Восьмого ноября исполняется 190 лет со дня кончины Сильвестра Феодосиевича Щедрина.
Сильвестр Щедрин в основном знаком широкой публике итальянскими пейзажами. Последнюю декаду своей недолгой жизни он провёл в Италии и написал множество прекрасных пейзажей. Не все, однако, знают о его петербургском периоде. Щедрин закончил Академию Художеств в 1811 году и заслужил пенсионерскую поездку в Италию или Францию, но по политическим причинам (война с Наполеоном) остался на несколько лет в Петербурге. Благодаря этому обстоятельству мы имеем несколько замечательных городских пейзажей за его подписью.
Почему именно Малая Нева? А вот не знаю. Всё, что я нашёл, связано с Малой Невой. Может, он жил на Тучковой набережной, например? Для автора этой публикации Малая Нева была с детства роднее, чем Большая, потому что я прожил тут поблизости значительную и, вероятно, не худшую часть жизни. Поэтому мне очень приятно показать читателю именно эту часть Петербурга глазами русского художника начала 19 века.
Все картины написаны в короткий период с 1815 по 1817 годы. Мы будем разбираться в том, что есть что (это моё любимое занятие). Для этой цели я подготовил фрагмент из плана Шуберта 1828 года:
Фрагмент Подробного плана Санкт-Петербурга 1828 года (под начальством ген.-майора Шуберта)
Этот план очень неплохо послужит нашей цели - узнать объекты, изображённые художником, ведь с момента написания картин прошло не более 13 лет. В общем-то, и за последующие 200 лет здесь изменилось не так уж много. Если говорить о различиях, то больше всего обращает на себя внимание сама Малая Нева. Остров посреди неё - это знаменитый Тучков буян, который в 19 веке ошибочно считали дворцом Бирона. Сейчас он находится на Петроградской стороне, а 200 лет назад Малая Нева и речка Ждановка представляли из себя сложную систему протоков на болотистой местности. Это болото простиралось от Малой Невы, которая была много шире, чем теперь, до Владимирского собора и сегодняшнего проспекта Добролюбова.
1. Вид с Петровского острова - 1816 год
Вид с Петровского острова в Петербурге. 1816. Государственный Русский музей.
Что мы здесь видим? Приглашаю желающих вместе со мной узнать все объекты на этой картине.
Несомненно, перед нами речка Ждановка. Мостик через неё даёт нам возможность безошибочно определить место: этот мост показан и на карте Шуберта (см. ниже). Кстати, здесь, в начале Петровского проспекта, мост присутствует и сейчас.
Пройдём теперь через всё полотно слева направо.
Здание, несколько напоминающее Пушкинский Дом, - это церковный флигель Второго кадетского корпуса на Ждановской улице. На карте Вагнера можно даже разглядеть выступ, образуемый портиком. Справа от флигеля сквозь деревья и служебные корпуса (на карте подписанные «Прачешная»), просвечивает фронтон основного фасада. До сегодняшнего дня эти фасады не сохранились.
Любопытно, что в створ картины должен был бы попасть и шпиль Петропавловского собора. Но на картину он не попал, будучи заслонён фронтоном или деревом.
Справа от служебных корпусов, которые тоже не сохранились, видна колокольня Владимирского собора. И дальше направо - Тучков мост через Малую Неву.
Тучков мост нынче не такой, как 200 лет назад. Благодаря тому, что он был такой приземистый, на сваях, мы можем видеть великолепный ансамбль Дворцовой набережной на горизонте: Старый Эрмитаж, Малый Эрмитаж, Зимний дворец.
Дальше направо - ансамбль Биржевой площади, которая была в то время в процессе радикальной реконструкции. Поэтому новое здание Биржи, возвышающееся над остальными строениями, не похоже само на себя без колоннады, а вместо северного пакгауза и таможни мы видим здания, которые будут через несколько лет заменены новыми. Также можно разглядеть и северную Ростральную колонну.
А что это за купол слева от Биржи? Это - Казанский собор. Если есть сомнения, приложим к карте линейку и убедимся, что это может быть только он - в точности чуть левее Биржи.
Пропустим несколько зданий по Тучковой набережной, которые мы определили как здания-предшественники северного пакгауза и таможни. Следом за ними идёт Старый Гостиный двор - самое грандиозное творение Трезини, не дошедшее до наших дней. В начале 20 века гостиный двор уступил место нескольким важным государственным учреждениям. Остался лишь небольшой фрагмент на Тифлисской улице.
Затем на первом плане, прямо посреди русла Ждановки, мы видим небольшое жёлтое сооружение непонятного назначения. На карте Шуберта (и уж тем более сегодня) его нет, но нас это не должно удивлять: между Щедриным и Шубертом - 1824 год, и не такие маленькие постройки были снесены стихией. Но всё же что это могло быть? К этому строению ведут мостки с берега, затем они огибают здание и продолжаются вверх по реке. Образовавшийся между мостками и берегом своеобразный залив был, вероятно, пристанью, лодочной станцией, а домик - пристанищем лодочника. Эта пристань могла служить нуждам кадетского корпуса (не зря же его служебные корпуса располагались у берега Ждановки). На карте Шуберта, чуть выше по реке, можно увидеть пристань (построенную, видимо, уже после 1824 года), которая подтверждает нашу догадку.
Справа от предполагаемой лодочной станции, за мостом, сливаясь с Васильевским островом, красуется массивное четырёхэтажное сооружение - кажется, в форме буквы Г. Что же это такое? На Васильевском острове ничего подобного нет. Это же Тучков буян! Мы помним, что он располагался не на Петроградской стороне, а посреди Малой Невы, на острове. Но ведь это здание кажется расположенным прямо на Васильевском! Да, к Тучкову буяну на картине есть много вопросов - и то, что он, похоже, расположен правее, чем должен быть, и то, что его торец должен находиться под углом к зрителю. Тем не менее, это точно Тучков буян - и потому, что ничего другого мало-мальски похожего по масштабу, в этом месте не было, и потому, что Тучков буян должен быть отсюда виден.
Будем считать, что Тучков буян - единственное сомнительное с точки зрения расположения место на этой картине. Всё остальное было фотографически точно. Справа от Тучкова буяна располагаются какие-то трудноразличимые сооружения. Поскольку на линии правого обреза мост ещё не кончился, будем условно считать, что панорама обрезана где-то на уровне Тучкова переулка.
На этом фрагменте карты Шуберта уместилось всё, что мы можем увидеть на первой картине. Звёздочкой показана точка, откуда писалась картина, красными лучами - линии краёв картины.
Посмотрел, сколько получилось, и решил прерваться. Продолжение, естественно, следует.
Здесь -
продолжение. Последний очерк -
тут.