Canon EOS R. Впечатления.

Jan 12, 2019 19:04




- Дорогая, знакомься, это EOS R, она теперь будет жить с нами. :)
Из меня тот еще обзорщик, надо сказать. Не только потому, что катастрофически не хватает на это времени, но и потому что дико лень делать миллион одинаковых кадров, чтобы наглядно продемонстрировать отличия разных настроек при одинаковых условиях съемки, как того требует жанр. Так что любителей десятков видов одной и той же кирпичной стены с различной глубиной резкости данный пост не удовлетворит.
Но знакомые, узнав, что я обзавелся новой игрушкой от Canon, очень просили поделиться первыми впечатлениями, и, в общем-то, для них и пишу.

Необходимость во второй камере зрела давно - с лета. Любому, кто занимается коммерческой съемкой, две камеры просто жизненно необходимы - основная может помереть в самый неподходящий момент, например, в 12 ночи, а в 6 утра уже на съемку - ни в ремонт сдать, ни в прокате взять. А уж если она решит заглючить прям по ходу мероприятия - и того хуже. Да и задачи в репортаже стоят разные и перекидывать постоянно стекла с широкого угла на телевик и обратно - терять время, моменты, кадры. В конце концов, пыли на матрицу набивается, как ни предохраняйся.
В принципе, до этого лета у меня две и было - 1 DX и 1DXm2. Репортажные инструменты, самые быстрые, надежные и большие у Canon. Именно из-за размеров и веса одну было решено продать, чтобы взять что-то покомпактнее и полегче - таскать эти кирпичи на себе по 6-7 часов съемок - это привет спине, плечам и пояснице, а они у меня не казеные.
Собсна, первый ДХ улетел к новому хозяину, а я подзавис. Выбора, по сути, было немного - 5Дм4 или уходить на другую марку. Но в какой-то момент и деньги на что-то резко понадобились, и пятак я брать не хотел особо, и вливаться в ряды сони/фуджилюбов тоже пока не испытывал яркого желания. В общем, на несколько месяцев остался с одной камерой. А перед новым годом совершенно случайно наткнулся в сети на какой-то коротенький обзор, в магазине посмотрел на витрине и понял - о, вот выход - полнокадровая беззеркалочка.
EOS R меньше и 5Дм4, и 6Дм2, и вообще рядом с любой зеркалкой выглядит компактнее, не говоря уже о сравнении с Ее Величеством Единицей. Да, этот размер невозможно назвать "карманным", но лично мне оно вообще не надо - не люблю, когда вещи теряются в ладони. А тут этакая золотая середина - и легкость присутствует, и хват вполне себе привычный, и сбалансировано все здорово.



Комплект я себе взял Kit - с переходником RF-EF для старых зеркальных объективов и одним новым стеклышком RF 24-105 f/4.0 IS USM. Без объектива камера стоит на 60 тысяч дешевле, без переходника - еще на 10. Только толку от нее в этом виде никакого не будет)
Переходников Canon анонсировал аж три вида - самый простой, который и лежит в китовом наборе, второй вариант - с кольцом электронной настройки, на которое можно повесить любую из доступных программных функций - например, изменение значения диафрагмы. Или настройку ISO. Или что-то еще, что вам захочется. На новых объективах такое кольцо уже встроено в корпус. А при работе с зеркальными, на которых нет ничего подобного, может быть весьма удобно.
Ну и третий переходник будет со слотом под сменные фильтры - аналогично тем, которые используются в супер-телевиках. Что тоже удобно - один полярик под любые навинчивающиеся на переходник объективы, вне зависимости от диаметра резьбы внешней линзы.



Увы, на данный момент в наличии есть только простейший, так что ждем появления остальных. Дилеры обещают не позже марта.
Именно с переходником у меня были связаны некие опасения. Ибо известно, что при попытках "поженить" стекла от Кенон с другими марками, например, Сони, проявляются явные проблемы, связанные с корректной и быстрой работой автофокуса. Именно поэтому я и не хотел брать себе камеру другой марки - если не будет полной уверенности в работе, со своим парком стекол я ее использовать не смогу, а разоряться на дополнительные объективы, которые у Сони сильно дороже Кенона, в мои планы точно не входило.
Посему одной из первых задач было проверить именно работу переходника. Выбрал я под нее самый тупой из моих объективов - 50мм 1,2, который и на зеркалках не отличается высокой скоростью фокусировки.



И проработав с ним час (снимал портреты в студийных условиях), я не заметил никаких изменений. В худшую сторону, во всяком случае. Могу сказать, что и промахов по фокусу было не больше обычного, а может и меньше. Хотя, наверное, это субъективно-восторженное. При этом новый полтос, с байонетом RF, насколько я могу судить по картинкам (живьем пока не удалось, да и вряд ли удастся при его цене в 220 тысяч), в своих габаритах не отличается, а, возможно, и превосходит по размерам полтос старый, с нацепленным переходником.



Сам переходник особых габаритов не добавляет, незначительно выступая за самую широкую часть камеры - ручку для хвата и призван восстановить расстояние от объектива до матрицы камеры, чтобы было как на зеркалках. Физику не обманешь, как говорится.






Помимо 50мм, были проверены 16-35 третьего поколения, 135 мм f2.0 и 70-200 f2.8 II - проблем по фокусу выявлено не было ни на одном. Ну а габариты... Повторюсь, супер-миниатюрные размеры мне не были нужны изначально, поэтому меня не особо заботит, то, что Кэнон оказался крупнее Соней и Фуджей. А уж с прицепленным 400mm - и подавно:)





В коробке с камерой идет толстенькая книжица-инструкция, где на 28 языках очень подробно написано, как снимать в автоматическом режиме. И все.
Видимо, подразумевается, что тем, кто ничего не умеет, большего и не требуется, а те, кто умеют - сами разберутся. В чем-то, конечно, Canon прав, благо меню новой камеры не сильно отличается от привычного. Но дьявол, как обычно, в мелочах.


Например, помимо стандартных режимов P, M, Av, Tv, Bulb и трех настраиваемых, добавился совершенно новый - Fv. Опытным путем выяснилось, что это некий гибрид.
Обычно я всегда работаю в М, изредка переключаясь в Av, в зависимости от условий. Ибо не люблю полагаться на автоматику, хотя не могу не признать, что современная работает довольно четко и редко промахивается. Но не хотелось бы, чтобы она промахнулась именно "в тот самый момент".
Fv же сочетает в себе и М, и Av и Tv. То есть в любой момент съемки колесиком под большим пальцем можно выбрать то значение, которое необходимо изменить, а колесиком под указательным пальцем, собственно, и изменить величину. Сейчас, например, выбрано значение выдержки (обозначается желтым полукругом). Остальные значения либо зафиксированы (как диафрагма - 4,0), либо находятся в режиме Авто - ISO будет перестраиваться в зависимости от выдержки, чтобы сохранить нужный уровень экспозиции. Который, кстати, тоже можно задавать в этом режиме так же просто, как и все остальное. Причем отображается эта красота не только на экранчике, но и в электронном видоискателе, так что можно настраиваться, не отрывая камеру от лица. Один день, чтобы привыкнуть и, наверное, в чистый М возвращаться уже не захочется.






Чего мне дичайше не хватало на Единицах - это поворотного экрана. Причем, правильно поворотного, 180-градусного, а не только "вверх на 90", как у некоторых моделей бывает. Ибо ситуаций, когда нужно снимать "от земли", "за углом" или "с рук выше человеческого роста" в моей деятельности хватает. Раньше приходилось либо валяться на полу, либо снимать вслепую, полагаясь на удачу/опыт. Теперь жизнь налаживается. Экранчик крутится, для транспортировки выворачивается глянцевой стороной внутрь, во избежание царапин - то, что доктор прописал.



Снова про то, о чем не написано в талмуде-инструкции. Экран, разумеется, сенсорный, с огромным количеством точек фокусировки. И, разумеется, отключается, когда смотришь в видоискатель. Но!
Очень приятная фишка - точку фокусировки можно продолжать передвигать в любое удобное место, касаясь пальцем уже выключенного тачпада. Для этого в меню нужно всего лишь включить пункт "Настройка AF перетаскиванием".


Можно выбрать как область работы экрана - правую, левую, верхнюю, нижнюю или весь экран целиком, так и способ перетаскивания - абсолютный или относительный. В первом случае экран будет работать как планшет - куда ткнул пальцем, туда фокус моментально и перекинулся. Во втором случае точка фокусировки будет двигаться, отталкиваясь от старта движения вашего пальца, не важно, куда вы его поставите изначально относительно сенсора. Кому как удобнее каждый решает сам, я попробовал и то, и другое, пока остановился на варианте "относительное/область справа". Тогда можно работать с точкой фокуса исключительно большим пальцем правой руки, что очень удобно. И именно область справа, ибо до левой половины тачпада большой палец уже не дотягивается, а работать с этой функцией левой рукой, особенно, если нацеплен какой-то длинный объектив типа 100-400 или 70-200 уже не так приятно и легко.



Едем дальше. Питается Р-ка от старых-добрых литиевых LP-E6N. В комплекте одна. Хватает ее в экономном режиме (включается в меню отдельно, заставляет основной экран притухать через 3 сек. бездействия и полностью выключаться через 12 сек) на 5.5 часов работы. За это время сотворилось около 850-900 кадров. Не сериями, в режиме пулемета, а одиночными, с паузами-перерывами. Думаю, если срочить в режиме пулемета, то и кадров будет побольше, и сядет она побыстрее. Соответственно, на полный съемочный день неплохо иметь пару.
На морозе тоже тестил, за час съемки при -12 уходит около 25% заряда, то есть оптимистично на таких условиях хватит не больше, чем на 3 часа. Можно, конечно, докупить батарейную ручку (и превратить Р-ку, таким образом, в 1ДХ). Но смысла я в этом не вижу никакого вообще.



Из приятных фишек - в выключенном состоянии матрица закрывается спецшторками, которые, в отличие от зеркала у ДХ и остальных, пыль не пропускают совсем. Можно менять стекла туда-сюда и оставлять без работы многочисленные конторы "чистимматрицузаодиндень.ру". Единственный момент - к этому надо привыкнуть и не забывать выключать камеру перед самой сменой стекла - иначе шторки не закроются.







Верхний OLED-экранчик весьма контрастен даже в солнечную погоду, имеет режим подсветки (по сути - инверсии цвета) и содержит в себе всю необходимую информацию о выбранных режимах и параметрах съемки. Причем выбранный режим виден даже на выключенной камере - потребляет этот экран настолько малое количество энергии, что Кенон решил оставить данную инфу в постоянном доступе для тех, кто привык ориентироваться на старое-доброе аналоговое колесико (я давно отвык, ибо на Единицах ничего такого нет).
Но по большому счету, в этом экранчике необходимости уже нет. Инфа обо всех настройках камеры выводится и отображается как на сенсорном большом экране, так и в электронном видоискателе. Можно выбрать один из 5 видов отображения информации, от минимальной, где нет ничего, кроме картинки, до максимальной - с гистограммой, уровнем горизонта и всеми остальными параметрами.



Еще одна новая фишка - сенсорная панелька M-fn под большой палец правой руки, рядом с видоискателем. Туда, как и на большинство кнопок этой камеры, можно назначить самостоятельно выбранную функцию - Чувствительность ИСО, ББ, запись видео и еще несколько. При этом на одну панельку возможно повесить три действия - для кастомизации доступны правая часть, левая часть и смахивание. Но за неделю работы я так и не придумал, зачем она может быть нужна. Все необходимые мне функции и так находятся на привычных/удобных местах. Возможно, в дальнейшем и буду зачем-нибудь использовать.



У Р-ки слот только под одну карту SD, что может быть неприятным сюрпризом для всех, кто привык страховаться во время ответственных съемок, записывая дубль кадров на вторую.




Для меня это тоже минус, хотя и не критичный, т.к. основная камера во время любого репортажа все равно будет ДХ, где слотов как раз два. И даже если что-то случится с картой в Р-ке, основная часть съемки будет жива (надеюсь, что, все-таки ничего подобного не произойдет). Плюс существует маленький лайфхак в виде возможности подключения камеры к смартфону по вайфаю. На карту в камере пишутся равы, джипеги летят на карточку в телефоне в непрерывном режиме. Это, по идее, будет снижать ресурс батареи, но, возможно, на супер-ответственной съемке станет единственным правильным выходом для параноиков.
Да, вайфай и возможность быстрой отправки картинок по интернету прямо в момент съемки - это еще один плюс Р-ке. Иногда мне это бывает необходимо, а чтобы подобное провернуть с ДХ-ом, надо докупать к нему вайфай-модуль, который, как обычно, стоит конских денег (около 50 тыщ), занимает дополнительное место в сумке и влияет на общий вес.
За несколько дней тестов было отмечено, что коннект происходит не всегда быстро, но когда связь установлена, картинки пересылаются довольно шустро и имеют, в принципе, достаточно качественный вид, который не стыдно кидать по соцсетям под стандартное причитание "Для инстаграма сойдет".

Ну ладно. Про эргономику сказать в целом нечего, кроме слова "привычная" и даже несмотря на то, что некоторых кнопок нет вообще, а некоторые находятся совсем в иных местах, чем у единицы, осваиваешься довольно быстро. Один день буквально, но достаточно плотной работы.

Что же по съемкам.
Провел довольно длинную вечернюю сессию, где мы с Наташей, как обычно, снимали портреты друзей на Рождество. Камера показала себя хорошо - оперативно наводилась, почти не мазала, на выходе дала мне качественную картинку, которой я от нее и ожидал, при том, что снимал я в С-Raw - новый формат от Canon, который позволяет файлам весить сильно меньше обычного при незначительной потере качества. Незаметно даже для печати А3, не говоря уже о том, для чего нынче снимают в основной массе - для соцсетей.










Это все в связке со старым добрым 135mm f/2.0 через, разумеется, переходник. Повторюсь - без сюрпризов, как приятных, так и неприятных - я получил именно то, чего ожидал получить.

Разумеется, проверил камеру и на самом стандартном, помимо репортажа, типе своих съемок - интерьеры авто.




Мерс снят на ДХм2, БМВ - на Р-ку. Разницы на выходе я не вижу. При абсолютно равном количестве усилий на обработку результата.
А при съемке, кстати, работать стало легче благодаря меньшему весу и поворотному экрану - когда камеру надо держать у потолка салона и стараться выстраивать геометрию кадра.

Обычные картинки с улицы не отличались ничем от снятых на ДХ, за исключением того, что камеру в сумку можно было не убирать - она никак не мешала, болтаясь на ремне, из состояния сна выплывала мгновенно - практически так же, как Единица, а внимание окружающих привлекала куда меньше - со штатным 24-105 я не выглядел русским шпионом как в Косово, максимум тянул на туриста из Саранска, приехавшего покорять столицу на каникулах.









Красивая, нормальная картинка. Полученная без особых усилий на постобработке - небольшой цветокорр и все.
Но в какой-то момент я оказался в условиях, где света стало не хватать. И вместо того, чтобы задрать ИСО, я решил удлинить выдержку. Причем сразу на то значение, которое устроит экспонометр камеры. Заодно и стаб в объективе проверить. И вот тут сюрприз и поджидал. 1,6 секунды. Без штатива, с рук.


Даже с учетом того, что локтем я уперся в парапет, попытавшись сделать из руки монопод, результат впечатляет. На ДХ с его весом ничего подобного изобразить у меня не выходило за все годы, которые он у меня есть.
На более коротких выдержках, вплоть до 1 сек, снимать на Р-ку с рук можно и без упора, просто на весу. Здесь, например, 1 секунда ровно.



В общем, это был, наверное, самый приятный сюрприз от покупки.
Да, кстати, в меню есть возможность сразу настроить кадрирование - как обычное соотношение, 2:3, так и еще несколько, включая более киношный вариант - 16:9, который я использую в последнее время почти всегда. При этом в видоискателе картинка будет именно той, которую вы хотите видеть, а raw будет записывать полноформатный. Это нужно исключительно для тех, кто предпочитает выстраивать кадр сразу, до постобработки и корректировать результат лишь незначительно.

Выводы.
Когда я ехал за этой камерой, я довольно четко понимал, для каких задач я ее беру. Наверное поэтому у меня не наступило и не наступит никаких глобальных разочарований.
Да, не карманный экземпляр, но мне и не надо было - чуть меньше пятака, в два раза меньше и легче единицы - уже отлично. Да, на видео ругаются все обзорщики - 4К пишет только на кропе (как 5Дм4), fullHD - 60 кадров в секунду, а не 120... Но я видео не снимаю. Вообще никогда. Неинтересно оно мне. Посему по этому параметру тоже пофигу, что там и как.

Что было важно:
- полный кадр,
- четкая работа с "зеркальными" стеклами,
- пыле-влаго-защищенность,
- меньший вес/габариты, чем у единицы,
- поворотный экран,
- легкость привыкания в плане управления,
- возможность работы через вайфай со смартфонами или ноутами.
И в принципе, почти всем этим пунктам соответствует 5Дм4. Кроме экрана. Поэтому первый главный вывод будет - менять пятерку четвертого поколения на Р-ку смысла не имеет вообще.
Но не имея 5-ки, или обладая какой-то более древней, чем марк4, версией, я бы хорошенько подумал. Так или иначе, за беззеркалками, все-таки, будущее, при этом Р-ка с переходником, без объектива стоит почти на 30 тысяч дешевле.

Вывод второй.
Для репортажа, особенно спортивного, где много динамики, где важны даже не секунды, а их доли, Р-ка не годится. Как и любая другая беззеркалка на нынешнем этапе развития.
Во-первых скорость работы затвора даже на High Speed - не более 8 кадров в сек, а в следящем фокусе - 5/сек. Это в три раза меньше, чем у 1DXm2. Во-вторых, при работе через видоискатель изображение очень сильно дергается и притормаживает в момент нажатия кнопки спуска - про качественные проводки можно забыть вообще. Чем сложнее условия съемки - поздний вечер или темное помещение, например, тем сильнее будут тормоза и "заикания". Ну и может я не привык еще просто, но все-таки мне кажется, что от момента нажатия на кнопку спуска до момента срабатывания камеры, все-таки, проходят какие-то незначительные доли секунды (в отличие от привычного ДХ-а), которые, однако, влияют на динамично меняющийся сюжет вплоть до полной потери нужного кадра.

Вывод третий.
Для спокойных студийных съемок, для стритфото, клубного портретного фото или даже легких корпоративов, семинаров или конференций, а так же в театрах, где важна тишина, ну и для туризма (подозреваю, еще не проверил) эта камера огонь. Она не привлекает много внимания, как единица, она очень быстро подготавливается к работе, она позволяет моментально отправлять сделанные картинки по соцсетям и т.д, не давит на шею или плечи и, опять же, из-за меньшего веса позволяет работать с более длинными выдержками, чем тяжеленный топовый репортерский кирпич. И открываются более художественные грани для творчества.

Вывод четвертый.
Несомненно, эра зеркалок заканчивается, хотя в репортажном плане ей предстоит еще некоторое сопротивление и эти позиции сдадутся последними. Но иметь сейчас и БЗ, и З - хорошо. Как в плане работы на перспективу - и привыкнуть легче, и знать про плюсы-минусы глубже, так и в плане начать собирать парк стекол под новый байонет с расчетом на то, что когда беззеркалка уровня 1ДХ выпустится на репортажный рынок, быть уже во всеоружии.

Вывода 5 не будет, пожалуй, пойду лучше, поснимаю в городе - как раз стемнело)
Всем спасибо, что дочитали.

canon

Previous post Next post
Up