Как я встречал Патриарха

Apr 11, 2014 17:23

Как-то на недельке из заслуживающего доверия источника ОБС просочилась информация, что Патриарх Кирилл в воскресенье 06 апреля посетит Храм Спаса Нерукотворного образа на Сетуни, что при Кунцевском кладбище. Ну я решил посмотреть на Патриарха, не каждый день, знаете, бывает такое. Потому поехал в Кунцево, семь верст не крюк.

Патриарх ожидался в 9.30. Я прибыл за 10 минут до, при этом всю дорогу жутко боялся опоздать. Храм видно издалека, с поиском морочиться особо не надо. Зашел на территорию, встал в толпу, жду. Обстановку особо некогда было изучать, время поджимало. Народу на улице не очень много, но все нарядные, много детей. А, да, забыл сказать. Храм стоит на горке, к нему ведет дорога, вдоль дороги стояло оцепление полиции, на входе на территорию храма поставили металлоискатель. Шмонали не строго. Ну так вот, стою, жду. Дети, как оказалось, стояли не спроста, это были ученики местной воскресной школы в белых косынках с шариками в руках. Ровно в 9.30 утра подъехали две машины, одна с Кириллом, другая с ФСОшниками, сотрудники охраны открыли двери автомобиля Патриарха, и он пошел навстречу духовенству храма. Слов я почти не слышал, на видео уже позже посмотрел. Патриарху подарили букет (я так думаю, жена настоятеля), поднесли хлеб-соль. Как выяснилось позже, хлеб-соль подносил, оказывается, тоже звезда, Сергей Волчков, победитель шоу «Голос». Я далек от медийности, потому об этом Сергее ничего не знал, про «Голос» слышал только мельком. но зато потом интернетики с лихвой восполнили мою информационную бедность. Оказывается, Сергей Волчков был когда-то солистом хора в данном храме Спаса Нерукотворного. Ну, короче, не храм, а сказка- служит Патриарх, поют победители телевизионных шоу. Жаль, алтарником не сын Путина, хотя, кто знает.

После короткого обмена приветствиями (внятно показанными позже на видео), детишки запустили в небо шары с криками «многая лета». После этого Патриарх зашел внутрь, а находящихся на улице пока придержали и не запускали. После, спустя немного времени из храма вывели детей в белых косынках, и начали запускать тех, кто был на улице, но запустили правда только в притвор храма. Потом немного еще подержали, и уже окончательно впустили всех желающих внутрь. И началась собственно служба-патриарх служил Литургию.

Что хочется отметить - отличную организацию слышимости. Да плюс к тому, отличную дикцию чтецов. Галантерейщик и кардинал- вместе мы сила, в смысле, сочетание этих двух условий дает неимоверные плюсы участникам Литургии.
Обычно ведь как: ничего не слышно, а что слышно, то произносится с каким-нибудь дефектом речи- заиканием, картавостью, скороговоркой и тд. Мрак, в общем. Это при том, что Евангелие читается по-славянски, и даже громко и четко произнесенное, не всегда понятно. Ну-ка, воспримите-ка на слух: «Она же реста ему: можева. Иисус же рече има: чашу убо, юже аз пию, испиета, и крещением, имже аз крещаюся, креститася» С текста-то все просто: «Они (сыновья Зеведеевы) же говорят Ему можем (Особое двойственное число- реста, можева, има).Иисус же говорит им: чашу, которую я пью, и вы будете пить, и крещением, которым я крещусь, будете креститься». Но это если читать. А если слушать? Им-же-аз-кре-ща-ю-ся кре-сти-та-ся. Так что, когда читают громко и четко, и то есть чему учиться и куда стремиться, а уж когда всю эту абракадабру читают тихо и с заиканием, ничего кроме «омномномномном, Господу помолимсяаааааа» простой верующий не слышит. Никогда не понимал, почему нельзя во всех храмах поставить такие динамики на каждый день? В чем проблема-то? На всякий случай, читали Евангелие от Марка гл.10 стихи 32-45 : «Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что' будет с Ним: 33вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, 34и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо'льшим между вами, да будет вам слугою; 44и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Сразу скажу, видел мало что. И молился тоже мало, все же, чего греха таить, я приперся за шоу. Но зато слышал все хорошо. Правда, перед Евангелием читали послание к евреям, и читали традиционно, то есть, без динамиков. Ну и хрен с ними, с евреями-то, мы православные))). Но потом, прочитав, понял, что зря народу-то не читали: Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
Ну ладно, идем дальше. Довольно хорошую проповедь читал местный священник о Марии Египетской. Но, люди пришли не ради него, это было понятно. Хорошая проповедь стала натужной официальщиной в духе «ага, трынди, но мы ждем другого». Потом было причастие, как опять же выяснил позже с помощью видео, патриарх причащал сам. Я же видел, что два священника вышли вглубь толпы с чашами, и причащали. Потом Патриарх обратился со словом. Речь понравилась, ибо речистых попов вообще мало. А начал особенно хорошо. Сказал, что задача Церкви не только спасение душ (что безусловно важно), но и устроение человеческих жизни (читай-социальное служение). Я это вопринял, как позитивный момент, мол, хватит «молиться, поститься и слушать радио радонеж» и делать вид, что больше ничего не надо. Очень правильная мысль-вера Христова, которую мы уж 20 лет как «возрождаем», начинается не с красивых росписей, и не с облепленных золотом храмов, даже не с катехизации и не воскресных школ. Она начинается с дела Симона Киренеянина - помочь другому дотащить свой крест. Именно милосердный самарянин есть сын Царствия Божия, а отнюдь не священник и не левит, которые несомненно освящались от храма Божия, но внутри сынами Божиими не стали. И так больно видеть реальность-духовность меряется числом храмов и палочной системой отчетов на приходах, словно в ментовке. Поэтому такой отклик в моей душе нашла реплика патриарха, в ней как бы заключен правильный смысл (мой текст если чо)- мы знаем, что страдания существуют и будут существовать всегда, но Церковь Христова потому и Христова, что как и ее основатель, должна «слепых исцелять, бесов изгонять, мертвых воскрешать». Только в совокупности, иначе никак. Но потом Патриарх, мельком пробросив понравившуюся тему, скатился в унылое официозное, простите, говно. Стал муссировать тему, что у Бога первый тот, кто достойно переносит страдания.

Да, согласен, это так. Но все же Евангелие о сыновьях Зеведеевых содержит много аспектов, а патриарх почему-то выделил какой-то двадцатый. Смысловой блок всей главы мне кажется в стихе 31: «Многие же будут первые последними, и последние первыми». И пример сыновей Зеведеевых показателен. Чего они, собственно, просят-то? А просят они «сесть по правую и по левую руку», то есть, они не слышат речи Иисуса о страдании и крестной смерти, а по-прежнему находятся в плену еврейских мессианских идей. Для них Иисус - еврейский Машиях, царь Израилев, воин и властитель, помазанный Богом, чтобы избавить народ свой. Эдакий Сталин. Иаков и Иоанн не слышат о Кресте, они предвкушают царство Мессии. И просят соответственно- стать в этом царстве не последними людьми. Да чего уж там не последними, первыми оно просят стать, первейшими из первых. Сидеть по правую и левую руку у царя могли только важнейшие сановники. Этого они и просят. Но царство Спасителя «не от мира сего», потому Он и говорит им «Вы не понимаете, чего просите. Как вы можете пить чашу, что я пью (чашу страданий) и креститься крещением (смерти Крестной), что я крещусь? И эти два ему в один голос, ослепленные своим желанием: «Ой, чашу твою (видно думали, кубок золотой царский) пить можем, и крещением покрестимся, типа ерунда, ради таких ништяков мы еще и не на то способны». И Спаситель им торжественно обещает, что будет им и белка, будет и свисток и чаша, и крещение, ибо они позже последовали за Учителем, и приняли мученические кончины. Но про жажду первенства Спаситель говорит однозначно: Я Царь царей пришел послужить людям, хотя вообще должно быть наоборот. Но я пришел послужить. А вы-то тогда куда лезете?» Жалкие человечишки кличут себя учителями, Преосвященными, Монсеньорами и иными первовладыками, да еще от имени Христа. Так что из Евангелия не следует, что первый у Бога строго тот, кто переносит стойко страдания. Можно и так получить первенство, конечно. Но главное скорее не в том, а в самоумалении человека ради Бога и ближнего. Царь Царей и Творец миров, емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, нормально себя чувствует в «образе раба», странствующего проповедника, а подлинный червь и пыль -человек, чем-то там кичится и понтуется, свысока взирая на своих менее удачливых собратьев по человеческому естеству. Очень кстати контрастировало Евангелие со звучавшими до этого неоднократными возгласами про «Господина и отца нашего Кирилла».

По окончании проповеди Патриарху от Храма подарили Образ Спаса Нерукотворного, а Патриарх в ответ подарил образ Входа Господня в Иерусалим, просив при этом молитвенно поминать своего патриарха, когда будем прикладываться к образу.
Во время преподнесения подарков настоятель произнес благодарственную речь…вернее, как произнес….Начал хорошо, бодро, но произнеся слов эдак шесть, начал жутко заикаться, видимо, от понимания, что ему не произнести свою речь, он начал волноваться и заикаться еще больше, в общем, кое-как скомкал свои благодарности. Смысл их сводился к простому :Ваш визит- большая честь для нас». Патриарх его в ответ также благодарил, сказал, что помнит храм только переданным Церкви, поблагодарил настоятеля за воскресную школу и хор, сказал, что знакомился с делами храма до приезда, и в общем и целом весьма доволен.
Под конец мероприятия в центре освободили проход, протянули заградительную ленту как в аэропортах и стали ждать. За пару минут до прохода патриарха, прошел какой-то улыбчивый ФСОшник, всем улыблася, демонстрируя неземную радость и все такое, погладил какого-то мальчика по голове со словами «щас к вам подойдут». Ну потом, собственно, пошел патриарх. Шел медленно и благословлял стоящих. Ближним возлагал руки аж на голову, другие тянули к нему руку (как я). Уходя, говорил: «Храните веру православную, воспитывайте в ней детей, внуков…». На этом визит Патриарха Кирилла для меня закончился. На часах- 12.00 утра. Позже в репортажах обнаружил, что потом Патриарх пошел на прихрамовое кладбище, и там видимо служил литию/панихиду.
Такие дела.

UPD Забыл сказать- во время Литургии рукоположили какого-то диакона Арсения "во пресвитеры", сиречь, в попЫ. Патриарх возгласил ему "Аксиос" (греч."Достоин"). Было довольно забавно-хор три раз поет "Аксиос", а Патриарх несколько раз пафосным голосом с ударением на первое "А" повторяет.Вышло примерно как "уууууууууууууууу Барбра Стрейзанд". Хипхопчик такой, знаете ли

Патриарх Кирилл, православие, жизнь церкви, Храм Спаса Нерукотворного образа на Сету

Previous post Next post
Up