Retrospective: Делись или проиграешь

Apr 18, 2018 09:09





В своем интервью немецкой газете Die Zeit Лоуренс Лессиг, профессор права в Стэнфордском университете США и идеологический вдохновитель движения за свободную информацию, высказал интересную и практичную с его точки зрения идею - собственность подразумевает возможность ею делиться.

По его мнению, сегодня простое использование контента подразумевает создание копии. Раньше, правда, было по-другому. Долгое время пользование означало что-либо слушать или читать, но не копировать. Поэтому необходимо продумать, как честно изменить правовое регулирование. Точной формулировки основоположник Creative Commons не дал, но предложил две модели: при коммерческом пользовании контента нужно платить, а при некоммерческом - платить не нужно.

К примеру: берем часть произведения, используем его в ремиксе и получившееся новое произведение загружаем на YouTube, чтобы показать его десяткам тысячам друзей. Вот за это платить не надо. Значит и переговоры общества по коллективному управлению правами GEMA с YouTube в отношении подобного случая не имеют смысла, так как цена - ноль. Но вот если написать книгу и кто-нибудь из нее сделает фильм, то тогда это уже коммерческий ремикс, об оплате которого следует вести переговоры с автором книги. Поэтому следует спросить себя, в каких областях регулирование необходимо, а в каких - нет.



Не обделили вниманием и издателей. Какова сегодня их роль? Они стали агентами авторов, обеспечивая им определенное качество. Но для этого издатели уже не нужны. Качество можно определить посредством других критериев, к примеру, в рейтингах Amazon или Google посмотреть, что нравится другим, по цитированиям узнать, что используют другие - таким образом можно найти лучшее творение. По такому критерию и Mein Kampf и манифесты террористов можно рекомендовать к прочтению.

Всегда находились недовольные определенным распорядком вещей или их регулированием, если будет угодно. Авторское право здесь не исключение. Всегда были предложения либо о сокращении сроков охраны прав, либо вообще о существенном ограничении действия самих прав. Несмотря на непрекращающиеся споры, на протяжении нескольких десятков лет у авторов были и есть определенные гарантии, основная из которых - исключительное право на свое произведение в том смысле, что автор может решать, как он хочет и будет его использовать. Для чего это нужно?

читать дальше

контроль использования, #копирование, копирование, регулирование, #авторскоеправо, авторские и смежные права, #контрольиспользования, авторское право, #регулирование

Previous post Next post
Up