невозможно противостоять, чему невозможно не верить. И вот по прошествии лет я снова посмотрел мультфильм в компании детей моих друзей. И ария Мойдодыра удивила меня по-новому. А ведь Мойдодыр-то поет, как Шаляпин, подумалось мне. Мысль эта проскользнула мимоходом и, наверное, не получила бы продолжения если бы не одно недавнее событие.
Обычно, когда я по вечерам еду с работы домой, я размыкиваю тоску московских пробок слушая радио «Орфей». И вот завожу я двигатель, включается радио, а оттуда льется необыкновенно густой низкий бас. Звучит песня из фильма «Последний дюйм» - «Какое мне дело до вас, а вам до меня». Я слушаю, как зачарованный. Такое богатое, драматическое, артистичное пение. И снова та же мысль - «поет, как Шаляпин». Это была передача о Михаиле Рыба (ударение на последний слог). Я, признаться, услышал это имя впервые. Это и не странно, он умер, когда я был еще ребенком и классической музыкой не интересовался. Поляк по происхождению, он жил в СССР, работал на Гостелерадио и в Большом театре. Был ценим лучшими композиторами своего времени, включая Шостаковича, который специально для него написал музыкальный цикл на стихи Долматовского. Его называли «советским Полем Робсоном». Редкий красоты голос, которым он обладал, называется бас-профундо. Это самый низкий бас с наиболее широким диапазоном. И действительно глубины в этом голосе достаточно и не только нутряной глубины, но и глубины осмысленной, глубины переживания музыки. Слушая его, нет сомнений, что слушаешь настоящего большого артиста. В передаче звучала одна запись за другой. Чем дольше это продолжалось, тем сильнее голос очаровывал меня. Каково же было мое удивление, когда вдруг услышал я арию Мойдодыра! Теперь у меня была возможность слушать пение, не отвлекаясь на анимацию. Я оказался с музыкой один на один. Забыв о дороге, я слушал как тяжелой волной накатывает бас и медленно с придыхом отступает, как артистически-четко меняется настроение от грозно-маршальского, раскатистого, штормового, до лирического, умиротворенного, нежного. И, самое удивительное, как постоянно, пусть и ненавязчиво, в голосе звучит смягчающая ирония. Эта добрая улыбка есть во всех исполнениях Михаила Рыба. Я слушал и думал, что теперь так уже не поют, что впечатление от этого исполнения, это впечатление не только от красоты голоса, но и от школы. Так пели старые мастера, когда в широте голосов слышалось что-то очень народное. В передаче сын Михаила Рыба, музыкант, тоже Михаил Рыба, рассказывал, что его отец учился у Сперанского. У того самого Сперанского, которому некогда аккомпанировали Римский-Корсаков и Рахманинов, который пел с Шаляпиным дуэтом. «Поет, как Шаляпин» - это оказалось не таким уж случайным впечатлением.
И тут мне подумалось, что если в жизни «Все лучшее детям» было лишь очередным лицемерным лозунгом, то в детской литературе и в детском кинематографе это было самой настоящей жизненной правдой. И как жаль, что сейчас невозможно представить себе мультфильм, в котором пела бы какую-нибудь Цинцинеллу, скажем, Анна Нетребко. Она бы, может и спела, да сделать его некому. И денег нет.
Click to view