Освящение предметов или "православный фетишизм"

Dec 03, 2013 11:58


Кому охота прочитать мои собственные мысли на этот счет, тот добро пожаловать под кат. Писал сам, честно.

Часто православных христиан укоряют в язычестве и магизме, ненужных действиях; нам говорят,  мол, освящаете то ракеты, то дома/квартиры/офисы, то оружие в армии. Критики от протестантов и свидетелей иеговы с оккультистами до атеистов в качестве аргументов  приводят следующие возражения: в Библии этого нет, зачем это нужно Богу, или что, вещь от этого станет лучше работать?

Начнем с Библии. Прежде всего нужно сказать, что православные христиане, несмотря на укоры инославных и других, Библию не только целуют,  а все же и  читают тоже. Читают уже  почти 2000 лет. А слушают и слышат с самого прихода Спасителя. Поэтому, если чего-то в Библии «нет», то это вовсе не означает, что надо быстрее заклеймить какую-то практику язычеством и магизмом. Джинсов и плееров в Библии тоже нет, как нет и Залов Царств, пасторов и много чего другого. При этом, еще ни одному серьезному критику не пришло в голову все вышеуказанное осудить.

Итак, действительно, нигде  в Новом Завете Христос домов/колесниц/копий/мечей не освящал. Но что это значит, вот где кроется вопрос. Как нужно понимать «молчание» Библии на этот счет, как запрет или как-то иначе?  Давайте разберемся с библейским аргументами в пользу освящения.

Во-первых  надо не путать смыслы слова «освящение». Освящение как наполнение внутренним божественным Фаворским светом, наполнение благодатью Божией нужна людям и для людей, и  как свойство может быть присуща только людям. Святым в этом смысле никакой предмет быть не может, поскольку Царствие Божие, спасение и Богосыновство по благодати квартирам и машинам не обещана, она задумана и нужна только людям. Остальное полностью  вещественно и временно, рассыплется в прах. Потому «святой» квартира в этом смысле быть никак не может. Свят «един токмо Бог», к святости он призывает и нас.
  Но есть и другое значение слова «освящение», как «посвящение Богу» и освящение от славы Божией». В книге Исход (29:42,43) сказано: «Это - всесожжение постоянное в роды ваши пред дверями скинии собрания пред Господом, где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою; 43там буду открываться сынам Израилевым, и освятится место сие славою Моею».

Неужели место станет святым словно сам Бог? Ничуть. Место это свято в смысле посвящено Богу в сознании людей в целях педагогики. Ветхий, грешный человек скверен и темен перед Богом,  недостоинство человека очевидно. Но освящая силой Божией какое-то место и посвящая его только Богу, человек питается Благодатью и растет над собой.  Если же из сакральных чаш в перерывах пить и есть, Бог от этого, конечно,  не осквернится, а вот человек, принижая божие до обыденного, легко отпадает от общения с Богом.  Бог неоднозначно указывал в Ветхом завете на сакральность мест, связанных с ним. Так, он указал Моисею при купине снять обувь, ибо место, где он стоял, есть земля святая ( Исх 3:5). Итак, вещь, которой коснулся Бог, освятится славою Его.
Теперь нужно ответить на второй вопрос: освящение чего-то от соприкосновения с Богом есть только педагогика, или что-то большее?  Иными словами, Бог-ревнитель из  соображений субординации (подчинения) повелевает нам трепетать и благоговеть перед обычной землей (хлебами, скинией), или все же реально, энергийно освящает ее? Бог явил нам в Евангелии, что его действия не просто внешние ритуальные формы, но наполненные благодатным содержанием действа. Чудо о хлебах (МФ 14:19), чудо в Кане Галилейской (Ин 2:1-11),- все, к чему Бог прикасается, преображается для спасения человечества. Идем далее - прикосновение только к одежде Иисуса исцелило кровоточивую женщину(ЛК 8:43-48). Есть в Библии и  более радикальные примеры: воскресение умершего, коснувшегося костей пророка Елисея  (4 Цар. 13:21). В книге Деяний (19:12) от платков ап. Павла исцелялись больные и изгонялись нечистые духи.
Здесь многие наши оппоненты делают ошибку - автор, мол, чудес- сам Бог, а не мощи, вода,  одежда, кости и тд. Но вот с этим мы как раз и не спорим. Мы просто считаем, что чудеса в данном случае - это не только награда за веру и не только произвольные чудеса с одному Богу ведомым смыслом. Проще говоря, почему Бог позволил свершиться чуду от платка, он ведь знает, как падки бывшие язычники на разную магию? Не спутаются ли у них в голове старые боги и новое учение? Не примут ли они новую историю за простою модификацию старой?

Или придется уважаемым оппонентам или  признать, что Бог сильно ошибся, попуская такое «язычество», или Божественная благодать реально насыщает материю собой, и подает помощь. А иначе, чем как не «фетишизмом» можно объяснить исцеления от Павлова платка? Не Христова хитона, не от молитвы, не от Духа Святого, не от обращения к Богу,  а от платка бывшего гонителя? Чем Бог так возвысил Павла? Духом Святым, который «везде находится и все собой наполняет»,  вот ответ.

Резюмируя, освященный предмет не становится святым, словно Бог, он а) посвящается человеком Богу б) предмету сообщается частица Благодати Божией, которая действует, в конечной цели  для освящения людей.

Здесь нужно отметить одну важную вещь- чудо не гарантировано. Никакая икона, мощи, крестики, освящение могут вести себя «не так», как мы того ждем. Но все же мы, христиане, верим в милость Божию к себе, надеемся на Его помощь, что в этом плохого и языческого?

Тогда и находится ответ на вопрос, почему же Христос не раздавал освященные предметы. Раз предметы освящают ради людей, а не ради предметов, то у Иисуса   Христа не было нужды в освящении предметов.  Иисус Христос,  будучи Богом-Словом (ИН 1:18 ; 14:7), освящал людей САМ СОБОЮ, живым причастием Благодати Божией. У него не было нужды раздавать освященные им четки и крестики, поскольку благодать касалась людей непосредственно, зачем же радость общения с Самим Богом заменять на какие-то предметы. Именно об этом говорится Мф 9:15: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, покуда с ними Жених …….». И правда, твоя любимая жена приехала из командировки, а ты все сидишь и пялишься на ее  же фотографию, общаешься с ней (фотографией), а живую женщину в упор не замечаешь. Глупо, правда? Глупо и Живому Богу  заменять Самого Себя какими-то освященными предметами.
Но ныне-то, как мы видим, Жених отнялся. Жена снова уехала в командировку. Теперь снова нам дорога ее фотография и снова мы можем освятить предмет по чину ветхозаветному. Снова вспомним платки Павла (Деян 19:12). Послушать протестантов, так Павел тоже вел небиблейскую практику.
Иисус не нарушить закон пришел, но исполнить. (МФ 5:17).  Исполнить его в Духе Истины, который есть ключ к правильному исполнению (См ИН 14:10-26) Ни одна черта, ни одна йота не прейдет из закона, пока не исполниться все (МФ 5.18) Значит, ветхозаветные освящения в принципе применимы, да с новой силой, учитывая, сколько мест, людей,  предметов освящено славою Его.
Тут мы подходим к самому главному: если храмы и храмовые предметы посвящают только Богу, то как быть с квартирами и машинам?  Они по определению из бытового употребления не изъяты, а освящаются именно как бытовые предметы? Это ли не поругание святыни? Никоим образом

В чине освящения например квартиры,испрашивается  «Господи Иисусе Христе, Боже наш, изволивый под сень Закхеа мытаря внити, и спасение тому и всему дому его бывый; Сам и ныне зде жити восхотевшия, и нами недостойными мольбы Тебе и моления приносящия, от всякаго зла невредимы соблюди, благословляя их и обиталище сие, и ненаветен тех живот выну сохраняй, изобильно вся благая Твоя им Твоим благословением на пользу подаваяй. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. (Господин Иисус Христос, Бог нащ, захотевший под крышу Закхея мытаря войти и спасение ему (Закхею) и всему дому его Ты был, Ты же и  тех, кто сейчас здесь  (в этом доме) жить захотели, и над нами недостойными мольбы тебе и моления приносящими  от всякого зла невредимыми сохрани (тех, кто захочет тут жить и нас молящихся сохрани) благословляя их и обиталище это, и безопасную их жизнь всегда сохраняй, изобильно (сверх достатка) все доброе от Тебя  им(вышеперечисленным, молящимся и будущим жильцам) твоим благословением им на пользу подавай. Так как подобает тебе всякая слава, честь и поклонение с Безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым и Благим и Животворящим твоим Духом, сейчас и всегда и во веки веков (без конца).
Священник просит Бога, чтобы Он Духом своим освятил масло (елей)  и воду, которыми и освящается жилище. Читается Евангелие от Луки (ЛК) о Закхее, а затем священник просит: «Еще молимся о еже низпослати благословение Свое на дом сей и на раба Своего [или рабу Свою] имярек, и на всех в нем благочестно жити хотящих, и послати им Ангела Своего милостива, соблюдающа и сохраняща их от всякаго зла, и наставляюща к деланию всех добродетелей, и ко исполнению святых Христовых заповедей. и о еже сохранити их от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча и нашествия иноплеменник, и всякия смертоносныя раны, и даровати им здравие, и долгоденствием оградити их, и во всем угобзити, рцем вси: Господи, услыши и помилуй.    (Если кратко- пошли благословение на дом сей, и на людей, которые хотят благочестиво (по-Божески) жить в доме, и пошли им Ангела своего, который наставит их на путь исполнения Христовых заповедей, и сохранит их от возможных напастей(огня, меча, землетрясения и тд), даровать им здоровье и чтоб все у них было хорошо.)

Спрашивается, где тут небиблейское язычество? Люди просят у Бога войти к ним, грешным, в жилище (способность Бога войти в жилище не символически, а вполне реально, верующими, я думаю, не отрицается), как он вошел к Закхею, наставить их на путь исполнения заповедей, защитить от всякого зла и несчастья. Это не по Библии?

Та же ситуация с машиной: ниспосли благословение Твое на колесницу сию и Ангела Твоего к ней пристави, да шествующии в ней им храними и наставляеми, в мире и благополучии путь свой совершивше, Тебе славу и благодарение возсылают, хваляще Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. (Пошли благословение свое на колесницу и Ангела твоего приставь к ней, пусть те, кто ею пользуются, будут хранимы, и поучаемы ( в заповедях Божиих)  и в благополучии путь свой совершают).

Нельзя не вспомнить Послание к Евреям, 26: 11-18, Братья, и Освящающий и освящаемые, все - от Одного: по этой причине Он не стыдится называть их братьями .

Иными словами, источник освящения один - Бог, так что же языческого прибегать к Богу для освящения? В Евангелии есть место, почему-то не замечаемое многими протестантами (ИН 5 1-4) : В то время пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот водоем, называемый по-еврейски Вифезда, с пятью крытыми ходами. В них лежало множество больных: слепых, хромых, сухих, ожидающих движения воды. Ибо Ангел Господень, время от времени, сходил в водоем и возмущал воду, и первый, кто входил по возмущении воды, выздоравливал, каким бы ни был одержим недугом.
Всего-то ангел «возмущал» воду, и регулярно происходили великие чудеса. Евреи ведь не шли в храм, а ползли именно к воде, прямо как православные. Чем плох священник, просящий Бога придти, освятить для помилования, исцеления, исправления и наставления? Он действует не по Библии? Но Библия говорит: всего, что ни попросите во имя Мое, Я то сделаю (ИН гл. 14).

Резюмируя,  священник, получивший от Бога через апостолов власть на земле, (Ин 20:22), просит Бога, которые есть Дух, и дышит, где хочет (Ин 3:8), освятить данный предмет, чтобы получающие от предмета Благодать были хранимы Богом,  поучались Духом Божиим к исполнению заповедей и сохранились от всякого зла. Видим, что все по Библии, не надо просто ориентироваться на магически настроенных людей, которым «освященная» штуковина дороже Христа, Евангелия и его Таинств. Но это уже другой вопрос, людям надо разъяснять смысл действия, а не ругать само действие и отказываться от него. Языком, знаете, можно Бога хвалить, а можно бесов звать, ближнего обижать и даже убить (сообщив устный донос, например). Так что, отрежем теперь всем язык?

Конечно, освящение машины/квартиры/ракеты это не гарантия от поломок, это молитва, просьба, хоть мы и веруем, что получим, чего просим, но все же «не моя воля, но Твоя да будет.(ЛК 22:42).  Этого вообще можно не делать, освятить жилище можно и своей молитвой и благочестивой жизнью. Но, повторюсь, священнику дана особая власть, а собрание верующих во имя Господне осуществляется в форме Церкви. Потому, достойно как освящение жилища, (как мы уже выяснили, человек должен стремиться всю свою жизнь посвятить Богу,  помним, что без Меня не можете ничего делать Ин 15:5) так достойно и специально не молиться об освящении, а просто просить Бога сохранить от всякого зла, исполнять заповеди. Те же, кто в крайностях, заблуждаются.

Сам собой отпадает вопрос «зачем это Богу». Ни за чем.  Бог ни в чем не имеет нужды. (Деян 17 24:25). Именно поэтому Мы просим у него, а не Он у нас, это НАМ нужно освятиться от Него, а не Ему от нас. Повторюсь, православные христиане не говорят, что освящение чего-то есть единственный и важный источник благодати. Наиважнейшим остается Таинство Евхаристии (причастия) и жизнь по заповедям Божиим.
Теперь для атеистов.Попытки обосновать, будто освященная вода меняет физические свойства- вранье и оккультизм, к Церкви это никакого отношения не имеет. Потребляя освященную воду или иным образом соприкасаясь с благодатью Божией,  МЫ, люди,  меняем свои свойства. Не единовременно, как Царевна-лягушка, а как-то иначе. Кто знает, как подействует благодать? Религия - это практика, и многочисленные чудеса на этой почве нельзя игнорировать. Только Бог знает, какими путями Он ведет человека ко спасению, потому часто неверующим  посредством освященных предметов дается благодать, которая меняет их. В общем, нет строгих критериев. Сказать «веришь-получишь, не веришь- не получишь» было бы неверно, это значит, что ключевым будет являться «вера», что сводит благодать Божию лишь к эффекту плацебо. Сказать, что Благодать стопроцентно подействует даже на неверующего, тоже нельзя, ибо Бог позволяет своему творению оттолкнуть Свою помощь и Свою благодать. Потому, как всякие продавцы опиума для народа, мы ничего конкретного сказать не можем. Мы в Царствии Божием как слепо-глухие дети- дауны, защедшие в темную комнату на 5 минут. Именно поэтому мы не может ничего внятно описать и классифицировать Божьи действа в таблицу элементов.

Знаем лишь, что освящаяя что-либо, мы просим Бога благословить наше дело, благодарим его за оконченное дело, просим направить наше дело на благой результат (оружие на защиту, а не на казни, машину на отвоз бабушки в больницу, а не на отвоз похищенной девушки в рабство в Дагестан или поездку к «веселым девочкам», ракеты на научную деятельность, а не на Хиросиму и Нагасаки и тд). При этом я считаю, что насильно «впаривать» святыню не нужно, не надо пускать «святую воду» по трубе, для обретения святыни верующему все же нужно потрудиться, а неверующему « не мечите бисера…..». Те, кто все воспринимают как цирк и балаган, те либо неумны, либо бессовестны. Культура -это и есть способность иметь символы. И если люди умирают «за флаг» и «за страну», прекрасно осознавая, что флаг-тряпка, а страна в данном случае равно правительство, и это никем не порицается, почему же порицается молитва о ракете? Сми написали, что после освящения ракета упала…Кто знает, когда и почему она упала. Может, Бог посрамил раздолбаев-изготовителей?

Борьба же с фетишизмом должна вестись. И вестись непримиримо. Люди, не бывающие в храме и не приступающие к Чаше годами, на праздник Входа Господня в Иерусалим набегают в неимоверном количестве «освятить вербу». Причем, про вход в Иерусалим, про торжественную встречу и последующее «распни его» никто не слышит и не думает, воскресение Лазаря тоже мало кому интересно. Что там символизирует верба, тоже никто не в курсе. Все стоят и толпятся, дожидаясь «попа с кропилом», когда же он «побрызгает водичкой мою вербочку» и пойду я с ней домой до следующего года.
Должна, думаю, вестись определенная работа. Разъяснять, разъяснять и разъяснять. Нужно сломать стереотип «Отстоял я 2 часа в божественном неведении, щас крест поцелую и домой поскорее». Именно от привычки к непониманию человек держится за какие-то «понятные» вещи и действа, чаще всего за суеверия. Человека можно и нужно познакомить с тем, что мужчины в церкви снимают шапку, а не голову, а женщины прячут волосы, а не мозги. Оказывается, каждая песнь, каждое действо и молитва не просто ритуал, тупой и ненужный, а это всегда напоминание о чем-то большем- о Христе и о Евангелии.  Что толку простоять на чтении Евангелия, скромно опустив головушку, если  чтение для верующего выглядит как-то так «Во время оно мяомоаибу-бу-бу-бу Израиля мя-мя-мя-мя глаголя  мямямямямямямя Ааамиииинь». Покрестились, стоим дальше.
 Я бы предложил начать вот с чего- поставить хороший микрофон, хорошо говорящего священника и во время проповеди  вести диалог, а не благочестивый монолог. «Братья и сестры, кто услышал и понял о чем сегодня Евангелие? Поднимите ручки. Ага. Сегодня читали вот что (громко и внятно читаем синодальный перевод). Этот эпизод о том-то». Совсем не нужно говорить витиевато (Господь по Благодати своей показует грешному и пропитанному ядом первородного греха человечеству…), лучше говорить просто и понятно. Естественно, поначалу будет шум и толкучка. Не все хотят слышать и думать, многим привычней благочестивый коматоз. Все по привычке хотят побыстрей «ко кресту». Но лучше подождать несколько минут, пока гам успокоится, осведомиться, все ли хорошо слышат и продолжать. Потом постепенно появится привычка думать и понимать. Сим победим. .

размышлизмы, православие, протестанты, Священное писание, полемика, освящение, Библия, богословие

Previous post Next post
Up