КОМАНДНЫЙ ПУНКТ 602РП и ЗКП 54РД 27РА позывной "ГРАФИК1" и "ЮПИТЕР".

Sep 05, 2013 19:01


Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по бывшей маточной позиции 602-го ракетного полка, ЗКП (РУС-2) 54-й гвардейской ордена Кутузова II степени ракетной дивизии, 27-й гвардейская ракетной Витебской Краснознамённой армии, с 1972 -го по 1990-ый в/ч 03006,позывной "ГРАФИК1" с 1991-го до 2001-го в/ч 77073, позывной "ЮПИТЕР 1". С 2001-го по 2012-й в/ч 34048 гвардейский узел связи. С весны 2013 по настоящее время идет рекультивация объекта. Маточная, основная, центральная или просто матка - под этими терминами подразумевается основная позиция ракетного полка Отдельного Старта, которая помимо БСП "ОС" включает в состав КП полка заглубленного типа с возможностью управлять до десяти "ОС".



Стоит упомянуть совсем немного справочного материала, что модифицированная МБР УР-100К разработана в ЦКБ машиностроения Министерства общего машиностроения СССР (до 1965 г. ОКБ-52 Минавиапрома СССР в Реутове) под руководством Владимира Челомея и в филевском Филиале № 1 ЦКБ машиностроения (до 1960 г. ОКБ-23 авиаконструктора Владимира Мясищева) под руководством Виктора Бугайского. Разработка УР-100К начата в 1967 году. Летно-конструкторские испытания на полигоне Байконур завершены в 1971 году. Комплекс принят на вооружение 28 декабря 1972 года. Конструкторам удалось повысить точность стрельбы, мощность ядерного боезаряда, увеличить ресурс работы маршевых двигателей. Баки ракеты вмещали увеличенное количество топлива. Стартовая масса ракеты увеличена до 50,1 тонны. Масса полезной нагрузки - до 1200 кг. Дальность стрельбы возросла до 12000 километров. Автономная система управления разработана в НИИ-944 под руководством Виктора Кузнецова. Ракета была оснащена тремя боевыми блоками, не имевшими системы индивидуального наведения на цель. Наряду с МБР Р-36П, ракета УР-100К была одной из первых МБР, оснащенных РГЧ. После окончания работы второй ступени пироболты освобождали боевые блоки и они по программе расталкивались пиромеханизмом в разные стороны.

Удаление блоков от точки прицеливания в момент подлета к земле составляло примерно 1,5-2 километра.
Для первых отечественных межконтинентальных баллистических ракет были созданы подземные КП так называемого котлованного типа. Степень их защищенности от поражающих факторов ядерного взрыва была невелика, и это сводило на нет усилия конструкторов ракетных шахтных пусковых установок по их защите: при поражении командного пункта ядерным взрывом уцелевшие более защищенные ракетные установки не могли произвести пуск из-за нарушения управления. Строились котлованные КП долго - до трех лет, так как все оборудование монтировалось на месте строительства. Именно о таком КП и пойдет речь в нашем рассказе. Стоит упомянуть что на смену им пришли так называемые УКП, унифицированный КП был предназначен для управления ракетными комплексами PC-10, РС-20А, PC-16А, позже - PC-18, РС-20Б и их модификациями, а создан в ЦКБТМ под руководством Николая Кривошеина и Бориса Аксютина. Автономная система управления разработана в НИИ-944 под руководством Виктора Кузнецова.
  На "Одиночные Старты" или просто "ОС" как правило ведет бетонка:

Мастами она на столько узкая, что две машины просто не разъедутся. И стоит задуматься ехать ВАМ по ней или нет. Если навстречу попадется спецтехника, то в лучшем случае ВАМ позволять несколько километров пятится назад, а в худшем окажитесь на обочине. И как вы будете от туда выбираться это ваше личное дело. Ходят легенды, что впереди спецтранспорта пускали так называемые тараны, которые расчищали путь от случайных попуток. Разгоняться на бетонке не имеет никакого смысла. Порой плиты проваливаются, подмываемые водой, порой их просто демонтируют:

Нам в этот раз повезло. Добрались практически без приключений, если не считать провалов, которые удалось заметить. Вот мы и на месте. Если честно, то я вообще планировал сделать пару фото со стороны. Так сказать на долгую память, для общего развития с дозволенного для простого смертного расстояния. Ну как-то вот так ни больше,ни меньше. На пилонах начертаны замечательные лозунги для ЛС ВС. Необходимо помнить, что "Честь Гвадейца свято храни" и "Служба почетная, долг Священный":

И потом двинуться восвояси в поисках закопанных советских купюр. Всю дорогу я фантазировал, как буду набивать ими свой вместительный багажный отсек. До денег не доехали, но нашли чуть ли не последний КП полка первого поколения со всей инфраструктурой. Ворота выглядят как-то совсем непрезентабельно:

Правда на воротах внушающие цепи и запоры цвета ХАКИ:



Только вот угрожающая надпись, предупреждающая, что "ОБЪЕКТ ОХРАНЯЕТСЯ ВС РФ" не производит должного впечатления даже на мою ослабленную психику:

Как законопослушный гражданин я всячески пытаюсь вызвать дежурного или хоть как-то привлечь внимание к своей персоне нон грата:

Но никаких признаков жизни не наблюдается. Видимо все на учениях и мне приходится телепортироваться на режимный объект на свой страх и риск. Первичные признаки ТСО периметралных средств очень даже целёхонькие. А вдруг на них еще подается сигнал для обнаружения непрошеных гостей. "СЕТКУ" включали только на ночь... Для управление освещением на въездных воротах приспособили блок управления освещением вертолётной площадки:

Что сделано, того не миновать. Идем изучать инфраструктуру когда-то совершенно секретного и особо охраняемого режимного объекта. Справа от парадного входа, но отдельно огороженной от жилой и боевой инфраструктуры солдатики вели ЛПХ для обеспечения ЛС свежим мясо-молочными продуктами, корнеплодами и прочей питающей субстанцией не содержащей ГМО:

Немного поодаль, слева от главных ворот имеется отдельно стоящий павильон первого ВЗУ, который обеспечивал водой жилую зону позиции:


В плотную слева от главных ворот в сооружении №7 расположены трансформаторная, мастерские, гараж:





и станция водоподготовки питьевой воды. Многое оборудование даже не тронуто, т.к. водой и электричеством еще активно пользуются новые хозяева.
Трансформаторы нежно жужжат, а водичка журчит в трубах:


Проходим вперед на площадку перед сооружением №6, где гудят боевые "ОС"ы. Блин не "ОС"ы, а пчелы. Самая надежная и неподкупная охрана. Но я словно винипух прикинулся тучкой, коих на небе было великое множество и просочился дальше:


Около казармы меня встречал очередной нежданчик:


Свой боевой пост оставил даже наш четвероногий друг, который нес дежурство в комфортабельной будке около сооружения №6.


Для справки: в войсках - свою любимую и уютную "шестёрочку" никто и никогда не называл грубым словом "КАЗАРМА":


Сооружение №6 это комплексное жилое сооружение дежурных сил, где проживает только определенное количество личного состава полка, включая дежурящих офицеров и прапорщиков, в этом сооружении, кроме казарменных, находятся и иные элементы, не имеющие отношения к казарме, как-то: пищеблок,


столовые для офицеров и солдат:


бытовая комната, где личный состав, мог подшиться и погладить обмундирование:


комнаты отдыха офицеров и прапорщиков для сна и досуга при бодрствовании, медпункт, радиоузел, душевая и комната командира полка.
Из личного опыта мне ведомо, что там как правило ловить нечего, за исключением оружейки или наличием каких-либо схемок:


Опачки... А в трапезной горит свет и никаких схемок. Зато в следующей зале работники огня и топора организован импровизированный читальный зал с возможностью выноса служебной литературы для дальнейшего изучения материальной части в домашних условиях, где никто посторонний не будет дышать в спину:


Чтобы не нарваться на неприятности двигаем восвояси, прихватизировав несколько учебных пособий. Рядом с шестеркой еще одно сооружение под номером №6А.
Справа от двери табличка с надписью: "Гостиница", видимо для особо важных персон. Сооружение №6А, гостиница служила для проживания офицеров во время учений:


Но на входе нам предлагают подобрать правильную комбинацию из циферок или валить отселева по добру по здорову:


Но если произнести волшебные слова: "Сим Сим откройся!!!" То прямо на ваших глазах происходит чудо и вашему взору открывается внутреннее убранство.


Лампы здесь света не давали, планировка и обстановка идентичны и экличны сооружению №6. Сколько присвоить звезд этой "ГОСТИНИЦЕ"? Полы прогнили насквозь. Ступать нужно крайне аккуратно иначе можно провалиться:


Зато на стенах особо забывчивым подскажут как правильно заполнить обратный адресок для голубиной почты ;-)


Кое-что все же опечатано и наводит на мысль, что еще не все здесь запущено как кажется на первый взгляд:


Идем на выход. Негоже терять драгоценное время. Вот бы познакомиться с гвардии-капитаном. Ему наверное есть что рассказать:


Сколько здесь выкурено сигарет и рассказано анекдотов. Ведь у гвардии ракетчиков они свои, порой непонятные простому обывателю:


Если кому будет интересно, то можно попросить и ребята расскажут...




Но мы сюда с ВАМИ пришли в поисках приключений, а байки будем потом слушать. Преодолевая второй рубеж обороны, попадаем собственно на боевую позицию:


Тем временем тучи над городом стали сгущаться, предвещая что-то увлекательное:


Проходим немного вперед до первой развилки, слева в зарослях густой травы спрятался второй подземный ВЗУ, подпитывающий живой водой личный состав во время несения БД и оборудование ЗКП:


На перепутье чувствую себя особо неловко, т.к не в силах принять правильное решение. Куда податься? Направо в сторону большого карпома:


Или налево в сторону множества заглубленных строений с характерным камуфлированным раскрасом:


С детства обожаю книжки с красочными иллюстрациями, потому не смотря на предрассудки свернул налево. Я даже представить себе не мог, что передо мной ЗКП (запасной командный пункт) дивизии РВСН. Он крупнее и более защищен чем КП полка, который расположен рядом. Территория позиции и количество вспомогательных технических сооружений на порядок больше. Как жаль что в этот раз не удалось раздобыть план-схему позиции. Вот одно из сооружений о назначении которого можем только высказывать предположения, исходя из его теперешнего внутреннего содержания и конструктива:


Вниз ведет довольно крутая лестница:


Спустившись по ней вниз, попадаем в просторный тамбур перед срезанной гермой. Стены выкрашены в ядовитый голубой цвет. Точно таким цветом окрашены ЗУ на 35 комплексах изнутри в Козельских Засеках. Бытует мнение, что этот цвет напоминает мирное небо над головой:


Внутреннее наполнение помещения довольно спартанское. Слева к стене прикручены намертво стеллажи. Около них каркас для хранения карабинов СКС. Вряд ли их сюда принесли охотники за металлом. Их размер совпадает с шириной секций стеллажа:


Конструктив сооружения можно оценить по этому снимку. Обратите внимание на болтовые крепления по всей поверхности, и комариков, которые приготовились здесь зимовать:


Правее характерное для КП полка обвалованное арочное сооружение 2АР со сквозным проходом к сооружению 2С и множеством технических помещений, но об этом чуток попозжа:


А меня тянет вперед в надежде найти самое интересное:


Увы было уже поздно. С наклонника, ведущего в ЗКП дивизии (БОЧКА) успели спилить козырек. А ведь во время Боевого Дежурсства температура на КП поддерживалась в пределах +18 градусов системой ТВР (температурно влажностнного режима). Это оптимальная температура для людей и аппаратуры, но когда спали то было холодно.

Планировка внутренних помещений ЗКП (БОЧКА). Все аппаратные были оборудованы платформами с
горизонтальными и вертикальными амортизаторами и вся аппаратура находилась на них. :


"На БД заступали в две смены,дежурили по 6 часов ,ночью не менялись,ночная была 12 часов.в каждой смене 1 начальник смены из числа
офицеров или прапоров или из рядовых контрактников, 1мех. ЛАЗ, 1мехю ЗАС, 1 радист, 1 дизелист итого 5 человек в смене"


А вот так он выглядел осенью 1990-го. Если кто узнает своих товарищей, огромная просьба пишите в комментарии:


Через пять лет тоже самое место в цвет. Боевой расчет дежурной смены перед заступлением на дежурство:


Внутренние помещения подтоплены грунтовыми водами и спускаться туда крайне затруднительно и опасно для жизни, т.к. снято покрытие фальшполов и провалиться в воду как минимум по самые помидоры не составит труда. В общем обдумайте это решение, если все-таки решитесь. А раньше внутри кипела жизнь:










Боевая и политическая подготовка является основным содержанием повседневной деятельности военнослужащих в мирное время. Она организуется и проводится на основании требовании общевоинских и Боевого устава, приказов и директив Министра обороны , начальника Главного политического управления Армии и Военно-Морского Флота, организационно-методических указаний по боевой подготовке Сухопутных войск и данной Программы. Программа боевой подготовки была разработана на учебный год и включала практические занятия по стрельбе:


Цель обучения-научить каждого военнослужащего и подготовить подразделение к успешному выполнению задач по боевому предназначению в сложной обстановке современного общевойскового боя и воспитать у личного состава высокие морально-боевые качества.
Вдоль дороги ко второму малому карпому аккуратно сложенные железобетонные конструкции :


Перед нами во всей красе предстает сооружение 13, это сооружение обвалованного типа или просто караульное помещение старого образца, видимо новые в виде сооружения 13Р с автоматизированной системой ведения огня (БПУ башенная пулеметная установка) здесь не поставили:


Вернемся в начало девяностых. Порой удавалось запечатлеть на память несколько кадров на память:


На месте только остатки от опор ТСО ворот ЭЗ (электризуемого заграждения) "Сетки-100":


Колючка, а как же без нее здесь просто никуда не денешься:


И кое-какие приборы, точь в точь как в Саратове светящиеся в темноте. Вероятно это была панель приборов от генераторов, которые здесь были необходимы как кислород на случай введения ВСБГ (высшая степень боевой готовности, которых бывает аж три:"ПОВЫШЕННАЯ", "ВОЕННАЯ" и "ПОЛНАЯ":


КП начали пилить с разных сторон одновременно. Второй вход в в ЗКП с противоположной стороны уничтожен до основания:


Буквально везде следы работы газовых резаков:


Одним словом дестроят объект вожделения. Вот такая печальная панорама открывается с крыши ЗКП:


На конусах раньше стояли вентиляционные трубы. С поверхности крыши ЗКП снят огромный слой грунта:


Пока еще различим подземный проход под ТСО в карпом:


Благодаря  черно-белой пленке можем вернуться в прошлое:


Газовые резаки требуют все больше газа, а по словам пильщиков овёс нынче дорог:


Всем желающим открыт доступ в разветвленные подземелья командного пункта через эвакуационный выход. Сигналка отключена:


Кругом следы рабочих, основная цель которых стереть с лица свидетельства былого величия:


Зачем в глухой дренаж приставлена лестница?


Трубопроводы. Все что можно уже срезано:


Можно попробовать спуститься во внутрь. Но без страховки глупо. Но у меня ее не было, и напарника тем более. Поэтому идем дальше. Воду из подземелий уже давно не откачивали, большая часть сооружений ЗКП подтоплена осадками и грунтовыми водами:


На эту площадку могли заезжать мобильные радиорелейные станции Р-405 в специализированном кузове, установленном на шасси автомобиля ГАЗ-63. Сюда выходило множество кабелей. О чем свидетельствуют остатки брони от кабелей. А всего несколько лет назад рядом с ней стояли две огромные антенны РЛС, направленные на ПДРЦ, высотой с как минимум с девяти этажный дом:


Любители олдскульного хабара могут примерить шапу, многие иностранные туристы с гордостью носят такие после посещения РАШКИ:


Рядом урчат трансформаторы, вырабатывая пока еще необходимую для рабочих энергию:


В среднем закамуфлированном сооружении был оборудован склад ЗИП. Кое-что пока тронуто и ждет своей участи в оригинальной заводской таре:


Давайте пройдем к арочному сооружению 2Ар:


С одной стороны в сооружении 2АР оборудованы аппаратные:


Внутри на полу разбросаны остатки шифровального оборудования:


Формуляры, справочники и запасная телеграфная лента:


Правое крыло распилено не полностью:


На брошенном столе находим служебную документацию дежурного начальника центра:


А на стенах попадаются уцелевшие силовые сборки:


Такие кабеля искрили в капсуле УКП 28-й РД под Козельском:


Чуть дальше в одном из отхожих мест прямо над сидалищем гальюна нависает замысловатая приблуда:


На поверку это устройство ни что иное как Герметические клапаны ГК ИА с электроприводом и ручным приводом. Клапаны герметические вентиляционные ГК ИА 01009, ГК ИА 01010, ГК ИА 01011, ГК ИА 01012, ГК ИА 01013 предназначены для установки на воздуховодах вентиляционных систем, а клапаны ГК ИА 01014, ГК ИА 01015 - для установки на трубопроводах выхлопных газов дизелей, в качестве запорных устройств и служат для надежного отключения помещений от наружной среды, или одних помещений от других. Установочное положение клапанов - любое, допускаемое приводом и позволяющее управлять клапаном. Присоединение клапана к трубопроводу фланцевое. Управление гермоклапанами ИА 01009, ИА 01011; ИА 01012; ИА 01014 - электроприводом, гермоклапанами ИА 01010, ИА 01013, ИА 01015 - ручным приводом. Каждый гермоклапан состоит из следующих основных деталей и узлов:
корпуса 1, через который при открытом гермоклапане проходит среда. Корпус может быть стальной сварной конструкции или литой из серого чугуна;
тарели 2, являющейся запорным устройством, обеспечивающим герметическое перекрытие проходного сечения гермоклалана;
рычага 3, поджимающего тарель к уплотнительной поверхности седла;
оси 4,соединяющей тарель 2 с рычагом 3;
пружины 5, предназначенной для стабилизации тарели 2 на потоке и участвующей в открытии и закрытии клапана;
вала 6, передающего движение от привода через рычаг 3 тарели 2;
привода 7, который передает вращение на вал 6. Применяются приводы электрические и ручные.
Конструкция электропривода позволяет осуществлять:
-дистанционную или местную сигнализацию крайних положений запорного устройства «открыто» - «зарыто»;
-автоматическую остановку запорного органа при достижении крайних положений;
-автоматическую остановку запорного органа при превышении установленного крутящего момента.
Конструкция ручного привода позволяет осуществлять:
-дистанционный контроль положения «открыто» - «закрыто» при помощи узла сигнализации;
-местный контроль положения тарели «открыто» - «закрыто» при помощи указателя.
Регулировка и подключение электропривода к сети производятся согласно инструкции по монтажу и эксплуатации электропривода. Герметизация мест выхода вала и бронзовых втулок обеспечивается резиновыми уплотнительными кольцами.
Возможность работы клапана при вертикальном и наклонном расположении вала обеспечивается кольцом, закрепленным на валу с помощью штифта, выполняющим роль упорного подшипника. При открытии клапана электропривод или ручной привод передает вращение валу, соединенному с тарелью. В начале поворота вала на 20-30? тарель отходит от седла корпуса, не поворачиваясь, что достигается посредством одной или нескольких пружин. При дальнейшем повороте вала тарель совместно с рычагом устанавливается параллельно оси прохода гермоклапана, открывая проход для среды. Поворот вала прекращается при срабатывании микровыключателя, который разрывает цепь управления электродвигателем. Закрытие прохода клапана происходит в порядке обратном открытию. Тарель сначала поворачивается на 90?, становится параллельно седлу; затем при дальнейшем повороте вала на 20-30? прижимается к седлу. Поворот вала прекращается при срабатывании муфты ограничения крутящего момента - которая, воздействуя на микропереключатель размыкает цепь электропривода.
Дата последней поверки, которая на нем нанесена белой краской 02.87 подтверждает, данные, что позиция выведена с боевого дежурства в 1990 году. В левом крыле при беглом осмотре более грустно:


Но ни в коем случае нельзя терять контроль, иначе как минимум вляпаешься в оголенные провода попиленных силовых сборок, получив заряд бодрости:


Внутри множество длинных коридоров, ведущие в запутанные лабиринты:


И столь же разветвленная сеть трубопроводов с электрическими задвижками (описание принципа работы Клапана) смотрите выше по тексту. А использовался в данном случае в системе кондиционирования воздуха:


По потолку закреплено множество кабель каналов по которым уходили вверх фидеры на антенное поле, которое располагалось между КП и ссооружением 2Ар. На воздуховодах стрелками отмечено движение газов:


Выходим на свежий воздух с противоположной стороны сооружения 2Ар:


Вся тропинка усыпана ароматными яблоками:


Перед входом на пандусе шаговый контактный механизм:


Наверное, на десерт в в яблоневом саду припрятали воронку:


В траве нашли несколько элементов антенной группы, которые здесь стояли:


Снаружи по бокам сооружения 2АР мощнейшая вентиляционная система:


Всего в нескольких метрах от выхода из сооружения 2Ар имеется характерный наклонник. Это вход в сооружение 2С, которые в купе с 2Ар образуют КП полка:


Светлый коридор ведущий в преисподню, откуда вели тотальный контроль над изделиями:


За всем происходящим в реальном времени наблюдает В.В.П., а глаза у него такие грустные:


Наверное из-за того, что медленно пилят объект:


Им приходится прилагать огромные усилия, чтобы добраться до особо ценного оборудования, которое еще можно продать на вторичном рынке. Вот практически целехонький клапан избыточного давления модернизированный КИДМ-200.


Изготовлен практически целиком из высокоуглеродистой нержавеющей стали. Клапаны избыточного давления предназначены для автоматического поддержания в помещении постоянного избыточного давления заданной величины (подпора), для обеспечения перетекания воздуха из одного помещения в другое только в одном направлении и, при необходимости, для герметизации помещений. Клапан представляет собой металлический диск с резиновой прокладкой, соединенный рычагом и шарниром с металлическим корпусом, монтируемым в вытяжном канале. Под давлением ударной волны диск плотно прилегает к корпусу клапана, закрывая отверстие, через которое удаляется отработанный воздух. Вытяжные каналы имеют герметические и регулирующие клапаны.
Он представляет собой металлический диск с резиновой прокладкой, соединенный рычагом и шарниром с металлическим корпусом, монтируемым в вытяжном канале. Под давлением ударной волны диск плотно прилегает к корпусу клапана, закрывая отверстие, через которое удаляется отработанный воздух. Вытяжные каналы имеют герметические и регулирующие клапаны. Назначение: для автоматического перепуска воздуха в вентиляционных каналах на АЭС и сооружениях Гражданской обороны. Клапаны выпускаются в двух исполнениях: обычном и антикоррозионном. Клапаны обычного исполнения предназначены для работы в среде чистого воздуха; антикоррозионного - в среде, содержащей агрессивные пары.
Основными составными частями клапанов КИДМ являются: - корпус; - противовесы; - тарелка; - рычаг и уплотнительная прокладка.
В настоящее время серийно производятся клапаны: КИДМ-100 (КИДМ-100А) КИДМ-150 (КИДМ-150А) КИДМ-200 (КИДМ-200А) КИДМ-300 (КИДМ-300А) Клапаны избыточного давления КИД отличаются от клапанов КИДМ отсутствием защитного металлического кожуха, а также устаревшей конструкцией.
Но их можно оправдать, метал упорно сопротивляется или порой просто-напросто не поддается резаку. Некоторые детали на руках не вытащить, например, исполнительный механизм электропривода масляного насоса:


Три гермы подряд, чтобы выдержать напор ударной волны на случай ядерного удара:


Уцелела правда одна промежуточная. По надписи ясно, что в одном из "аквариумов" стоял самый главный ДГ-1:


Вполне возможно, что именно это его остатки:


А на поверхности земли над генераторной резервный выход наружу через люк точь в точь как на подводной лодке в районе выхлопа и воздухозабора дизельной установки:


Впереди на перекрестке самой важной транспортной артерии, ведущей на главную технологическую площадку, среди густой растительности скрывается закамуфлированное ДОС:


Справа на пригорке пилят ВШ ВЗУ. Это третий из обнаруженных на позиции водозабор, который служил для водоснабжения КП и технологического оборудования в сооружении 2АР :


Как же в эти долговременные сооружения умещались бойцы? Мне с моим не самым большим ростом там совсем не комфортно. Видимо на службу принимали бойцов невидимого фронта с совсем уж скромными габаритами:


Весь мир для них на время несения караульной службы был виден через амбразуру:


Словно по уменьшенной копии "Потемкинской" лестницы:


Подходим к основной технологической площадке на позиции. ЕЕ еще называют SILO, ШПУ, сооружение №1 или просто силосная траншея:


Даже через толщу воды отчетливо просматривается ствол шахты, уходящей на 30-ти метровую глубину. Слева зарослях травы спряталась крышка ЗУ. Защитное устройство ШПУ откатного типа.В народе 5-угольную крышу ЗУ комплекса 15П020 называли "Утюгом":


Странно что еще остались опорные ролики, которые отводили ЗУ по рельсам открывая изделию 15А20 путь к цели:


В противоположную сторону ударной волной отбросило направляющие откатной системы, которые свернуло буквально в бараний рог:


На соседней поляне имеется углубленная ровная площадка ниже основного уровня земли:


Предположительно, что на этом месте была подземная антенна ИХМО. Может более знающие люди меня поправят.
Налево от сооружения №1 уходит взлетка к большому карпому:


Справа в кустах площадка с остатками массивного основания из бетона и металла. Здесь стояли задвижки на топливопроводе, питающем дизеля в соседнем арочном сооружении и КП:


Красота вокруг неописуемая, камуфляж и небеса сливаются воедино:


Дверь в караулку просто обшита металлом, краска везде сильно облупилась:


Внутри конечно пусто. Только щиток от ТСО "КРИСТАЛЛ". Стоит упомянуть, что это была одна из первых систем периметровых средств обнаружения установленных по периметру охраняемого объекта и предназначенные для формирования тревожного сигнала при попытке преодоления нарушителем зоны обнаружения этих средств. Относится к так называемым средствам проводнообрывного типа:


Стандартная параша для караульных:


Вот и все:


Идем на выход:


Погода начинает портиться.


Небо затягивают грозовые облака:


А ведь нам еще нужно отсюда как-то выбраться. Очень хочется без приключений. Но без приключений никак не получается. Занесла нас нелегкая возвращаться на базу по короткой накатанной по полям дороге. Резина тут же превратилась в грязевые слики. На расстоянии десяти километров в округе нет ни единой живой души. Телефончег не ловит сеть мать его. Дефчонки начинают нервничать и дают понять, что у них в любой момент могут начаться преждевременные роды. Но карты сегодня легли правильно и мы выбираемся на асфальт:


Вот когда ощущаешь настоящее чувство свободы. Сразу лезут в голову слова песни: " Я СВОБОДЕН..."





Мне предстояла долгая дорога домой. Водные процедуры для нашего проходимца:


И задушевная беседа в кругу друзей:


P.S. Выражаю огромную благодарность всему личному составу, кто консультировал меня, а особенно, ребят, которые поделились фотографиями из личного архива:

- Вадима Фролова. Служил на ЗКП  89-90 гг

-Руслана Стрихара, слухил на ЗКП 90-91 гг. НДР-411
-Владислава Рыжова . Служил на ЗКП  96-97 гг

Продолжение истории обязательно будет в следующих блогах про "Отдельные старты".

Владимирская область, РВСН, УР-100К, 602-й РП, БСП

Previous post Next post
Up