Бережливцы ищут потери в производственных процессах. А что если бережливцам целенаправленно искать и устранять потери от демотивации персонала? Просто исключать факторы, которые раздражают сотрудников и выстроить эту деятельность системно. То, что не так просто поддается подсчету прямого экономического эффекта, но, вероятно, влияет на текучку кадров:
- Нет СИЗ на участке;
- Вода в душе только холодная (или вонючая);
- Ужасные туалеты;
- Очередь в столовую всегда дикая;
- Премию Васе дали хер знает за что, а мне за мой адронный коллайдер не дали;
- Начальник цеха, когда не в настроении, может отругать ни за что;
- Заставляют работать с дерьмовой болгаркой, которая только тремор может развить;
- Делаю я этот кронштейн, и не знаю для чего вообще он, никто не рассказывает;
Это как работа с потерями. Мелкими шагами постепенно убирать раздражители. Закон Парето в чистом виде: 20% усилий по исключению факторов демотивации дают 80% успеха по части мотивации. У Тайити Оно я такое не читал. У него максимум было про "Мури" - излишний физический перенапряг сотрудника.