Кузнецова Эльза Григорьевна. Документы из архива.

Feb 07, 2015 21:44

Основываясь на документах, присланных Управлением ФСБ по Волгоградской области, в июле прошлого года я писал о судьбах четы Кузнецовых, проживавших в начале 30-х годов в Харбине, где Кузнецов работал Товарищем председателя КВЖД.
Присланная информация была довольно скудной - архивные справки и два-три документа из архивных уголовных дел…
Три месяца назад обратился в Управление ФСБ по Москве и МО с просьбой ознакомить меня с делами Кузнецовых. Управление запросило Волгоградских коллег и эти дела были присланы в Москву. В процессе ознакомления мне любезно предоставили возможность сфотографировать все документы.
В деле Эльзы Григорьевны всего 28 листов плюс ее личные документы.




Ее муж, Степан Иванович, работавший в то время Председателем Сталинградского облисполкома, был арестован в конце июня 1937, а через два месяца арестовали и ее…
Из документов дела становиться известно, что Кузнецовы имели двоих детей: Сергей родился в 1917году, а в 1923(24) родилась дочь Нона, так в анкете Эльзы Григорьевны, а в анкете Степана Матвеевича указано «дочь Ира» и, что они зарегистрировали свой брак только 8 декабря 1928 года.
Так же в анкете арестованного указано, что сын, Сергей, был арестован 31 августа 1937 года, т.е. одновременно с матерью. Скорее всего, тоже, как ЧСИР. Поиски каких либо иных упоминаний о нем или документов его дела, пока результатов не дали…       Эльза Григорьевна имела высшее образование - закончила Транспортно-Коммерческий факультет Харбинского политехнического института и, до ареста работала экономистом в Сталинградском Облплане…
Один единственный допрос - 7 сентября 1937 года. Восемь вопросов и столько же ответов: кто ваш муж?, когда познакомились?, кот приходил в гости?, о чем говорили?, за что арестован ваш муж?, что известно о контрреволюционной деятельности мужа?
На первые семь вопросов - лаконичные ответы, и на последний, четкое заявление: «О контро-революционной деятельности моего мужа Кузнецова для мня ничего не известно».
21 сентября объявляется об окончании следствия и, только через 4 месяца, 29 января 1938 года составляется лживое Обвинительное заключение: «Знала о практической контрреволюционной деятельности своего мужа Кузнецова С.И., скрыв от соответствующих органов известные ей факты, т.е. совершила преступление…»
19 апреля Особое совещание при НКВД СССР постановляет: «… как члена семьи изменника родины заключить в исправтрудлагерь сроком на ВОСЕМЬ лет…»
С 30 мая 1938 года она отбывает срок в Темлаге (Темниковский исправительно-трудовой лагерь, Мордовская АССР). Работает на швейном производстве мотористом, браковщицей, нормировщицей. Затем, «как хорошая хозяйственница была выдвинута работу повара столовой Потьминской ж.д. ветки».
И здесь Кузнецова проявляет себя с лучшей стороны - из ходатайства о сокращении срока заключения: «Нормы выработки, как мотористка и браковщица систематически перевыполняла», «За добросовестную работу, примерное поведение имела неоднократные поощрения от командования Темлаг”а НКВД..», «присвоено звание «Отличница ТЕМЛАГа НКВД» с выдачей книжки отличника». Но, совершенно уникальная фраза содержится в ее характеристике датированной маем 1943 года - «Заключенная Кузнецова Э.Г. РАБОТАЯ ПОВАРОМ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ХИЩЕНИЕМ ПРОДУКТОВ…» [выделено мною].
В декабре, того же года, Эльзе Григорьевне срок снизили на полтора года и в марте 1944 года ее освободили.
Поселилась она в поселке Ранцево Каменского района Калининской области.
23 февраля 1955 года, по ее ходатайству, постановлением Президиума Верховного Совета СССР судимость была снята. В эти же дни Эльза Григорьевна подает в Главную Военную прокуратуру заявление о пересмотре ее дела и дела мужа - Степана Матвеевича Кузнецова.
Военная Коллегия Верховного Суда СССР, своим определением от 22 сентября 1956 года, постановление Особого Совещания НКВД от 19 апреля 1938г., в отношении Кузнецовой отменило за отсутствием состава преступления. В тот же день был реабилитирован и Степан Матвеевич.
После реабилитации Эльза Григорьевна переезжает в Москву и хлопочет о возврате конфискованного имущества и денежных средств, для чего предоставляет множество различных бумаг. Возмещение стоимости конфискованного она добилась. Эти документы хранятся в деле мужа - Степана Матвеевича (том 1, стр. 238-252).



Для посмотра дела кликните на фото.

Кузнецова Эльза Григорьевна, ГУЛАГ, КВЖД

Previous post Next post
Up