Я давно хотел что-нибудь написать о символизме и вот сегодня подвернулся удобный случай. Сегодня я прочитал хорошую
статью Максима Кантора, посвященную проблеме символизма в искусстве, на примере картин художника Петрова-Водкина. Статья очень хорошая. Напоминает истошный крик одинокого в пустыне. Аудитория, к которой обращается Максим, огромна... даже еще больше. Прочитал и задумался.
Я каждый день наблюдаю, как люди стремительно скатываются в одноклеточный буквализм и очевидность. Из наших голов стремительно уходит восприятие мира как многомерного, переливающегося миллиардами граней, Универсума. Из нас стремительно уходит умение воспринимать Мир как Единое. Мы погрязли в мелочах... делим, вычитаем, прибавляем, умножаем... И не удивительно, что мы разучились понимать Символ. Мы не способны в Малом увидеть Вселенское... Да, не к нашему времени обращены оптимистические строки Уильяма Блейка:
В одном мгновенье видеть Вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность,
И небо - в чашечке цветка.
Неумение чиать и распозновать Символы - основное отличие нашего времени. В древности люди прекрасно понимали, что такое Символ. Символом могли быть целые произведения. Да что там произведения, Махабхарата - это один большой Символ. Каждое изображение индуистского или буддийского божества - это Символ и не более. Знаменитый храм в Кхаджурахо, с его порнографическими картинками - это гигантский Символ, и воспринимать его иначе - прямая угроза психике.
Символами была пронизана жизнь древних людей. Один простенький рисунок, одна закорючка или кружочек вызывали в сознании древнего человека целый массив знаний и образов. Ранние христиане, для выражения всего объема своих верований, обходились кое-как нарисованной картинкой рыбки или барашка. А сейчас войдите в церковь - это же целая художественная галерея вперемешку с выставкой антиквариата и ювелирным магазином! Или говоря другими словами, сложнейший метатекст с подробными иллюстрациями и комментариями на тему.
Мне кажется, что мир вокруг нас стремительно мельчает и мы мельчаем вместе с ним. Что есть сегодня наши символы? Бренды компаний? Дорожные знаки? Простейшие пиктограммы, выражающие одну простую мысль? Мы не способны увидеть в одной пиктограмме больше одного "мессиджа". Мы даже подписываем табличку "Не влезай - убьет", как-будто изображения черепа с костями говорит о том, что здесь вкусно кормят..
Что уж говорить о глубоком символизме Петрова-Воткина, Брейгеля и т.д., если мы не можем увидеть символы в их первозданном виде. Недавно я наткнулся в Интернете на статью о "Маленьком Принце". Сразу оговорюсь, что эту книгу я считаю гениальной и бессмертной. Так вот. статья была умная, с биографико-культурологическим уклоном, которые обычно размещают в начале книг. В этой статье обсуждались, кроме всего прочего, прототипы всех персонажей книги. Роза (в оригинале - Цветок) - это супруга Сент-Экзюпери, Маленький Принц - это сам Экзюпери (в детстве он тоже любил смотреть на звездное небо и у него были светлые волосы). Про Лиса вообще круто! Обнаружилась проблема перевода на русский язык имени этого персонажа. Лис или все-таки Лиса, и не есть ли тогда Лиса соперница Розы, образ некоей тайной любви Экзюпери... Я не буду спорить - может так все и есть. Но Экзюпери, как мне кажется, писал явно не для того, чтобы потешить свое самолюбие и увековечить свою супругу в образе Капризного Цветка. Мне очень хочется в следующей статье попытаться проанализировать "Маленького Принца" с позиций символизма. Вдруг получится? )
В конце хочу сказать вот что. Умение оперировать символами - первейший признак раскрытого сознания, осознания человека в гармонии с окружающим миром. Символы - это язык, на котором коллективное бессознательное общается с каждым человеком. Умение видеть и читать символы необходимое условия для роста человеческого сознания. Так что, если вы хотите приблизиться к пониманию Смыслов - вперед к изучению символов!
PS. Я выполнил данное себе обещание и таки написал статью о символизме в "Маленьком принце". Ознакомиться с этим свободным потоком сознания можно
здесь (часть 1) и
здесь (часть 2).