Вот я и дошла до одного из "белорусских" постов, которые мне хотелось написать, - о нашей двухдневной поездке в Брест.
Строго говоря, как раз Брест мы и не увидели. Точнее, мы только проехали через город, чтобы добраться до Брестской крепости, а собственно в городе не выходили. Это жаль, так что один из выводов по итогам путешествия таков: в Брест нужно ехать отдельно, пусть ненадолго, дня на два, но это удобно от Москвы - есть прямые поезда, ночь - и на месте, а посмотреть город и еще раз побывать в крепости необходимо.
Итак, День 5-го августа, когда мы в пять часов утра вышли из дома, чтобы сесть в машину и отправиться за тридевять земель (неважно, что всего за 400 км, для меня это грандиозное и давно желанное предприятие).
Сначала ехали по местным дорогам, через деревни, городки Ивье и Новогрудок, а в районе Баранович выскочили на трассу Е-30 - и по прямой до Бреста. Первая половина дороги была живописнейшая - руины замков, старые костелы, окутанные легендами, еврейские улицы, трасса же радовала только забавными названиями населенных пунктов (типа Рэмбакоушчыны) и скоростью.
В пути останавливались всего дважды: около шести утра, чтобы сфотографировать развалины замка в Гольшанах, и потом около десяти часов, подкрепиться.
Гольшаны. Замок постройки начала XVII века, когда-то был резиденцией подканцлера Великого княжества Литовского Павла Стефана Сапеги. Теперь охраняется государством, имеет об этом табличку и окружен сеткой.
Ненаглядная булыжная мостовая и здесь частично сохранилась, спасибо и за это.
В какой-то момент поняли, что утомились мчаться по прямой и немного проголодались. Издали заметили съезд с трассы и рядом с ним часовенку.
Оказалось, что в этом месте речка Щара образует что-то вроде небольшого озерца и здесь очень удобное и уютное место для отдыха и рыбалки. На противоположном берегу и туристические палатки стояли.
Мы присели к одному из столиков, позавтракали домашними припасами и, освеженные, поехали себе дальше.
Между тем на улице начало припекать, и к тому времени, как мы, наконец, добрались до Крепости и высадились у ее ворот (было около 11.30 утра), термометр показывал уверенные +28 градусов.
Вот с этого места Крепость практически не видна, даже не заподозрили бы, что она совсем рядом, если бы не надпись над аркой - высокие холмы все скрывают.
Прошли в ворота. Слева - Штык-обелиск, правее виднеется часть монумента "Мужество". Прямо перед нами идут два мотоциклиста, оставили своих железных коней у входа. Одежда черная и шлемы в руках, и у меня сами собой возникли самые зловещие и тягостные ассоциации.
Сохранившееся здание и законсервированные руины, которые восстанавливать не стали. Надеюсь, вы меня простите за отсутствие исторических сведений, дат и цифр. В это путешествие они меня не интересовали. Сегодня это было только о памяти, о чудовищной трагедии, о том, что могут сделать с людьми другие люди.
Никакие фотографии не передадут силу воздействия этого монумента на зрителя.
И вот это. Какими словами и цифрами это опишешь?
Монумент "Жажда". Рука с каской протянута прямо к реке Муховец, которая и сейчас протекает буквально в нескольких метрах от памятника. И сколько их погибло, так и не дотянувшись до той воды.
В Крепости мы провели совсем немного времени. Андрюша с самых первых шагов стал жаловаться на жару, с большим трудом удавалось уговорить его пройтись по территории комплекса, посмотреть на то и на это. В военные музеи он, большой поклонник всего военного, идти наотрез отказался. Спускаться в казематы - тоже (мне хотелось, конечно, но для шестилетнего ребенка это, может быть, было бы слишком). Единственный музей, который мы там посетили, был "Берестье" - история древнего поселения на месте Бреста, со срубами хат, предметами быта и обихода тех времен.
Для Олега посещение Крепости не стояло в приоритетах этой поездки, по большому счету, он оказал мне услугу и поставил галочку в своем счете достопримечательностей. А вот куда ему действительно хотелось попасть - это Несвижский и Мирский замки, Каменецкая башня и Беловежская пуща. В замки мы заглянули на обратном пути, во второй день путешествия, об этом будет следующий рассказ, а в башню и пущу попали сегодня.
Старинный городок Каменец, в двадцати километрах от Беловежской пущи, основан в XIII столетии. Знаменит своей прекрасно сохранившейся башней, которая являлась одной из 12 идентичных оборонительных башен, построенных вдоль границ Великого княжества Литовского для защиты от нашествия недружелюбных соседей. И кто-кто только не пытался захватить эту башню, но никому из нападавших и осаждавших это ни разу не удалось. Из тех 12 башен (теперь на территории Беларуси, Украины и Польши) еще три сохранились в виде развалин, остальные вообще исчезли с лица земли, а Каменецкая вот стоит и красуется во всей своей 30-метровой высоте.
Мы взяли экскурсию с подъемом на смотровую площадку башни, и экскурсовод отработала прекрасно, хоть и несколько механически. Рассказала массу интереснейших сведений, все, включая Андрюшу, слушали, затаив дыхание и раскрыв рты.
Нижний ярус башни (около трех метров) за 400 лет ее существования засыпало землей, при первой реставрации в начале XX века эту землю убрали, ярус очистили, и вокруг башни образовался своеобразный вал, стенки которого укрепили камнем. Вход - с земли, над ним - козырек и вниз к нему ведут ступеньки. На самом деле изначально единственный вход располагался на высоте 16 метров от земли, на уровне четвертого яруса башни, и добраться туда без лестниц было совершенно невозможно.
Чтобы пройти на смотровую площадку, сначала нужно подняться по сквозной новодельной лестнице, которая идет прямо внутри башни. А вот последние двадцать ступенек - старинные каменные, высоченные, крутые.
Глаза боятся, а ноги идут.
Поднялись на смотровую площадку, осматриваем окрестности.
Башня стоит на реке Лесная, вон она узкой ленточкой вьется внизу. А когда-то была широчайшей полноводной рекой, прямо за ней начинались непроходимые чащи Беловежской пущи, что и обусловило выбор места для строительства башни.
Леса по берегу речки постепенно вырубались, пуща отступала, и теперь до нее от Каменца ехать целых 18 километров.
Экскурсовод рассказала, что Каменец - один из "малых городов" Беларуси. С населением меньше 9000 человек он является районным центром!
А до войны 93% населения города составляли евреи, здесь проходила черта оседлости. Из всего этого количества спаслось только 9 или 10 человек, о которых есть точные сведения. Страшно.
Спускаемся вниз и поочередно останавливаемся на каждом ярусе, рассматриваем экспозицию.
Вот так выглядел город и башня в XIII веке - они стояли отдельно друг от друга, соединялись мостом. И, говорят, был еще подземный ход, который пока никому не удалось найти.
Памятник зодчему Олексе - строителю Каменца и башни.
Интересно было узнать, что название "Белая вежа" - это именно о Каменецкой башне. Название звучное, но исторически, увы, совершенно неправомочное, потому что появилось только в XX веке и то из-за ошибки в книге этнографа, который указал, что башня стоит на берегу реки Белая (а на самом деле - Лесная). Белить же ее тем более не белили до 50-ых годов XX века, потом все равно отмыли и вернули первоначальный краснокирпичный вид.
Православный собор, построенный в начале XX века на средства Николая II. Первая реставрация башни проходила также на его деньги, вроде, потому, что он любил охотиться в Беловежской пуще и часто проезжал мимо заброшенной бесхозной башни.
Вышли из башни, поели в нагревшейся на жаре машине мороженого (больше и не хотелось ничего) и помчались в Пущу смотреть зубров. Это было главное, ради чего я ехала: Брестская крепость и зубры. Оба пункта сбылись :)) Крепость отозвалась болью, стесненным дыханием и желанием, чтобы это больше никогда не повторялось, а зубры - восхищением перед мощью и красотой природы и настоятельной потребностью вернуться и посмотреть на них еще хоть раз.
Да, из Пущи фотографий у меня совсем мало. Из-за жары не хотелось даже фотоаппарат лишний раз вскидывать, а иногда так захлестывали эмоции, что можно было только смотреть, вбирать глазами, ушами и кожей мельчайшие черточки окружающего, но никак не снимать. В Музее же природы я не фотографировала сознательно. Он представляет собой красивейшее собрание чучел самых разнообразных птиц, животных и пресмыкающихся, обитающих в Пуще. Фигуры животных сгруппированы так, что каждая группа - это застывшая сценка из жизни, настолько динамичная, что, кажется, вот сейчас животные сорвутся с места и пойдет драка, преследование, охота, битва на на жизнь, а на смерть! Зрелище прекрасное, но и ужасное тоже. Никогда я больше не хочу в этот живодерный музей!
В кассах на входе мы узнали, что можем отправиться на обзорную экскурсию по Пуще с заездом в Усадьбу белорусского Деда Мороза, но на сегодня экскурсий больше нет, приходите завтра. Еще можно взять напрокат велосипед и поехать по маршруту своим ходом. Или просто купить входной билет и осмотреть вольеры с животными в шаговой доступности, побывать в Музее природы и еще где-то (уж не помню, мы туда, видимо, не пошли). Решили по сокращенной программе: вольеры и Музей природы. И хорошо решили, потому что даже в Музей Андрюшу пришлось тащить волоком: он так уморился ходить мимо вольеров по жаре почти +35, что его уже ничто не радовало.
Ах, сколько там было разных оленей! Правда, лосей увидеть не довелось.
Красавец...
Самочка настороже.
В ухе какая-то желтая метка. Интересно, для чего. На других животных таких штук не заметили.
Рога-то у всех какие разные!
Три волчонка. Очень забавные были: один сидел в яме, а другие два ходили вокруг да около: то подойдут к первому, то отойдут, потом опять подойдут, снова отойдут. Симпатяги!
Вот так устроено: дорожка и вольеры, огороженные сеткой. Из-за нее фотографировать было трудно.
Мишка сидел в двойной клетке. Видать, не зря.
"А я что? Я ничего...."
Тарпановидные лошадки, трогательные. Тарпаны - это были дикие лесные лошади, к настоящему времени совершенно исчезнувшие. Эти экземпляры - уже скрещенные с обычными лошадьми, но сохранившие характерный для тарпанов серый ремень вдоль спины и еще некоторые признаки.
Ну, и кульминация всего! Зубры. На переднем плане - матерый отец семейства, он в самом деле могучий и величественный, не смотрите, что меленький на фотографии. В центре, помахивающий хвостом, - теленок, а слева, вдалеке - самка и молодой самец. Подступалась я к ним сфотографировать и так, и эдак, но получилось нечто маловразумительное, хорошо хоть, что насмотрелась вдоволь. Кстати, самое сильное впечатление производит именно старый зубр - он массивный, мощный, с косматой гривой, весь такой ЗУБР!, а остальные - так себе зверушки. Но старик - это непередаваемо!
Все. Я получила от этого дня даже больше, чем хотела, и лениво иду к выходу из Пущи, не ожидая уже ничего, кроме приятного отдыха.
Мальчики тоже устали.
И, наконец, проголодались! А что, почти семь вечера, а завтракали в девять утра, пора бы уже проголодаться. Не мудрствуя лукаво, заехали в первое попавшееся кафе в Каменюках, в двух шагах от Пущи, и кафе оказалось очень приятным. Ждем заказ, а пока утоляем жажду. Свет падает так, что кажется, будто в моей и Олежкиной кружке разные напитки, а и там, и там квас.
Герой-водитель! Восхищаюсь тем, чего сама не умею и не могу. Надо же, и это мой младший братик, сама им горжусь и не нарадуюсь :))
Еды нет, приходится фотографировать интерьеры. А когда ее принесли, было уже не до съемок, так хотелось есть :)) Удивились скромной стоимости обеда: такое туристическое место, а цены очень умеренные и все вкусное, свежее. Здорово!
Потом мы тряслись по гравийным дорогам в окрестностях Каменюк, искали агроусадьбу, где я забронировала комнату, чтобы переночевать. С минимальными приключениями и максимумом удачи нашли, расположились, помылись и упали спать. Завтрашний день обещал быть не менее насыщенным.
Последнее фотовпечатление дня: пультик дистанционной съемки - это вещь!
Да пабачэння!