Казахстан. 2018. Апрель-май. 20 апреля. День 1.

Jun 22, 2020 21:19

Станция Тюратам - космодром Байконур.



Кликабельно.



Трек:

https://www.alltrails.com/explore/recording/2018-20-1?u=m

https://nakarte.me/#m=11/45.68484/63.49686&l=Y&nktl=bxiiNrI9Iep0Nbr0Ooq_5g


11-ть часов утра, прямо с поезда, заехал в уже знакомый отель в Тюратаме.  Решил, на будущее, поинтересоваться ценами. Мадам на рисепшн, увидев приезжего,  заломила невероятные по местным меркам  7500 теньге за сутки.  А отель-то представляет собой по сути дела ночлежку. Номер малюхонький, завтраков нет, санузел один на этаж, причем совмещённый. Ему, этому номеру, в сутки 1000 теньге - красная цена.


Я, конечно, обиделся на такую очевидную наглость, мысленно поставил на этом отеле жирный крест и сразу, как и планировал,  отправился в путь на космодром.
Правда, преварительно залил пару бутылок водой. Во дворе, на прежнем месте, застал знакомый мне уже краник для полива. Здешний народ до буржуйских извращений - покупать воду в магазине ещё не дошёл, пьёт  из крана. Однако, справедливости ради, надо заметить, что вода в здешних, пустынных местах, очень невкусная, так что лучше  её всё же покупать в магазине.  Но я человек с раньшего времени, пренебрег буржуйским излишествами, и набрал воду в кране.


Вид назад. Появилась симпатичная заправка.  дорога идет в город Байконур.


Та же дорога, чуть правее. Справа новенькая мечеть.


Еду к трассе М 32.  Железнодорожный мост.


На трассе сделали шикарную развязку.


Визитная карточка космодрома - НИП-5 "Сатурн", площадка 23.


У дороги появился новый автокемпинг. Теперь эта трасса часть Шёлкового пути, и очень быстро обустраивается. Я тут уже в третий раз с 2014 года, так что наблюдаю в динамике процесс строительства трассы и её обустройства.


А вот и моя любимая площадка. Здесь в 2014 году закончился поход.  Её значительно облагородили: появилась красивая беседка, эстакада, мусорный бак и сортир.


Знакомый уже автокемпинг. На заднем плане идет поезд. Заехал в этот кемпинг, набрал воды до полного комплекта в 10 литров, на трое суток. Грузу на байке добавилось 10 кг, что внушало некие опасения за колеса.


Повернул в степь. В отличие от 2017 года в этот раз я проложил трек западнее, решил прорываться на площадку 104 по прямой.


До железной дороги никаких неприятностей с полицией не ожидалось. Ехал спокойно.
Степные тюльпанчики.


Ветра тут постоянные, потому цветы очень низкорослые.


Красотень. Вот тут я понял, что в этом году  приехал очень вовремя


Цветов очень много, травка, красота.  Через месяц тут будет выжженная пустыня.


А дорогу раскатали очень хорошо. Машин, правда, на горизонте не видно.
На багажнике, поверх "штанов" четыре бутылки с водой, по два литра, плюс полтора литра в бутылке на раме, плюс чай в термосе. Температура очень комфортная, не жарко. Так что три  литра воды на день, если не шиковать,  должно хватить.
Бедные колёса. Но держат.




Местами песочек уже совсем подсох, так что приходится упираться.


Первая взорванная ШПУ, площадка 245. Шахтная пусковая установа (ШПУ) для пусков Р-36орб (8К69). 


Орбитальные ракеты 8К69 были сняты с боевого дежурства в январе 1983г. в связи с заключением Договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), в котором был оговорен запрет на подобные системы. В дальнейшем на базе ракеты 8К69 было создано семейство ракетоносителей “Циклон”.
Эта бетонная будка - бывший вход под землю к шахте.


Ракета Р-36 орб. была представителем славного семейства ракет Р-36, из которых потом получилась легендарная ракета Сатана или Воевода .
Сейчас  на смену им приходит близкий родственник ракета Сармат.
Шахта глубиной около 40-ка  метров.


Все предыдущие, до Сармата поколения ракет Р 36 производились на Украине в КБ Янгеля "Южное", и все ресурсы этих носителей скоро закончатся.
Сармат скоро примут на вооружение и из него  получается  жуткая страшилка для супостата на ближайшие лет 40. К сожалению, пиндосы другого языка не понимают в принципе, равно как и вся остальная англосаксонская шелупонь вроде Британии, Канады и Австралии.


На часах уже три, пора пообедать. Рядом с шахтой обнаружился большой котлован непонятного назначения. Спрятался там от ветра.


Вот моя путь-дорога.
А на этом пятачке, кто-то раздербанил кабель. Весь космодром усыпан вот такой оплеткой от кабелей.


Свежие следы, но никого не видно.


Знакомый грейдер, он как раз все эти  ракетный шахты и соединяет.


Направо уходит ЛЭП на 45-ю площадку.  На момент написания отчета стало известно, что именна на 45-й площадке будет реализован многострадальный проект "Байтерек". Роскосмос делает РН Союз-5, а казахская сторона  финансирует переделку под этот РН стартового комплекса.


Ещё одна  накатанная дорога на 31-ю и 45-ю площадки.
Я продолжаю ехать по грейдеру на северо-запад к железной дороге.


Опять цветочки.


Очередная ШПУ,  площадка 241 - командный пункт 353 ракетного полка(в/ч 21648).


Эта ШПУ чуть в стороне от дороги.


Всё уже знакомо. Это развалины караульного помещения с вышкой.




Смотрим на северо-запад. Показались МЗК и СДИ.


Поехал по бетонке вокруг шахты.


В самой шахте смотреть нечего.


Останки транспортно-пускового контейнера (ТПК).


Справа от дороги показались развалины. Конечно, заворачиваю посмотреть.


Стены похабненько отлиты из бетона. Всё понятно - хоздвор.




Загоны для скота. Скорее всего тут был свинарник.  В Советские времена пытались развивать в частях подсобное хозяйство. Конечно же, это были свиньи, которых кормили отходами из кухни.  Я в учебке пару раз попадал в наряд на свинарник. Сущий ад, целые сутки наполненный визгом свиней и вонью навоза.  "В те времена далекие, теперь почти былинные"  отцы-командиры вместо боевой учебы придумывали  много всяких интересных занятий для личного состава.


С обратной стороны грейдера еще развалины.


Площадка номера не имеет.




Тут всё понятно - это очистные сооружения.


А это поля аэрации. Представляю, какая тут стояла вонища в здешнюю жару.


Слева, вдали показалась свалка ТПК. Поехал туда.
Наученный горьким опытом, я решил впредь на Байконуре осматривать тщательно буквально всё, что попадается на пути.


Это свалка использованных ТПК.


Тоже какой-то загон  из шлакобетона, вероятно,  для скотины.


Если бы ещё хоть что-то  понимать в этих ТПК.  Ракета улетала, а эта оставалось на земле. Утилизировать не научились.  Во дворе церкви в городе Байконур из куска такой трубы сделали бассейн. Стеклопластик, он вечный, ему сносу нет. ТПК - гениальная, вещь внедренная Челомеем для ракеты УР-100, продлевала жизнь ракет на десятки лет.


На горизонте 110-я площадка. Я, собственно, ради неё и приехал.


Вечереет. Вид на юг.


Тут же, рядом с огромными трубами начинается громадная бетонированная площадка.


Странно, дорожные знаки.


Раз эстакады, значит тут был огромный автопарк. Википедия утверждает, это - Площадка 37А. Автопарк в/ч 34200. Место дислокации автомобильной спецтехники, необходимой для проведения спецработ по по подготовке и пуску МБР 15А18 и 15А18М.






Т-образный перекресток. Еду направо к переезду. Очень близко железная дорога, места могут быть обитемыми, следует соблюдать осторожность. Впереди светится 110 площадка, доехать бы.


Дальше кромешная тьма, и фотографий нет, читайте текст и смотрите на трек.
Дома, я проложил маршрут мимо нескольких площадок, который в Википедии были обозначены, как законсервированные.  Очень хотелось посмотреть на шахты в не взорванном состоянии. Но были очень серьёзные опасения, что эти точки охраняются.  Выяснить это безопасно, можно было только в темноте когда охрана включит освещение.   Поэтому я особенно не спешил, постарался подгадать сегодняшнее путешествие так, чтобы к железной дороге подойти в полной темноте.
Выехал к переезду. Тьма кромешная. Теперь можно было передвигаться совершенно спокойно. Территорию никто ночью не патрулирует, а охранники на точках, они из местных,  сидят в домиках тихо-тихо, как мышки под веником. На космодром нет-нет да заезжают мародеры, поживиться цветными металлами. Народ простой и суровый, очков не носит, их охранники боятся, как огня.  Сами никогда не лезут, сразу вызывают полицию.
Переезд через железную дорогу оказался перегорожен бетонными блоками.  Действующий переезд был гораздо правее меня, метрах в пятистах. Там горел свет и стояла сторожка. Перебираюсь на другую сторону железной дороги, иду мимо подстанции. Она тоже рабочая, горит свет. С трека, проложенному по дороге,  пришлось уйти. Обхожу подстанцию по полю, двигаюсь по азимуту.  Очень опасаюсь свалиться в темноте в какой-нибудь колодец.
Вышел, наконец, на проселочную дорогу Еду медленно, впереди площадка 111/1, там законсервированный командный пункт (КП), управления запусками всё той же ракеты "Сатаны".  Размещается КП в такой же шахте, что и ракета. Представляет из себя  огромную бочку, подвешенную на специальных амортизаторах, чтобы гасить взрывную волну от ядерного взрыва. Весит эта бочка 130 тонн. Сама шахта 6 м в диаметре и 39 метров глубиной.  Предполагалось добраться к точке в темноте, и, если там нет охраны, днем спокойно все осмотреть.  Но не судьба. Подошел поближе и вижу свет, собаки брешут. Причем дорога идет прямо на точку. Пришлось уходить вправо и опять идти прямо по степи.  Только от степи там мало чего осталось, какие-то кучи, железяки валяются, столбы торчат.  Чуть не убился.
Наконец вылез на дорогу. И вот счастье-то - дорога асфальтированная.  От асфальта, правда, мало что осталось, но можно ехать.  Теперь представьте картину: кромешная тьма, просматриваются только контуры дороги, шуршат шины, над головой бездонное небо всё в звездах и бескрайняя чернота впереди.
Слева еще одна точка, площадка 111/2, ровно такой же законсервированный КП, как и площадке 111/1.  Но и там свет. Еду мимо.
Справа, вдали еще одна намеченная точка - площадка 102. Там законсервированная шахта, где проводились испытания ракет семейства Р 36, и опять же, вроде бы подземный КП.  Но и там свет, и все те же собаки,  опять облом. Однако, впереди есть еще две намеченные точки - 103 и 101.
На ночёвку, пока не выяснишь, что там с охраной на точках,  вставать нельзя.  Объехал площадку 102, и сразу обнаруживается, что на площадке 103 тоже свет. Там, на консервации еще она шахте, где проводились испытания, она под оговор ОСВ-2 не попала, потому её не взорвали. Наверное, есть на что посмотреть, но опять не свезло. Обидно досадно, но ничего не поделаешь.
Теперь, когда с охраной всё ясно,  надо было уходить от этих точек, как можно подальше в степь.  Впереди площадка 101, там был аварийный пуск. Взорвалось почти 200 тонн топлива всё тоё же "Сатаны", там и планирую угнездиться на ночёвку. Иду по азимуту строго на север.  На точке оказался ожидаемый пустырь и большой холм,  Эту точку рекультивировали, так что  от шахты нет никаких следов.
Устроился на ночёвку с северо-запада от холма. Он удачно отгородил меня от обитаемых площадок.  Предосторожность не лишняя, потому как палатку я и в темноте могу поставить, а вот ужин без света не приготовишь.

Заключение.
День выдался, ни смотря ни на что, замечательным. Очень я подгадал в тот раз с календарём, застал весну в пустыне в самом разгаре. Наконец-то опять поход,  солнце, ветер и оглушительный небосвод ночью.  Катилось сегодня легко и в удовольствие. Проехал 67 км., что очень неплохо, учитывая количество пешки и характер дороги.


Продолжение

Байконур, Казахстан. 2018. Апрель-май, Казахстан

Previous post Next post
Up