Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Oct 04, 2010 01:30

Железнодорожный музей в Бресте открыт 15 мая 2002 г. Общая площадь составляет 29000 м². Длина трех экспозиционных путей - 1200 м. В экспозиции музея, по состоянию на настоящий момент, находятся 49 образцов натурной железнодорожной техники. Отличительной особенностью музея является то, что большинство экспонатов действующие, что позволяет использовать их в экскурсионных поездках и киносъемках. Также имеется более ста экспонатов технического оснащения железнодорожного транспорта разных периодов истории.



Брестский железнодорожный музей

Я начну с паровозной части экспозиции, а экспонаты расставлю в хронологическом порядке, считая по году постройки того или иного паровоза.
Паровоз Эу №699-45. Построен в 1929 г. на Брянском паровозостроительном заводе.
Паровозы марки Э - практически лучший паровоз дореволюционной постройки и один из самых надёжных паровозов в мире. Он выпускался с 1912 по 1957 гг., причём не только в России и Советском Союзе, но и целом ряде зарубежных стран. По количеству построенных локомотивов (около 11 тысяч) и по общей продолжительности выпуска паровоз Э является абсолютным рекордсменом в истории мирового паровозостроения.



Паровоз Эм №727-24. Построен в 1933 г. на Харьковском паровозостроительном заводе.



Паровоз Эр №743-76. Построен в 1935 г. на Луганском паровозостроительном заводе.



Паровоз Эр №17-750-01. Построен в 1943 г. на Коломенском паровозостроительном заводе.



Сцепные колесные пары, рабочий цилиндр, кулиса, тяги и маятник паровоза Эр.



Тендер паровоза Эр.



Тележка тендера.



Паровоз Эр №770-36. Построен в 1950 г. в Познани (Польша) на заводе им. Сталина.



Паровоз Эр №771-14. Построен в 1950 г. в Брно (Чехия) на заводе им. Готтвальда.





Паровоз ФД20 №1237. Построен в 1936 г. на Луганском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз типа 1-5-1, производившийся в 1931-41 гг. ФД обслуживал важнейшие грузовые направления, увеличивая их провозную способность за счёт повышения веса и, особенно, технической скорости движения грузовых поездов. Являлся одним из мощнейших советских серийных паровозов и имел среди них самую высокую силу тяги.



Поддерживающая тележка паровоза.


Обратим внимание на рельсовую колею, на которой стоит паровоз. Как видно, она двойная: сочетает широкую (1524 мм) и узкую (1435 мм) колеи. Паровоз ФД стоит на широкой колее, одним рядом колес на ближнем к нам рельсе, вторым - на третьем рельсе от нас.

Паровоз ТЭ №074. Построен в 1942 г. в Германии.
Паровоз тип 52 или BR 52 был разработан в первой половине 1942 г. в качестве «военного» паровоза (нем. Kriegslokomotive). В общей сложности за время войны в качестве трофеев и по репарациям, в распоряжение СССР поступило около 2200 таких паровозов, эксплуатировавшиеся на железных дорогах в 1940-70-х гг. Паровозы получили обозначение ТЭ, что расшифровывается как «Трофейный, идентичный по характеристикам паровозу серии Э». Подавляющее большинство локомотивов подверглось переделке под российскую колею 1524 мм.


Как мы видим, паровоз ТЭ стоит на других путях, имеющих ширину колеи 1435 мм. Этот паровоз работал на Белорусской железной дороге, и не подвергся переделке на широкую колею.

Паровоз ТЭ №2596. Построен в 1943 г. в Германии.



Задняя часть топки паровоза.



Паровоз ТЭ №5806. Построен в 1943 г. в Германии.



Тендер паровоза.



Это приспособление, подвешенное на борту тендера, позволяло при сходе с рельс вернуть паровоз на путь.



Паровоз ТЭ №8026. Построен в 1943 г. в Германии.



Сцепные колесные пары паровоза ТЭ.



Тележка тендера паровоза ТЭ.



Паровоз П32 «Победа» (с 1947 г. - Л №0009). Построен в 1946 г. на Коломенском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0, разработанный в конце Великой Отечественной войны и выпускавшийся в 1945-55 гг. Является одним из лучших и массовых (свыше 4 тыс.) советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог Советского Союза.



Колесные пары паровоза Л.



Нефтяной тендер паровоза Л.



Паровоз СО 17 №3268. Построен в 1948 г. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0.



Паровоз Су №250-30. Построен в 1948 г. на паровозостроительном заводе «Красное Сормово».
Пассажирский паровоз типа 1-3-1, выпускавшийся в 1924-51 гг. Был создан на базе лучшего курьерского паровоза Российской империи и стал первым паровозом, разработанным в Советском Союзе. Являлся универсальным пассажирским паровозом, который мог водить с умеренной скоростью различные пассажирские поезда, в том числе и тяжёлые, многовагонные. Самый массовый советский пассажирский паровоз, который эксплуатировался на подавляющем большинстве железных дорог страны вплоть до конца 1960-х. Считается одним из лучших в мире паровозов.





Кулисный механизм паровоза Су. Диаметр колес парвоза Су - 185 см.


Очень просто определить, пассажирский паровоз или грузовой: у пассажирских тянущие колеса очень большие, в рост человека (для достижения больших скоростей при малой нагрузке), у грузовых же колеса небольшие.

В будке машиниста.



Паровоз Л №1259. Построен в 1949 г. на Брянском паровозостроительном заводе.



Паровоз П36 №0050. Построен в 1955 г. на Коломенском паровозостроительном заводе.
Магистральный пассажирский паровоз, выпускавшийся в 1950-56 гг. Мог эксплуатироваться на подавляющем большинстве советских железных дорог, заменив паровозы серии Су и заметно повысив вес пассажирских поездов. Последний выпускавшийся в СССР пассажирский паровоз.



Ведущее и сцепные колесные пары.



Будка машиниста.



Топка.



Датчики давления.



Паровоз-танк 9П №14362. Построен в 1953 г. на Муромском паровозостроительном заводе им. Дзержинского.
Маневровый танк-паровоз (бестендерный) типа 0-3-0 выпускался в 1935-77 гг. Использовался на маневровых работах, а также на путях многих заводов и рудников.



Тяговая часть паровоза 9П.



В 2006 г. паровоз представал в совершенно другой раскраске.



Паровоз ЛВ №0202. Построен в 1956 г. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе. Магистральный грузовой паровоз, производившийся в 1952-56 гг. Один из самых совершенных советских паровозов. Последний паровоз серии (ЛВ-0522) стал для советского паровозостроения последним построенным магистральным паровозом.



Дверца дымовой коробки.



Шуровочная дверца топки паровоза ЛВ.



Набор манометров.



Эпилог паровозной эры: «Труд паровоза велик, путь паровоза славен!»



В следующих частях будут представлены тепловозы, вагоны и специальная техника Брестского железнодорожного музея.

Белая Русь/Берасцейшчына, 450d, Белая Русь, 2010, railway, museum

Previous post Next post
Up