Хельсинки на три дня. Каластайяторппантиёпрст.

Nov 09, 2018 22:08


Как и большинство подобных поездок, пинком к началу служит какая-нибудь случайность. Например, объявленная авиакомпанией "Победа" продажа билетов в Хельсинки. Билеты туда-обратно обошлись в 5013 рублей. Сама "Победа" и нюансы полётов с ней - это повод отдельного материала.


В общем, выходим из самолёта, и первое, что бросается (не в глаза, а в нос) - это жуткая туманная влажность. Город у моря, город на море, город в виде морских островов.

В аэропорту ни единой рамки, ни одного рентгена и ни одного полицейского, если не считать погранцов. При этом Хельсинки считается самым безопасным городом мира (среди сравнимых городов, разумеется). Это ещё не раз будет напоминать суровость российских будней. На вопрос пограничника о цели визита в Хельсинки на три дня с трудом удерживаюсь от желания ляпнуть: "Чтобы посмотреть самый известный в Европе собор". Да так... без цели, погулять, пофоткать. Пожить в пяти звёздах на улице с невыговариваемым названием.
В общем, добро пожаловать в...



Аэропорт Хельсинки находится не в Хельсинки, а в городе Вантаа. Чтобы выбраться, нужно сесть в электричку, которая ходит по кольцевому маршруту в форме сердца. Из-за особенностей финского языка и шведского (второго государственного языка) очень сложно понять, как должно называться то или иное место, поэтому лучше всего придерживаться двух правил: идти за толпой, а если непонятно, спросить по-русски, потом по-английски, потом по-немецки. Что-нибудь, да поймут. Шведский отчасти похож на немецкий, хотя название аэропортовской станции "Лентоаземаа" неочевидно.

Электричка стоит 5 евро, то есть, дешевле московского аэроэкспресса. А ещё она быстрее и удобнее. В одну сторону это маршрут "P", в другую "I". ну, пусть будет "I", он первым пришёл.






Полчаса бесшумной езды на скорости 120 км в час, и нас радостно встречает городская площадь. И снова никого в погонах, никто не проверяет, никто не докапывается. После трэша московских вокзалов даже чего-то не хватает, хотя и понимаешь: именно так должно быть. А как в Москве - так не должно. Вокзал Хельсинки напоминает 1990 год: снаружи брутальный, а внутри - обычные деревянные столики, лампы на столах, тётушки-билетёрши сидят. Не вокзал с кассами, а библиотека.

Вокзал


ОКРЕСТНОСТИ ВОКЗАЛА, УЛИЦА МАННЕРГЕЙМА
По архитектуре Хельсинки немного напоминает Питер, только аккуратнее, чище и приветливее. Ну, и дороже раз в пять. А ещё это чистейшая карельская природа с непуганым зверьём и птицами. Огромные красивые гуси ходят просто по городу.



Здесь очень много выходов скальных пород, и эти скалы вместе с поросшими на них деревьями вписаны в городскую среду. Выглядит просто обалденно! Акростиль, акродизайн, которые сформировались сами собой.




Ну, а центральная часть города - это острова, заливы Балтийского моря, проливы и мосты над всем этим. По берегам шляются разные птицы: утки, гуси, чайки. И ни одного окурка вокруг не валяется. Плюнуть некуда, аж противно!


Самый яркий и крупный представитель чаек - это баклан. Прямо так и называется. ПтицЪ совершенно непуганый, можно подойти, обнять и пнуть. Но, конечно, не надо этого делать.


Прямо на улице встречаются детские площадки.








Почти Невский проспект


Пытаемся определить архитектурный стиль. Конечно, глупо называть его "Сталинским ампиром", но по сути это именно он. Скандинавский минимализм, натянутый на столичную монументальность. Чисто конструктивные решения тоже встречаются (а по-русски это офисные коробки из стекла и железа), но в Хельсинки они не закрывают красоты города, как в Питере, а стыдливо прячутся в глубине между дворцами или наоборот - демонстративно торчат на проспектах среди себе подобных.



Часовня тишины


РЫНОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ И ОКРЕСТНОСТИ
Сама по себе площадь очень маленькая, и ей больше подошло бы название "Блошиный рынок", конечно, с поправкой на финскую цивилизованность. Это лавочки и торговые ряды, где продают грибы, ягоды, домашние заготовки, рыбу во всех ипостасях. Там же стоит навес с миниатюрной сценой, где периодически кто-то выступает.
Главная же достопримечательность Рыночной площади - это бассейны под открытым небом.


Клюква развесистая по тыще


Чуть в стороне - Софийская площадь с собором и памятником русскому императору Александру II.


Вид со смотровой площадки Рыночной площади в сторону Софийского собора


В радиусе трёх километров вокруг ещё несколько соборов.




Хельсинки состоит из парков, проливов и кое-где притаившихся жилых и офисных районов. Прямо в парках растут грибы и ягоды. А иногда из деревьев выныривает огромная скала, а на ней, скажем, памятник великому финскому композитору Сибелиусу.

Памятник Сибелиусу


Или идёшь, идёшь, а очередная зелёная зона оказывается не просто парком, а розовым садом, где благоухает несколько десятков тысяч розовых кустов.

Розовый сад


Отдельного внимания заслуживает парк культуры. Здесь найдётся, чем заняться, и семьям с детишками, и тусовкам молодёжи, и господам сеньорам постарше.



Аттракцион "Кинги", свободное падение с высоты 100м






Дрессированные струи


ОСТРОВ СУОМЕНЛИННА
Паром на остров отправляется от причала Рыночной площади, а проезд в нём входит в зону действия обычного суточного проездного билета, который у нас и так есть. Грех не съездить!

Интервал движения парома 20-30 минут. На пароме нет ресторана, зато он идёт по самому настоящему морю.

Паром в Норвегию


Отплытие хоббита Фродо и Светлого совета под алыми парусами




Яхта "Беда"


Остров Суоменлинна - это не один остров, а три, соединённых с главным мостами. Почти везде можно гулять свободно и бесплатно (смысл слова "почти" будет чуть позже).

На одном из островов находится действующее военно-морское училище. На территорию самого училища проходить не одобряется (запрещающих знаков нет, просто вывеска: "Не ходите сюда, пожалуйста"). А вокруг - море с классическими карельскими пейзажами.





Балтийское море сильно отличается от тёплых морей. Во-первых, оно цинично-жёсткого стального цвета в отличие от добродушной синей зелени, скажем, Чёрного. Во-вторых, на вкус оно почти не солёное, но очень мерзкое. Пить эту воду я бы не советовал.

Пейзажи напоминают места съёмки фильма "Звёздные войны".




На главном острове находится крепость Свеаборг. Когда-то давно это была резиденция короля, а сейчас больше напоминает Хоббитанию.




Крепостные стены хорошо сохранились, по ним можно побродить. Встречаются и заведения: библиотека, музей.










Посередине острова торчит прекрасный собор


А в одно место острова попасть никак не получается. Со стороны видно, что там высокий обрывистый берег у открытого моря. Вид, наверно, потрясающий!


Но ни одной тропинки к этому месту нет. Более того, на всех туристических картах там вообще ничего нет. Пытаемся обойти с разных сторон и упираемся в тупик.

Наконец, открывается разгадка, и это смысл слова "почти" в нескольких абзацах выше (про "почти везде" можно бродить).


Это - финская тюрьма, самая настоящая, действующая. И ни одного полицейского, ни колючей проволоки, ни охранников. Есть только надпись: "Не входите сюда, здесь тюрьма". Я не удивлюсь, если всё, что отгораживает зеков от свободы, это шлагбаум и надпись изнутри: "Не выходите, пожалуйста, пока вам этого нельзя".

По пути видим, как тренируются парапланеристы. Место для них шикарное: высокий берег и очень сильный ветер. Но страшновато.


До парома остаётся полчаса. На пристани обнаруживается супермаркет и два кафе. Впритирку к ним расположен музей местного искусства. Но это искусство, э-э-э, чересчур местное. Конечно, это не экспонат "Куча Мусора" из известного фильма, но вот, например, композиция, символизирующая единство человека и природы. Все мы изнутри - часть природы. Честно говоря, мысли о природе - последнее, что приходит в голову при виде разодранного человека, замшелого и покрытого корой изнутри.

Композиция "Человек - часть природы"


В мыслях подкрепиться заходим в кабак... Самое дешёвое, что в нём есть - это пиво по 5 евро за кружку... кружечку... кружочек 0,33 литра. Поняв, что пива совсем не хочется, заходим в супермаркет. В общем, перекусить будет стоить порядка 20 евро. С трудом нахожу что-нибудь не с двузначным ценником, это местные белковые шоколадные батончики. Вообще, в Хельсинки любая еда типа сникерса - это или "белок" или "спорт" или нечто, звучащее, как "Lacroix". Понятия не имею, что это, и решаю попробовать. В общем, из глаз потекли слёзы, захотелось немедленно всё выплюнуть, вспоминаются мысли о бренности сущего и несовершенстве мира, а рот наполняется чудовищным, отвратительным вкусом лакрицы. Для меня этот вкус и запах ещё ужаснее, чем запах кинзы (то бишь, раздавленных клопов)... Плевать некуда, мы уже плывём на пароме. Старательно запиваю местный специалитет спортивным напитком "Миндальный орех", надеясь, что он не настоян на той же дряни.

ПОЖЕВАТЬ
Хельсинки оказывается дорогущим городом. Первый же супермаркет шокирует помидорами по 400 руб за килограмм, мясом среднемагазинного вида по 1300 и рыбой по 1000. Причём, народ вокруг набирает совсем не сухариков, а увесистые корзинки вполне приличных продуктов. Становится понятно, почему на улице так много топовых машин (очень много Тесла, Бентли, Майбахов), и практически все встреченные машины выглядят новыми. Зарплаты финнов, видимо, немаленькие, поэтому эти цены на продукты для них нормальны. А стоимость машин относительно зарплаты получается в разы ниже.

Но даже в таком городе очень много заведений с бизнес-ланчем. Чисто случайно натыкаемся на одно из них, где за 10 евро организован очень приличный шведский стол по принципу: ешь, пока не лопнешь. Суп, салат-бар, несколько видов горячего, гарниры и потрясающие хлебцы из запечённых зёрен, которые превращаются в бутерброды с пряным маслом.





ТрипАдвизор советует попробовать местных супов в ресторане Сопакетти. Это оставляем на второй день. Ресторан, конечно, громко сказано... Это - точка с двумя столами и шестью стульями на местном рынке Хаканиеми. Цены рынка, кстати, затмевают ценами рынок в Хамовниках и посрамляют Даниловский. А Измайловский рынок обнимается с Черкизовским и горько плачет. Тарелка супа стоит 10 евро, но она заменяет целый обед. Порция граммов 700.


Местный специалитет в виде овощного супа с олениной и сметаной оказывается большой тарелкой вкусных и привычных щей. За 770 рублей. Обожаю Финляндию!

Суп того стоит, по крайней мере, не жалко, сытно и на полдня хватит.

По всему городу разбросано множество фастфудов от Макдональдса до Сабвея, но как-то не хочется размениваться на бутерброды. А на ужин находим супермаркет чуть подешевле (где-то на уровне "Азбуки вкуса"), и еды хватает и на ужин и на завтрак третьего дня.

ЧТО ТАМ ЕЗДИТ
Основной транспорт Хельсинки - это трамвай. Есть старенькие, есть новые с низким полом и нет. В основном трамваи чешского производства "Шкода".

Перетираем с водителем на тему, когда он поедет


Салон трамвая


А ещё в Хельсинки есть метро. Вагоны финские, ездят бесшумно, но не сказать, чтобы гоняли. Город сам не очень большой, а станций напихано много.

Эскалатор на станцию метро


Станция Хаканиеми


Вагон метро


Последним видом транспорта, которым город Хельсинки любезно прощается с нами, явился аэропорт. Очень милый, уютный, но маленький. Дьюти-фри очень дорог и невразумителен. А вот рейсы в Россию заявлены из одного гейта (не хочется говорить "все рейсы", но несколько подряд точно). И этот гейт расположен в уголке, где в качестве кресел для ожидания находится вот что:



Конечно, чурбаки по-фински аккуратно отпилены, обструганы и отшлифованы. Но символично! Уважаемые финны, я не понял, а где стойка для балалаек? И где можно привязать медведя? Недоработка!
Всё вместе - удивительно прекрасный, добродушный и очень дружелюбный город. Высочайшая цивилизованность, прекрасный транспорт, но как же, сцу$#, это всё тут дорого... Хочется приехать ещё и не раз, благо, финны дали визу на полгода. Жму лапу, дорогая столица!

P.S. Над крюком для привязки медведя и стойкой для балалаек всерьёз задумались бы. А то такой косяк на ровном месте.
Previous post
Up