В прошлом году энтузиасты и лубители узкоколейки начали бить в трубу о беспределе творящемся в Клепиковском районе Рязанской области о якобы законном демонтаже узкоколейки между Тумой и Головановой дачей. По сообщению газеты:
rzn.info в настоящее время идет разбор линии узкоколейной железной дороги Тумская-Голованово. Это стало известно из записи в рязанском сообществе Живого Журнала. Представитель администрации Клепиковского района сообщил RZN.info, что дорога уже давно не транспортабельна и владелец линии - филиал Владимирской железной дороги - принял решение разобрать эту ветку.
К тому же разбор линии Тумская-Голованово законен и помимо железнодорожной ветки существует автомобильная дорога, которая нормально функционирует, пояснили в администрации. Любопытно, они хоть раз сами ездили по этой "автомобильной" дороге?
Давайте вместе прокатимся по той дороге, которая есть в настоящее время. Сразу предупрежу, хотя мы ехали на внедорожнике и нам повезло с погодой, проехать в эти края довольно затруднительно на протяжении практически всего хода. На помощь порой приходит сама природа создав здесь, которая создала уникальный уголок практически не тронутый цивилизацией.
Мы начинаем свой маршрут от одной из уцелевших ватных фабрик. Кстати ради которых тоже строилась УЖД. Наш путь лежит в сторону Гришино, где по нынешним временам имеется просто седьмое чудо света для этих мест. Это построенный во времена расцвета социализма железобетонный мост через реку Пра:
Мост в настоящее время используется рыбаками, т.к удобно с него забрасывать снасть в любое рыбное место. Машины крайне редко по нему переправляются на другую сторону. Вот и рыбак на мосту с удивлением смотрит на нас. Правда мы в этот раз только сделали фотона память и поехали в обратном направлении. За мостом дорога ведет в Болонь, но об этом следующий раз. Минуя Гришино, мы уходим на лесную дорогу, следуя указаниям местных жителей, которые с удивлением смотрят нам в след. По наитию и следам лесовозов продвигаемся в глубь леса. Навигатор здесь нам не в помощь. Показывает сплошь и рядом только лес:
Нам не долго приходится ждать первое маленькое открытие. Прямо рядом с дорогой какая-то яма:
Заглядываем во внутрь. Очень похоже на придорожный источник, родник или небольшой колодец. На предыдущей фотографии видна плошка на дереве:
Дальше нам попадается на удивление расчищенная от поросли просека. Расчистили скорее всего после пожаров 2010 года:
Прямо напрашиваются слова классика: "в лесу раздавался топор дровосека..."
Всё чаще нам стали попадаться противопожарные рвы, а кое-где даже такое, похожее на капониры:
Но им тут по моим предположениям делать нечего, хотя кто его знает ведь детские концентрационные лагеря были и немецкие военнопленные тоже работали на торфоразработках. А вот и первые следы техногена:
Деревья вдоль дороги так и норовят сомкнуться словно в сказке. Не зря Есенин учился здесь и писал свои первые стихи:
Наш маршрут пролегает левее, а если проехать прямо и прихватить снасти, то без рыбы и хорошего настроения не останешься. Первая деревня, которая нам попадается на пути называется Ювино. В ней не так много жилых домов, хотя попадется вот такая техника:
Жилых домов не так много и редкие жители здороваются с нами как это здесь принято и подсказывают дорогу к цели. А все больше здесь конечно вот таких заброшенных строений:
При желании за очень небольшие деньги можно стать его полноправным владельцем. Все больше на лесных дорогах нам попадаются места очень похожие на забытые богом:
В 2010 году здесь бушевали лесные пожары и наше правительство в очередной раз расписалось в своей беспомощности и не подготовленности к черезвычайным ситуациям. Повсюду сгоревший лес и оплавившиеся провода ЛЭП:
Нам пришлось быть невольными свидетелями этого горя. На помощь были призваны даже международные силы пожарных.
Судя по указателям на деревьях мы находимся на территории Головановского Егерьского участка. Значит мы на правильном пути:
Словно по наититю мы сворачиваем с основной дороги и оказываемся прямо у одной из местных жемчужин. Это озеро Урцево. Оно одно из немногих в природе, где произрастает водный орех Чилим:
У отдыхающих на его берегу спрашиваем дорогу. Они нам в ответ, что бесполезно и мы туда не проедем. Я уж было расстроился. Но когда они увидели наш пепелац, то дали добро и рассказали как ехать к нашей заветной цели. Озеро окружет система дренажных каналов. Я их принял за старые окопы:
Чудится мне последнее время кругом одна военка. Минуем деревянный мост:
Помните в самом начале я уже упоминал какие мосты характерны для этих мест? Вдоль дороги то тут, то там нам попадаются толи вершки, толи корешки:
Строгие указатели предупреждают:
Правда кого?
Довольно часто в литературе про эти места встречается упоминания про выход силовых полей из земли и соответственно вот такие деревься встречающуюся повсеместно. Привыкнуть к этому невозможно:
На одной из развилок нам попадается указатель, словно из сказки:
Который еще раз подтверждает, что мы на правильном пути. Кстати обязательно хочу попасть в Ольгино. Но пока на сегодняшний день не осуществил этот замысел. Там правда нет жилых дворов, но место интересное. Пожары прошлого года добрались даже до указателей:
Они абсолютно не читаемы:
Дальше нам попалась целая цепочка псевдо капониров. Одиночный:
А рядом двойной:
Может они просто для отстоя или разъезда техники на узких лесных дорогах. Делаем небольшой перекур на развилке для отдыха и рекогносцировки на местности. Как я люблю своего коня:
Если пройти налево от основной дороги, выходим практически в чисто поле:
Полностью состоящие из обгоревших пеньков:
По другую сторону дороги не менее обнадеживающие виды. Пепел и горы из обгорелых веток, собранных в кучи:
Как говорится чем дальше в лес, тем больше дров:
Вот еще одна просека из песчаной реки:
Оказывается здесь проходит магистральный нефтепровод, до которого не добрался огонь пожарищ:
Как я мечтаю исколесить все эти просеки на строптивой каве, а не на Диско, который все-таки привязан хоть к какой-то, но дороге:
Вот она VICTORY, даже деревья срослись как руки на плакате:
Значит осталось совсем немного. Очередной сказочный указатель на самом въезде в Голованово:
Мы правда так и понали в каком направлении нам двигаться. Зато местый ЧОП строго охранял вминяемый ему объект:
Под лучами палящего солнца у нас просто начали плавиться мозги:
Мы хотели было спрятаться в тени заброшенной избушки:
Как откуда не возьмись появился ... Да именно мужик размахивающий кулаками и криками "УБЬЮ". А мы к нему на встречу со встречным предложением руки серда желаем здравия и все такое. Благоразумие сработало. И через мгновение он уже лез лобызаться прямо в сахарные уста. Но мы не из этой породы. Начали его расспрашивать, что по чем. Он раскололся и послал нас в нужном направлении:
Здесь мы встретили еще одного товарища, который чуть ли не запрыгнул к нам на вакантное место место, но быстро ретировались, отправив ему в душе воздушный поцелуй.Потом мы наткнулись на какие-то развалины:
Идентифицировать их не смогли. Похоже на заброшенную лесопилку:
С пустующим постаментом:
А потом вдоль вырванных с мясом из земли шпал, которые еще пахнут кривозотом:
Попадаем прямо к разобранному вокзалу станции Голованово:
Через незамысловатый мостик попадаем на разобранные пути, где совсем недавно курсировали мотовозики:
Здесь и символ победы не спас пути от дестроя:
На противоположной стороне домик с оригинальной беседкой. Явно какой-то зажиточный старожил, но нам было не досуг искать и расспрашивать хозяина:
Основную информацию, о том что мы здесь не первые выдали братья-мусульмане, которые разбирали пути:
А вот все, что осталось от узкоколейки:
А это дорога на Туму:
Чуть не сказал на ЭШАФОТ. Рядом с вокзалом сохранилась пара раритетов. Оди даже в рабочем состоянии и нам предложили его забрать, но мне он не стыковался по шнурам с моей HI FI системой и пришлось оставить эти раритеты местным аборигенам:
Рядом с вокзалом характерные для этих мест постройки для хранения всякого барахла и припасов на зиму в просторечии сараи:
Обратно хотели вернуться через Туму, я был наслышан о сохранившейся паровозной водонапорке, но егеря сказали что дороги нет и вовзращаться придется по той же дороге, что мы сюда приехали. А это в продолжение про местные дороги о которых я писал в самом начале:
На обратном пути нам попадались указатели, запрещающие проход и проезд не понятно куда. Такие встречались раньше только на секретных объектах МО, но здесь таковых не имеется:
Между этих веток хочется натянуть струны и съиргать на нервах у лешего:
О проходимости местных дорог служит наличие гати:
Стоит пойти дождю и дорога просто проваливается под колесами транспортного средства. По обочинам дороги встречаются ухоженные НУПы:
Иногда на этих магистралях проводится ремонт и объезд приходится искать где попало или просто рубиться через лес:
Часовые леса сопровождали нас на всем пути:
Даже грибочки какие-то очень загадошные. Не галлюциногенные случайно? Но мы не соизволили их откушать:
Попадаются и следы былой цивилизации, которая здесь процветала на протяжении десятилетий:
На выезде-въезде имется информационный стенд с правилами поведения в заповедной зоне:
А рядом с сельским клубом:
Обелиск в честь погибших в годы войны местных жителей:
С книгой доблести. Такие памятники довольно ухожены и встречаются повсеместно:
А рядом поклонный крест в честь около руин храма в честь иконы Пресвятой Богородицы:
И все, что от него осталось:
А в качестве небольшого бонуса наш итерактивный трек:
Уничтоженная платформа и вокзал УЖД в Голованово EveryTrail - Find
hiking trails in California and beyond