Проблемы вокальной терминологии, или немного о дыхании.

Dec 27, 2011 16:18

Собственно вопрос, который я думаю давно интересует очень многих кто учится петь.
Вопрос этот: дыхание - опора на дыхание.
Собственно что это такое с точки зрения вокалиста. По сути вокальное дыхание это работа мышц тела, направленная на то, чтобы подавать воздух в связки равномерно и прямолинейно   то есть так чтобы его было ровно столько сколько нужно для извлечения звука из сомкнутых голосовых связок. Связки они маленькие такие, тоненькие, даже у баса, а вот лёгкие они далеко не маленькие. Обычно мы дышим быстро вдыхая и быстро же выдыхая. Рекомендую провести эксперимент: зажать себе нос и сжать губы, так чтобы воздух проходил с натугой, а после этого попытаться выдохнуть с привычной скоростью. Получилось? 
Есть такое понятие ещё как опора на дыхание, тут вообще смысл довольно таки сложный. Тут в ощущениях певца, звук, вокальный аппарат, как бы ставится на дыхание сверху. Если проводить аналогию с автомобилем, то  выглядит это так. Вот есть карданный вал и колеса, это голосовой аппарат, есть двигатель, это дыхание. Держа ногу на педали сцепления водитель разъединяет двигатель и кардан друг от друга, и машина не едет. Когда же сцепление отпущено, двигатель начинает медленно ехать на холостых, при этом сцепление отпускать надо аккуратно, дабы не было сильной пробуксовки сцепления и удара по двигателю. Если отпускать резко, и давать много газу, то сцепление может быстро испортится (а теперь представим на месте сцепления голосовые связки). Но в любом случае если двигатель не будет работать или не будет сцепления машина не поедет.
Так и без дыхания голос не зазвучит. Но нужно понимать, что дыхание должно быть весьма определенного типа, причем для разных вариантов звучание оно разное. Если водитель хочет ехать медленно, он  не станет жать на газ со всей силы. Так и тут. Но плюс автомобиля в том, что двигатель у него всегда один и тот же. А вот дыхание может быть разным, причем несколько его видов являются правильными, (для разных типов голоса, и манер исполнения) а несколько совершенно неправильными.
Основные же принципы дыхания состоят в том, что оно должно, как уже упоминалось выше, подаваться на связки равномерно, без толчков, и при этом чем выше певец поет ноту, тем МЕНЬШЕ должен быть поток воздуха идущий через связки. Есть несколько способов, как добиться подобного эффекта, все они связаны с подключением в процесс дыхания диафрагмы. Но просто подключение диафрагмы даст возможность контроля дыхания, но не даст такого немаловажного момента как автоматический контроль уменьшения потока дыхания на верхних нотах. Это нужно делать осознанно, (потом оно придет, конечно в автоматическое состояние, но это потом), так как при любом типе дыхания, можно нажать на мышцы и выдавить из себя воздух, когда как цель певца работающего с дыханием состоит в том, чтобы задержать оный в себе.
И вот теперь представим себе неофита, которому эдакий маститый маестро говорит, что на верхних нотах нужно дать Больше Опоры Дыхания, при этом среднее слово обычно из этой фразы пропадает (впрочем даже если и не выпадает).
Что сделает неофит? Правильно начнет усиленно выдавливать из себя, сквозь сомкнутые связки воздух. Что будет в результате? Быстрая усталость вокального аппарата, связок, хрипы, сипы, и в будущем вполне вероятно узелки на связках, зажимы всяческие и прочая гадость. И таки весьма зажатый и некрасивый звук в верхней части диапазона. Что характерно голос в таком варианте либо звучит глухо, быстро устает (связки плохо смыкаются и пропускают много воздуха), либо звучит тонко и устает не меньше, но способен звучать чуть дольше, по причине постоянного нажима на связки,  (но ведь и снизу воздух очень сильно на них давит пытаясь разомкнуть). Кстати в обоих вариантах верхний регистр дается очень тяжело, зачастую фальшиво, и может вообще исчезнуть со временем.
Иногда, замечая это, преподаватели начинают говорить ученику, что тот форсирует дыхание, но когда тот после этого уменьшает его подачу (уже при несомкнутых, либо пережатых связках) то звук попросту исчезает, и снова начинается "давай Больше Дыхания" и так по кругу, принимая обличье эдакого вокального "Уробороса".  В результате происходит так, что человек уже давно не являясь неофитом, продолжает давить дыханием, и либо как-то поет, либо вообще теряет голос ну или в лучшем случае верхние ноты (если те были до занятий).
А ведь всего-то преподавателю нужно было объяснять, и не раз повторять, что вокальное дыхание это не сильный выдох через сомкнутые связки, а это удержание воздуха в себе, с медленным "выцеживанием" его (причем выцеживание это в таком случае происходит практически само, так как связки пропускают столько воздуха, сколько нужно). Голос не может звучать без дыхания, если он как-то звучит, значит через связки проходит воздух, иной вопрос, как он проходит, сколько его проходит, правильно ли певец его контролирует, и контролирует ли. 

Музыка, Вокал, Опера

Previous post Next post
Up